Портал Закон.ру и Telegram-канал LegalTechNews продолжают серию интервью о развитии технологий в области права. Наш второй собеседник — Дэвид Фишер, основатель The Global Legal Blосkсhain Consortium и компании Integra. Он выступит на международной конференции Skolkovo LegalTech, которая пройдет 15–16 ноября 2018 года в Сколково.


The Global Legal Blockchain Consortium объединяет более 140 крупных компаний, юрфирм, разработчиков программного обеспечения и университетов. Integra, партнер консорциума, разрабатывает первый в мире блокчейн для юридической отрасли. В своем интервью Дэвид Фишер рассказывает о работе компании и консорциума в целом, почему юристам нужен блокчейн и о проблемах с превращением реальных договоров в смарт-контракты.

Источник фото: https://sklegaltech.com/.

— Integra – партнер The Global Legal Blockchain Consortium (консорциум). Расскажите чуть больше об этой организации и о роли вашей компании в ней. 

— Консорциум — самое крупное объединение в блокчейн в юридической отрасли, в которое входит более 140 участников из 20 стран. Сотрудничество осуществляется с основными игроками международного рынка LegalTech: юрфирмами, университетами, разработчиками, крупными организациями. Основная цель — определение направлений использования технологии блокчейн в сфере повышения уровня безопасности, защиты частной жизни, эффективности и его совместимости с существующей экосистемой юридических технологий. Управление осуществляется девятью членами совета управляющих, каждые 12 месяца проводятся собрания, есть отдельные технические собрания. С точки зрения блокчейн консорциум играет роль объединения профессионалов, мнению и репутации которых доверяют в юридической отрасли, за счет чего обеспечивается консенсус в блокчейн.

— Как вы пришли к идее, что блокчейн  это та технология, которая реально нужна юристам для решения их задач?

— Идея создать нечто подобное Integra появилась два года назад после бесед с юристами, которые понимали, что необходимо приспосабливаться к новой технологии. Речь шла о том, чтобы взять общепризнанные преимущества блокчейн и приспособить их к взаимоотношениям в правовой среде. Технология привлекала юристов повышенной безопасностью, контролем за подлинностью личности (identity), а также неизменностью записей в ней. Мы начинали заниматься блокчейн еще в Primavatim[1] и поняли, как важно клиентам сохранять конфиденциальность своих данных и обеспечить их надлежащей защитой. Есть много облачных сервисов, на которых можно хранить данные клиентов, но, по сути, хранит их подрядчик (Google, Amazon), что может быть небезопасно. Блокчейн — это хороший инструмент подтверждения информации, а также надежное хранилище для данных. Нам кажется, что эти качества вместе с уже перечисленными являются определяющими в выборе блокчейн как технологии для юристов.

Есть проблема иного толка: кто управляет информацией в публичном блокчейн? В случае с консорциумом сама отрасль управляет блокчейн, что повышает доверие к нему, и здорово, что каждый пользователь может это видеть. Если говорить образами, то представьте, что есть сеть дорог, которые принадлежат всей юридической отрасли, а Integra занимается технической поддержкой этих дорог. Доверие обеспечивается репутацией самого консорциума.

— Изучали ли вы существующие реальные договоры на предмет превращения их в смарт-контракты? 

— В меньшей степени мы занимаемся смарт-контрактами, но имеем представление об их применимости в отрасли. Самый удачный пример — поставка. Совокупность условий по такому договору можно изложить в коде, который будет работать для сделок любого объема. Однако проблема не в коде и его сложности, а в доверии, в том, как информация попадает в блокчейн из реального мира. Поэтому гораздо сложнее построить инфраструктуру вокруг смарт-контрактов. Также сложности возникают на уровне бизнеса и юристов: могут ли они слепо доверять программе, которую не понимают. Получается, что все будет строиться на доверии к разработчику. Случаи ошибок в смарт-контрактах известны, а последствия довольно печальны.

— Вы о краже 44 миллионов Ethereum из децентрализованного фонда DAO[2]?

— Именно. Сложность смарт-контракта исключает участие в его написании всех, кроме разработчиков, то есть бизнес не может внести какие-то правки в код, потому что не понимает его, а «отмотать» сделанное вспять уже нельзя. Ethereum сделал как раз это («отмотал», тем самым вернув похищенные средства), что вызвало волну негатива, так как доверие к блокчейн Ethereum теряется при таких вмешательствах.

— То есть смарт-контракты сегодня могут применять только в простых сделках, так?

— Да, скорее так. Мы не достигли такого уровня программирования, чтобы превращать любой договор в код.

--

Международная конференция Skolkovo LegalTech пройдет 15–16 ноября 2018 года в Сколково. В программе мероприятия — презентации стартапов, выступления юристов и экспертов. Узнать подробнее о конференции и купить билет можно на сайте конференции https://sklegaltech.com/


[1] Один из предыдущих проектов Дэвида Фишера. Облачная платформа для безопасного обмена данными, в том числе сообщениями. Позиционировалась как SaaS для работы между разными профессиональными консультантами и их клиентами.

[2] В июне 2016 года хакеры вывели 44 млн виртуальной валюты на основе технологии блокчейн из Decentralized autonomous organization (DAO; Децентрализированная автономная организация). Но это произошло не из-за проблем в безопасности технологии. Такую возможность дали правила работы DAO. См. подробнее заметку «Ведомостей»: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/06/20/645932-haker-vivel-439-mln-virtualnoi-valyuti-sozdannoi-blockchain

    

Источник: zakon.ru