Корреспонденту «ОМСКРЕГИОНА» советник президента фонда «Сколково», миллионер, инвестор и бизнес-ангел Пекка Вильякайнен рассказал, за какими стартапами он приехал в Омск и что нужно делать, что бизнес не пошел, а поехал. 


Известный бизнесмен Пекка Вильякайнен открыл свое дело в 14 лет. За способность решать самые сложные бизнес задачи он заработал прозвище «Бульдозер». Сегодня его часто называют бизнес-ангелом, а сам финский предприниматель точно знает, какие проекты зайдут, а какие так и останутся сырыми стартапами на стадии обдумывания. Последние 8 лет он работает и живет в России. По всей стране Пекка ищет креативных бизнесменов, для того чтобы их идеи увидели во всем мире. В эти дни бизнесмен из Финляндии и другие представители фонда «Сколково» в рамках программы Startup Tour приступили к отбору интересных и полезных бизнес-идей начинающих омских предпринимателей.  

Пекка Вильякайнен. Фото: Sk.ru

 

— Какова ваша миссия сегодня? В Омской области вы ищете таланты? 

— Конечно. Для фонда «Сколково» и для Российской Федерации в целом мы ищем интересные, креативные идеи, прорывные моменты у новых предпринимателей. Но это не самое главное, наша миссия более обширна. Для нас все мероприятия, что проводит «Сколково», имеют фундаментальные подвижки, которые наблюдаются сейчас во всей мировой экономике. Даже если в Омске мы найдем одну или две замечательные компании, этого будет недостаточно. Мы должны осуществить титанический сдвиг, чтобы с каждым месяцем все больше и больше людей задумывались о возможности открытия собственного бизнеса. Если через год появится сотня новых предпринимателей, то мы будем довольны. В кремниевой долине из сотни проектов до второго года существовании доживают три-четыре. А из тысячи полностью успешными становятся лишь десять — двадцать. Поэтому нам важно набрать массу идей и достаточное для дальнейшей работы количество людей. В этом и заключается наша главная цель. 

— Чем отличается столичный предпринимать от регионального? 

— Практически ничем. В рамках программы Startup Tour я за пять лет посетил многие регионы, некоторые даже дважды, и всего был на таких встречах 89 раз. Существует лишь определенная разница в ментальности и подходах. Предприниматели в регионах чуть более хваткие. Но все очень любят свой продукт, свою новацию и искренне верят в свой проект. 

— Как вы оцениваете предпринимательский потенциал в Омской области? 

— У вас есть аэропорт, университет, много умных людей, хороший интернет, поэтому у вас есть все, чтобы здесь появилась новая корпорация Apple. Москва — очень недешевый город, затраты на все, соответственно, тоже высоки, а инвесторы же заинтересованы в минимальных затратах. В этом у Омска есть преимущество.   

— Если идея вроде бы и хороша, но инвесторы «не клюют», что делать молодому предпринимателю: стать «бульдозером» и продолжать биться во все двери или не тратить время и отказаться от проекта в пользу других идей? 

— Как известно, у медали две стороны. Американцы говорят, что проваливаться и совершать ошибки необходимо как можно быстрее. Однако в Америке, чтобы в тебя поверили, необходимо оббить минимум полсотни порогов. Тогда, может быть, кто-то один из пятидесяти инвесторов с тобой и захочет поговорить. В России же часто видишь предпринимателя, который приезжает на свою вторую презентацию и после неудачного общения бросает идею, считая, что впустую тратит время. Поэтому иногда необходимо идти к своей цели именно как бульдозер. 

— В ваши идеи изначально верили? 

— В 1994 году я создал первый в мире интернет-банк, и никто не верил в этот проект. Даже моя мама назвала эту идею идиотской, так как, по ее мнению, никто оплачивать счета через интернет не будет, ведь люди ходят в банковские отделения, чтобы стоять в очереди и общаться с другими людьми. Но за 7 лет нам удалось автоматизировать и оцифровать всю банковскую сферу Финляндии. В 2001 году 97% всех банковских сервисов оказались в «цифре». 

— Вы свою первую компанию основали в 14 лет. Есть ли оптимальный возраст, когда стоит подумать об открытии своего дела? 

— Оптимального возраста нет, но слишком старым или слишком молодым идти в бизнес сложно. Успешные предприниматели, как правило, собирают в рамках одного коллектива разновозрастных людей. Тогда работа идет. Если вам 65 лет, вы профессор омского университета и вы хотите открыть свое дело, то вас вряд ли можно будет назвать успешным предпринимателем. Вам может просто не хватать энергии или любопытства. Поэтому вам необходимо создать коллектив, где было бы достаточное количество именно молодых людей. Аналогично, если вам 14, 20, 25 лет. Тогда необходимо взять в команду опытных людей. Но главное, в команду необходимо взять девушку! 

