12 апреля в мире отмечают первый полет человека на околоземную орбиту. За почти 60 лет космос перестал быть прерогативой госструктур и огромных корпораций. Сейчас в этой сфере увеличивается количество частных предпринимателей. Российские стартапы следуют за международным трендом — все больше компаний готовы взять курс на освоение космоса, будь то туризм или спутниковые данные.
На рынке растет число стартапов, связанных с космосом, — инвесторы готовы вкладывать в них все больше средств. Например, прошлый год принес отрасли сразу два финансовых рекорда. В 2017 году количество венчурных компаний, которых заинтересовал космос, достигло 120. Частные инвесторы вложили в коммерческие космические проекты 3,9 млрд долл. (по данным инвестиционной компании Space Angels). Для сравнения, до этого рекордным считался 2015 год, когда космические проекты собрали более 2 млрд долл.
По информации Фонда «Сколково», только 10% проектов приходится на космическую технику — ракеты, спутники и т.д. Остальные 90% — это продукты и услуги на основе данных, полученных из космоса. В общей картине есть, конечно, и исключения. Например, глава американского стартапа Orion Span Фрэнк Бунгер на днях заявил, что компания собирается открыть люкс-отель Aurora Station на орбите: первые гости смогут заселиться туда уже в 2020 году. Однако в целом космические стартапы вполне вписываются в модель рынка, озвученную в «Сколково».
Мы хотим рассказать про пять стартапов, направления деятельности которых наглядно демонстрируют основные тренды современной частной космонавтики.
Компания «КосмоКурс» собирается организовать туристические полеты в космос на суборбитальном космическом комплексе. Сам полет займет 15 минут, в невесомости участники поездки смогут находиться порядка 5ؘ–6 минут. Всего на корабле смогут путешествовать шесть человек. Цена билета составит около 200 тыс. долл.
Стартовая масса ракеты может достигать 80 тонн, а масса самого корабля вместе с пассажирами — семи тонн. При этом предполагается многоразовое использование и ракеты, и корабля. Чтобы это стало возможным, в «КосмоКурсе» активно работают над технологиями возвращения. Ракета должна совершать посадку на том же месте, где был произведен старт.
Аванпроект близок к завершению: резидент «Сколково» готовится сдать его на экспертизу в «Роскосмос» уже летом. В компании также рассчитывают, что разработку можно будет использовать не только для туризма, но и для тренировки космонавтов.
Один из первопроходцев-частников в космической сфере в России, «Спутниковые инновационные космические системы» («СПУТНИКС»), решил делать космические аппараты своими силами. В 2014 году резидент «Сколково» запустил первый в России частный спутник дистанционного зондирования Земли «ТаблетСат — Аврора». Успехи «СПУТНИКСА» привлекли стратегических инвесторов. Сейчас он производит малые космические аппараты и обеспечивает возможность их вывода на орбиту.
Кроме того, компания разрабатывает служебные системы для малых спутников, станции управления и приема спутниковой информации, а также производит стенды для отработки и испытаний. «СПУТНИКС» также занимается подготовкой кадров для космической отрасли: аэрокосмическое образование компания обеспечивает с помощью собственного образовательного оборудования и учебных программ.
«СПУТНИКС» вместе с еще одним резидентом фонда «Сколково» — компанией «Анизопринт» работали над очередным амбициозным проектом — 3D-принтером для печати в космосе. Изначально идея появилась у «СПУТНИКСА»: в компании подумали, а что будет, если упростить процесс и начать собирать космические аппараты сразу на орбите? 3D-печать будет отличным решением, поскольку позволит получать элементы разной геометрической сложности благодаря принтеру, установленному прямо на МКС. Сейчас в «Анизопринте» готовят бизнес-план для Европейского космического агентства. На первом этапе стартап надеется получить около 5 млн долл. иностранных инвестиций.
Среди компаний, чей продукт основан на данных, полученных из космоса, можно выделить проект выпускницы Сколтеха Екатерины Котенко Ленгольд ImageAiry («дочку» Astro Digital). Проект позиционируется как первый в мире маркетплейс услуг по космической и аэрофотосъемке. На одной платформе объединены космические съемки с разных спутников. Снимок может получить любой желающий.
С помощью этих данных ImageAiry разработчики смогут создавать новые сервисы в разных направлениях, начиная от мониторинга лесных пожаров, оценки ситуации на сельскохозяйственных участках и заканчивая организацией платной парковки или, скажем, контролем за строительством жилого дома. На данный момент компания поддерживает более 300 проектов в 22 различных отраслях. При этом в ImageAiry активно расширяют существующую инфраструктуру: к 2020 году здесь надеются задействовать уже 30 спутников.
Данные со спутников наряду с другой информацией используются еще одним стартапом — Aerostate. В компании разработали сервис, позволяющий проанализировать и спрогнозировать качество воздуха в любой точке планеты. Данные поступают в единую базу из разных источников: со спутников (например, информация о лесных пожарах или содержании озона и других веществ), открытых баз данных индустриальных эмиссий и данных о городском трафике. Эта информация обрабатывается и пропускается через физико-химические модели атмосферы (это модели с открытым кодом, разработанные учеными из NOAA, EUMetsat и др., были модифицированы научным отделом Aerostate). Затем следует корректировка по наземным станциям мониторинга. После этого пользователь может получить данные о состоянии воздуха и об эмиссии разных газов в нем через веб-API. Сервис дает информацию не только о конкретной локации, но и о ситуации в интересующем районе в целом. Показатели отображаются в виде тепловой карты. Например, зеленым цветом обозначены безопасные зоны, оранжевый, красный и пурпурный говорят о том, что в этих районах не стоит долго находиться даже здоровым людям, а с некоторыми заболеваниями и вовсе опасно.
Источник: vc.ru