Электронные помощники способны пока лишь на совершение элементарных действий, избавляющих человека от рутинной работы, но не могут выполнять серьёзных задач. Поэтому они не заменят квалифицированных специалистов. Такой вывод сделали юристы и программисты на конференции «Искусственный интеллект в праве», которая прошла в Технопарке «Сколково».


Пару лет назад юристы были всерьёз напуганы — они считали, что технологии, основанные на искусственном интеллекте, могут оставить их без работы в самом ближайшем будущем. Опробовав различные сервисы на основе ИИ, они успокоились: новые технологии могут выполнять роль эффективного помощника, но не составят в обозримом будущем конкуренцию хорошему адвокату. На то есть несколько причин. 

Фото: Sk.ru.

Незаменимые люди

Главная состоит в том, что технологии, связанных с ИИ, находятся еще на начальном этапе считают все участники конференции. «Компании, которые занимаются ИИ, еще на стадии распознавания смыслов для разных отраслей», — отметила основатель Cognitive Technologies Ольга Ускова. Плюс, в сфере права есть множество областей, где не могут применяться стандартные подходы. Особенно, это касается области внедрения новых технологий. Самая актуальная тема - правила для беспилотников. «Прецеденты на дороге с беспилотниками не описаны, практика не определена. Этих правил нет, и роботы их не сделают», — рассказывает Ольга Ускова. «Необходимо изучать и формировать практику для различных областей права применения новейших технологий, которые сейчас только создаются - начиная от беспилотников, и завершая вопросами, связанными с применением искусственного интеллекта. И здесь не обойтись без грамотных юристов», - поддерживает директор центра юридических технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин.

Разговоры о том, что микроскопы заменят учёных идут давно, отмечает управляющий партнёр Tomashevskaya & Partners Жанна Томашевская. «Но сейчас люди начинают переходить от мыслей, что их заменят, к мысли, что новые технологии помогут конкурировать и быть лучше», — говорит Жанна Томашевская. Электронные помощники могут взять на себя существенный объем рутинной работы, которую выполняют младшие юристы. При этом необходимость в квалифицированных специалистах будет всегда, считает она. Ее поддерживает и представитель программистского сообщества, сооснователь стартапа Jetlex Вадим Полулях: «Люди всегда вначале думают, что технологии уничтожат профессию. Во время промышленной революции в XVIII–XIX веках считали, что машины и автоматизация уничтожат труд рабочих. Но ничего такого не произошло. Искусственный интеллект — это лишь метод решения проблем. Станет меньше рутинного труда, вырастет производительность, но профессия юриста останется. Просто работать станет приятнее».

Ещё одна причина кроется в сложности российских юридических норм. Наше право пока нелегко воспринимать даже людям, не говоря уже о машинах, которые могут понимать только нормальную логику. «Наше право молодое и существует в нормальном виде только лет двадцать пять. Сейчас юридическая техника растёт, правоприменение становится предсказуемым. Однако нужно ещё лет двадцать, чтобы практика стала «машиночитаемой», — рассказал на конференции старший юрист DLA Piper Илья Булгаков.

На что способен ИИ в праве?

Пока что ИИ может выполнять только несколько групп задач. В основном это поиск и систематизация информации, управление большим массивом документов и предоставление несложных консультаций от имени чат-ботов. Различные компании и за рубежом, и в России достигли в этих сферах значительных успехов. «Сейчас мы переходим к анализу естественного языка человека. ИИ пытается понять смысл того, что написано в документах, и именно здесь — наибольший потенциал для развития. В этой области работает много стартапов», — рассказал гость конференции из Сингапура, основатель LegalComet Майкл Лю. Например, в Китае стартапы занимаются анализом массивов информации в документах, среди них можно выделить компанию iCourt. В Юго-Восточной Азии используются системы на основе ИИ, которые могут анализировать дела и прогнозировать результаты судебных разбирательств. Этим, например, занимается компания Lex Quanta. В данной сфере много и американских разработок, например, сервисы Lexis Answeres, который выполняет функцию интеллектуального поисковика по американскому праву, или Westlaw Answeres, который также, исходя из контекста, способен найти определённые дела и подзаконные акты, рассказал Илья Булгаков.

В России тоже есть подобные системы. Например, компания «Гарант» в феврале запустила систему «Сутяжник», в которую можно загрузить правовой документ (судебный иск, жалобу или претензию) и получить судебную практику по описанным в нём вопросам, рассказала начальник юридического департамента компании «Гарант» Светлана Ревак.

У наших компаний есть несколько интересных решений в сфере чат-ботов. Это, например, робот-консультант от резидента фонда «Сколково» — компании «Правовед. RU». Её чат-бот даёт консультации по вопросам защиты прав потребителей на сайте компании. С октября 2017 года он провёл 3500 консультаций, получил 900 положительных и 200 отрицательных отзывов, рассказал основатель «Правовед.RU» Валерий Мешков. «Пока электронный консультант получает меньше положительных отзывов, чем опытный юрист, а отрицательных жалоб — в четыре раза больше. Но всё равно он справляется со своей работой лучше выпускников юридических вузов», — говорит Валерий Мешков. Он также отметил, что электронный юрист позволил компании сэкономить в этом году 13 млн рублей.

В этой же области работает и другой сколковский стартап — «Лаборатория Наносемантика». «Мы делаем интеллектуальные диалоговые системы — это продвинутые чат-боты, которые способны поддерживать диалог на естественном языке. Они могут давать справки, принимать заявки, записывать на консультации, фиксировать жалобы», — рассказала руководитель отдела лингвистики «Лаборатория Наносемантика» Анна Власова. Такой чат-бот компания сделала для портала госуслуг Республики Казахстан. Электронный консультант отвечает на вопросы, связанные с семейным правом, недвижимостью, регистрацией ИП, получением различных документов.

      

Источник: vc.ru