Продвинутые российские вузы готовят специалистов не только по востребованным сегодня специальностям, но и работают на опережение, развивая внутривузовские форсайт-центры, где прогнозируется возникновение новых профессий. О перспективах подготовки кадров для инновационной экономики шла речь на сессии «Университет будущего», прошедшей в рамках форума «Открытые инновации» в Сколково.


Ректор Сколтеха Александр Кулешов. Фото: Sk.ru. 

 

В списке Топ-10 востребованных сегодня профессий (среди них биотехнологи и биоинженеры), восемь профессий появились в последние 10 лет. Самая высокооплачиваемая специализация 2016 г. – облачное программирование. А ведь еще год назад профессии облачного программиста не было «на радарах» кадровиков. Как отмечалось на конференции, перед вузами стоит непростая задача: готовить кадры, чтобы не только успевать за спросом, но и опережать его.

Академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александр Кулешов, перечисляя тренды развития системы образования, обратил внимание на то, что «востребованность людей низко- и средне-профессионально квалифицированных каждый год драматически снижается. Падает спрос на «средних» инженеров, чьи функции в большей степени автоматизируются».

Еще один тренд – мультидисциплинарность науки и инноваций. Сегодня множество научных открытий и перспективных стартапов возникает на стыке наук: математики и биологии, физики и медицины и т.д. Успех невозможен без налаженных междисциплинарных коммуникаций.

Александр Кулешов считает, что общение - важная составляющая образовательного процесса. Он называет «опасной иллюзией» представление, будто все образование со временем уйдет в онлайн. «Общение в образовательной среде не заменит никакой онлайн – нельзя подменять одно другим», - отмечает эксперт.

О важности развития коммуникативных навыков у выпускников говорила и ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Алевтина Черникова. «Глубоко убеждена, что в вузе необходимо создавать креативную, творческую среду, способствующую общению. Работодатель хочет видеть специалиста, не только подкованного профессионально, но и обладающего рядом личностных качеств: умением работать в команде, брать ответственность на себя, быть лидером».

Проректор Московского физико-технического института (МФТИ) Тагир Аушев назвал университеты институтами изменения общества. «Университеты должны готовить личностей, которые как лидеры будут менять общество, мир вокруг себя. Каким мы хотим видеть общество в будущем - такими надо делать университеты».

     

Источник: pharmpersonal.ru