Исполнительный директор VIST Robotics Николай Одинцев о том, как российские беспилотники будут осваивать международный рынок, чем автопилот БелАЗа лучше КамАЗа и когда автономные грузовики появятся на дорогах
Фото: Sk.ru.
В апреле в Сколково показали прототип беспилотного тягача KAMAZ-5490 NEO, который разрабатывает «ВИСТ Групп» совместно с ПАО «КамАЗ» и «Назарбаев Университетом». Основным разработчиком стал резидент Сколково VIST Robotics, который принимал участие и в подготовке другого беспилотного грузовика.Исполнительный директор VIST Robotics Николай Одинцев рассказал корреспонденту Autonews.ru о проектах с КамАЗом и БелАЗом, работе на полигоне в Африке, выводе российских технологий на международный рынок и перспективах автономного транспорта в России.— У всех на слуху беспилотный КамАЗ, который делала компания Cognitive Technologies, и тут вдруг появляется какой-то новый KAMAZ NEO. Что это за проект и для кого он реализуется?— КамАЗ на традиционном шасси 5350, который Cognitive Technologies делали вместе с нами в 2014-2015 гг., продолжает жить своей жизнью, и он, кстати, ездил на Крымском мосту. В самом КамАЗе есть два собственных подразделения по автономному транспорту, и мы ориентируются на них. Есть ряд проектов, где у нас с КамАЗом имеются точки пересечения — прежде всего, это проекты, связанные с промышленными предприятиями. Мы довольно близко подошли к коммерциализации и промышленной реализации проектов, для которых шасси KAMAZ NEO подходит гораздо больше.— Этот проект предполагает использование беспилотников только на территории предприятий?— Предприятие занимает большую территорию, там есть дороги, и они не отличаются: та же разметка, знаки, деревья и пешеходы. Разница в том, что можно принимать административные меры по организации движения, дооборудовать радиометками, информацией, составить карту дорог с точностью до сантиметров. В таких условиях прийти к полной автономности можно намного быстрее, чем на общих дорогах.К городу можно относиться, как в промышленному предприятию очень большого масштаба. Проблема лишь в том, что у города нет одного владельца, который мог бы заниматься регулированием. Это всегда компромисс между автовладельцами, муниципальными службами, государственными регуляторами — много факторов, которые ограничивают унификацию. В принципе, наш КамАЗ мог бы двигаться по дорогам общего пользования, но на ограниченной территории мы можем получить готовые решения.— У вас есть макет, демонстрирующий работу карьерной техники. Это какой-то отдельный проект?— Тема горнодобывающих предприятий вообще для нас является приоритетной. Здесь мы вплотную подошли к коммерческим проектам, заключили договор с БелАЗом и крупной угольной компанией о внедрении пилотного проекта с двумя роботизированными самосвалами, запуск которого состоится в ноябре. Для разработки и отладки подобных функций у нас есть, помимо программных эмуляторов, и макет в масштабе примерно 1:200, включающий в себя модели экскаватора, нескольких самосвалов, погрузочных и разгрузочных бункеров и другой инфраструктуры.Но главным инструментом для тестирования наших технологий является специальный полигон, созданный на территории одного из наших ключевых партнеров в Северной Африке. Этот полигон включает в себя автономный большегрузный самосвал на шасси Terex, достаточно протяженную дорогу, погрузчик и экскаватор, различные площадки и набор искусственных препятствий. Там мы можем много всего попробовать, и имеем уже не сырую технологию, а готовое решение.
— Как все устроено с технической точки зрения? Как вы интегрируете нужное железо непосредственно в автомобили?— Для начала, машины для горнодобывающей отрасти сильно отличаются. Есть некий водораздел при грузоподъемности около 40 тонн. Ниже это модификации обычных грузовиков, выше — машины, устроенные по другим принципам. У них короткая база, гибридный привод и иные механизмы работы. В случае с БелАЗом все управляется через CAN-шину, никаких редукторов или механических устройств. Модель самосвала специально разработана под эти требования. Как партнеры завода мы можем поставлять компоненты прямо на конвейер.— Беспилотник на платформе KAMAZ NEO тоже работает через CAN-шину?— С такими автомобилями сложнее. Часть узлов работает через цифровые интерфейсы, часть — нет. Тормозами уже сейчас можно управлять через цифру, а руль пока ставим механический. С другой стороны, на многие модели КамАЗа ставятся электрические усилители руля с цифровым управлением. Если будет такая потребность, завод просто заменит один на другой. В любом проекте мы рассматриваем не только машину, но и ее задачи, исходя из них предлагаем решение.— Сколько у вас есть готовых решений для предприятий? Сколько самосвалов ездят по карьерам?— Первый коммерческий проект с крупным угледобывающим холдингом стартует в ноябре этого года. Ключевые договоры уже заключены, роботизированные самосвалы БелАЗ с нашим оборудованием в настоящее время находятся в стадии производства. Заказчик рассматривает этот первый проект как пилотный с целью тиражирования технологии на другие свои предприятия.
Источник: autonews.ru