Какие компании принесли российским инвесторам более 50% годовых


В России бум частного инвестирования: непрофессиональные игроки с небольшим капиталом активно осваивают фондовый и венчурный рынки. Вдохновляет их западный опыт — ранние инвесторы Uber и Twitter, к примеру, заработали при продаже акций до 40000% от суммы первоначальных вложений. У нас в стране инвестиционный рынок меньше, а потолок прибыльности ниже, однако свои истории успеха тоже имеются. 

Фото: Sk.ru.

Отечественный рынок частных инвестиций в бизнес молод, но растет очень быстро. По оценкам краудинвестинговой площадки StartTrack, за 2017 год частные венчурные инвесторы вложили 1,9 млрд рублей в 68 компаний. А инвесторы краудплощадок вложили в прошлом году 1,8 млрд рублей в 871 компанию. Эти рынки отличаются с точки зрения доходности и игроков. На краудинвестинговых площадках встречаются непрофессиональные инвесторы и реальный бизнес, в то время как венчурные инвестиции — удел бизнес-ангелов и IT-стартапов. Однако граница постепенно стирается, непрофессиональные инвесторы приходят на краудплощадки, чтобы научится анализировать компании и однажды достичь кратной доходности на вложенный капитал. Какие же сделки российского инвестиционного рынка могут вдохновить человека заняться финансированием растущего бизнеса?

800% за год на сделке с «МУЛЬТиКУБИКом»

Компания «МУЛЬТиКУБИК» (на международном рынке — CINEMOOD) была основана в 2014 году Михаилом Буховцевым, Дарьей Мингалиевой и Павлом Журавлевым. Команда создает развлекательную обучающую платформу CINEMOOD OS с безопасным легальным контентом и сервисами для всей семьи и портативные мини-кинотеатры, на базе которых эта платформа функционирует. 

Первых инвесторов проект привлекал с помощью краудфандинга и краудинвестинга: в 2016 году ему удалось собрать $170 тыс. с помощью сервиса Indiegogo, а затем еще $300 тыс. (плюс 36 млн рублей в виде займов) на площадке для синдицирования сделок StartTrack. Через нее, в частности, доли в компании приобрели три бизнес-ангела — за $300 тыс. им досталось в общей сложности чуть больше 8%. 

В январе 2017 года в «МУЛЬТиКУБИК» вложился Фонд развития интернет-инициатив ($2,5 млн), а в сентябре — американский венчурный фонд SOSV, управляющий акселератором HAX Growth, программу в котором прошел стартап. Иностранный инвестор приобрел долю в проекте за $100 тыс. при оценке компании в $30 млн. Таким образом, всего за год стоимость проекта выросла в восемь раз. Если бы на этом этапе бизнес-ангелы решили выйти из инвестиции, они могли бы заработать более $2,4 млн. Подходящая возможность для этого еще наверняка будет: «МУЛЬТиКУБИК» обосновался на рынке США, обновил продукт, уже продал несколько десятков тысяч проекторов в нескольких странах мира и по итогам 2017 года увеличил выручку в 13 раз. 

Сейчас «МУЛЬТиКУБИК» — это не просто проектор, а высокотехнологичный продукт для всей семьи, обладающий престижной премией Red Dot Design Award за промышленный дизайн. В проектор интегрированы пассивное охлаждение, родительский контроль, WiFi и Bluetooth модули, а также доступ к сервисам, которые стали партнерами компании: «Яндекс.Музыке», YouTube, «МегаФон ТВ», ivi, телеканалу «Мульт», Disney, Ameba TV. Команда проекта постоянно совершенствует продукт и уже приняла участие в программах акселерации Bang&Olufsen (Дания, 2016), Hardware 2.0 (Сколково, 2015), а в мае 2017 года — в пилотной американской программе ФРИИ под названием TechMafia.