— Почему? 

— Девушка обязательно должна быть в команде молодого человека, так как это взгляд со стороны. Вы можете не запомнить все, что я говорю сейчас, но запомните главное: на работу необходимо брать хотя бы одну девушку. В России роль женщины как лидера недооценена. Это менталитет. Есть заблуждение, что девушка не годится на роль лидера. Все наоборот. Это стереотип. Именно женщины способны воодушевить практически любой проект. 

— Какие типичные ошибки совершают стартаперы? 

— Во-первых, у вас может быть хорошая идея, но может не хватать компетенции, поэтому, как я уже говорил, необходимо окружить себя нужными людьми и полностью доверять им. Во-вторых, инвесторы хотят рассмотреть в вас человека, способного конкурировать на международной арене. Это сегодня необходимо инвестору. Во времена глобального проникновения интернета во все сферы жизни можно легко узнать о мировых течениях, изучить рынок, чтобы понимать, на что сделать ставку. Зашоренность — еще одна из характеристик, которая отворачивает инвестора. Еще одна ошибка — то, как ведет себя предприниматель с потенциальными клиентами. Не дает плюсов и «советское» мышление. Предприниматели делают план-пятилетку и уверены, что через пять лет их продукт все еще нужен будет кому-то. Да за это время столько всего может поменяться, и потребителю этот товар уже может стать ненужным. Мы живем в такое время, когда все меняется очень быстро. Наверняка и омские стартаперы будут заявлять о тщательно проработанном плане на несколько лет вперед. Если мы возьмем самые яркие примеры предпринимателей, например Стивена Джобса, то, конечно, у него был план на будущее, но тысячи сотрудников компании постоянно отслеживали поведение покупателей, ловили их желания на лету и изменяли или дополняли тот же айпад. Поэтому инвесторы четко следят за тем, какой самоуверенностью ты обладаешь, не излишняя ли она. 

— Какова роль властей в становлении стартапера? 

— По моему мнению, власть и правительство должны держаться от предпринимателя как можно дальше. В задачи правительства не входит управление бизнесом. А вообще, роль государства в экосистеме бизнеса заключается в помощи молодым предпринимателям на ранних этапах, чтобы хорошая идея начала реализовываться. Фонд «Сколково» и задумывался, чтобы оказывать помощь предпринимателю в первые три года. Государство должно учить детей, давать им образование, постоянно совершенствоваться в этом направлении. Важно, чтобы учебные заведения отвечали сегодняшнему дню. В этом главная задача властей. 

— Сколько проектов российских стартаперов в вашем инвестпортфеле? 

— Как инвестор я вложился в несколько интересных проектов московских предпринимателей. Однако большая часть инвестиций вложена в стартапы Архангельска, Томска, Калининграда. Всего мною было поддержано 19 проектов. Будучи финном, я отношу Россию к Европе. А европейский подход мне близок. Я считаю, что здесь находится пул талантов, поэтому и большая часть моих компаний связана с Россией. Здесь проводятся научно-исследовательские разработки, рынок сбыта продукции. 

— А как вы вообще попали в Россию? 

Восемь лет назад мне позвонил Дмитрий Медведев (тогда президент России. — Прим. ред.) и пригласил поработать в «Сколково». Сначала я отказался, так как никогда не работал на государственную власть, но он оказался настойчивым, потому я приехал сюда на полгода и нахожусь здесь уже восемь лет. 

— Помимо работы в Фонде вы же связаны с «Почтой России»? 

— Да, пять лет назад мне сказали: «Пеккуша, у нас есть одна проблема. Есть у нас клевая компания, и ее необходимо лишь чуть-чуть отмодернизировать. Это практически самая сексуальная компания в мире». В итоге меня попросили возглавить модернизацию «Почты России». После этого я взял на себя задачу учредить «Почта Банк» и являюсь членом совета этих компаний. За три года количество клиентов достигло 8 миллионов человек. 50% всех транзакций «Почты России» осуществляется в цифровом варианте. 

— Что получат победители проекта Startup Tour? 

— У нас в мае пройдет финал мероприятия под названием Startup Village. На конференцию в Москву съедутся 10 тысяч человек и сотня инвесторов, в том числе и международных. Те компании, которые соответствуют видению «Сколково» и выполняют определенные условия, смогут присоединиться и стать резидентами Фонда. Списки финалистов активно рассматривают ведущие венчурные фонды, то есть пять — десять омских компаний попадут в поле зрения нужных людей. Кроме того, несколько известных институтов развития и фондов работают вместе с нами. Они могут отобрать заинтересовавшие их компании или предложить сотрудничество. Были случаи, когда через неделю участникам звонили и у них начиналась совместная плодотворная работа. Поэтому призываю всех, у кого даже просто промелькнула мысль, пытаться реализовать свое дело.

   

Источник: omskregion.info