200% за 2 года на сделке с Delivery Club

Первопроходец российского фудтех-рынка, онлайн-агрегатор доставки еды Delivery Club был основан в 2009 году предпринимателями Левоном Оганесяном и Анной Шкириной. Площадка объединила московские рестораны, у которых имелась служба доставки, и сделала процесс заказа максимально удобным для пользователей. Основатели вложили в агрегатор $400 тыс., а в конце 2013 года их долю выкупили венчурные фонды Phenomen Ventures, AddVenture и Guard Capital за $8 млн. Таким образом, первые инвесторы увеличили свои вложения в 20 раз. Сменив команду «у руля», проект продолжал двигаться вперед. К лету 2014 года он обслуживал 12 тыс. заказов ежедневно со средним чеком по Москве 1,5 тыс. рублей. У сервиса стали появляться конкуренты, в том числе немецкая платформа по доставке еды Foodpanda. Впрочем, вскоре выяснилось, что угнаться за лидером рынка трудно — гораздо проще его купить. Тогдашний владелец Foodpanda фонд Rocket Internet выкупил 100% компании за $50 млн. По итогам сделки фонд AddVenture, купивший в свое время долю 30% за $1,5 млн, при выходе из инвестиции через три года получил в десять раз большую сумму. А в 2016 году Delivery Club выкупила Mail.ru Group за $100 млн, которая и развивает сервис сегодня. То есть доходность российского фонда Rocket Internet, вложившегося в проект на сравнительно поздней (по меркам венчурного рынка) стадии роста, составила 200% за два года.

90% за год на сделке с «Детским миром» 

Крупнейший сетевой игрок на российском рынке детских товаров в феврале прошлого года провел первичное размещение акций на Московской бирже. На торги выставили акции основных владельцев «Детского мира» — АФК «Система», Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ), а также менеджмента компании. В ходе IPO было привлечено в общей сложности 21,1 млрд рублей. Один из ключевых акционеров РКИФ в результате сделки продал пакет из 10% акций за более чем 6 млрд рублей. Учитывая, что фонд купил 23,1% в 2016 году за 9,75 млрд рублей, годовая доходность сделки в долларах составила более 90%. Топ-менеджеры «Детского мира» продали в ходе IPO 0,93% своих долей, за которые смогли выручить около 590 млн рублей. Опционы достались им ранее в рамках программы мотивации сотрудников, запущенной в компании за два года до выхода на биржу. Акции «Детского мира» показывают стабильный рост: частные инвесторы, купившие их в рамках IPO, за первый год получили чуть больше 12% в рублях.

4000% за 3 года на сделке с Pixonic

Фонд AddVenture — один из наиболее успешных российский венчурных фондов, в его портфеле несколько выходов из инвестиций с коэффициентом доходности 10 и выше. Самую доходную на данный момент сделку он закрыл в 2016 году, продав долю в компании Pixonic. Стартап, взявшийся за разработку игр для социальных сетей, родился «внутри» фонда, его развитием занялась соосновательница AddVenture Елена Масолова. В 2011 году Pixonic привлек в общей сложности $5 млн от ряда фондов и частных инвесторов. А в 2013 году компания сменила гендиректора и взяла новый курс на мобильные игры. Командная онлайн-стрелялка War Robots мгновенно стала блокбастером и вывела проект на прибыль. В 2016 году Pixonic купил холдинг Mail.ru Group за $30 млн. По словам представителей фонда AddVenture, в результате поглощения им удалось увеличить свои первоначальные вложения в 40 раз.

50% за года на сделке с Luxoft

Офшорный разработчик программного обеспечения Luxoft стал одной из первых высокотехнологичных российских компаний, разместивших свои ценные бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE. В 2013 году при проведении IPO стоимость одной акции составила $17, а уже к концу года их цена выросла вдвое. В ходе вторичного размещения акций свою долю в компании продал фонд «ВТБ Капитал» в лице дочерней компании Rus Lux. 8,5%-ный пакет акций был оценен в $95 млн. Годом ранее эта доля была куплена у анонимного акционера швейцарского происхождения, при продаже на бирже доходность инвестиции составила около 50%. В 2015 году свои акции начал продавать и гендиректор Luxoft Дмитрий Лощинин: по оценкам экспертов рынка, за 2,5% акций он мог выручить около $35 млн. Учитывая, что ценные бумаги достались ему бесплатно (с 2010 года топ-менеджеру выдавали акции в обмен на продолжение работы в компании), коэффициент доходности от их продажи приближается к бесконечности.

    

Источник: tjournal.ru