Сегодня в России празднуют День космонавтики. Наша страна действительно может гордиться своим прошлым — достаточно вспомнить такие имена, как Юрий Гагарин, Сергей Королев, Мстислав Келдыш, Валентина Терешкова, и других известных ученых, конструкторов и космонавтов.



Иван Косенков, проектный менеджер Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково». Фото: Sk.ru.

 
Rusbase решил узнать, чем живет сейчас космическая отрасль, а точнее, ее наиболее молодой сегмент в России — частная космонавтика. Мы опросили нескольких экспертов — посмотрите, что они нам рассказали.

О рынках частного и государственного космоса в России
В начале этого года премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил в ходе совещания по Роскосмосу о том, что объем финансирования космической отрасли на ближайшие три года превысит 515 млрд рублей. 

Глава правительства отметил, что эти деньги должны быть эффективно использованы для наращивания орбитальных возможностей и создания ракеты сверхтяжелого класса. Эта сумма также должна пойти на выполнение полетов по пилотируемой программе.
«Не стоит забывать также, что космос — это большой рынок, на котором имеется реальная конкуренция, и здесь нужно серьезно работать, чтобы на этом рынке остаться. Ракетно-космическая отрасль она может в сегодняшних условиях и должна быть экономически успешной, а мы пока от этого достаточно далеки»
— Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ
Всего в рамках Федеральной космической программы России на период с 2016 по 2025 годы, которая была утверждена правительством три года назад, на космическую отрасль планируется потратить 1,4 трлн рублей. Несмотря на такие объемы финансирования со стороны государства, доля России на мировом рынке космических услуг, согласно оценкам экспертов, составляет около одного процента (по данным на 2016 год). Объем мирового рынка космических услуг в свою очередь оценивается в $300-400 млрд.
Свою оценку рынка коммерческого космоса в России давала компания S7 Space (данные на 2017 год). Согласно отчету, объем рынка может составлять $770 млн, из которых:

  • рынок потребительских космических услуг — $300 млн, что не превышает 0,3% мирового рынка; 
  • рынок услуг по выведению коммерческих спутников — $320 млн; 
  • рынок изготовления коммерческих спутников — $150 млн. 
Rusbase также попросил экспертов дать свою оценку рынка частного космоса в России. Так, по словам ответственного секретаря подгруппы «Спейснет» ассоциации «Аэронет» Романа Жица, мировая доля российских участников космической деятельности в 2016 году составила $1,9 млрд: 

«Это примерно 0,9% от мирового космического рынка. Потенциально доля частного космоса, включая космическую связь, ДЗЗ, производство сверхлегких ракет-носителей, малых космических аппаратов, предоставление услуг запуска на орбиту, суборбитальный космический туризм, а также суборбитальные грузоперевозки, может достигнуть 20% от общего объема российского космического рынка к 2030 году».

Своим мнением поделился и Иван Косенков, проектный менеджер Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково». По его словам, посчитать объем рынка достаточно сложно. 

«Общий объем космического рынка России на 2018 составляет около 140 млрд рублей, включая как космическую технику, так и сервисы, оказываемые с помощью космических средств. Остается вопросом, на какую долю этого рынка могут претендовать частные компании. Например, рынок отечественной наземной аппаратуры системы ГЛОНАСС составляет около 15 млрд рублей. Однако непонятно, сколько из них — частные компании». 

По словам Сергея Гугкаева, гендиректора Energia Logistics Ltd и экс-гендиректора ракетно-космического комплекса «Морской старт», российская космическая отрасль сейчас с большими трудностями переходит на капиталистическую модель экономики, в отличие от таких отраслей, как телеком, легкая промышленность, ритейл, строительная и другие сферы, менее завязанные на военную тематику.
«Подавляющая часть российских ракетно-космических компаний являются государственными. Оценить объем рынка частного космоса достаточно сложно, поскольку частные компании не раскрывают свои финансовые показатели, но понятно одно — в России их крайне мало».
Гугкаев также отметил, что крупнейшие мировые спутниковые операторы, такие как Eutelsat, Intelsat, Inmarsat, SES, изначально были государственными компаниями, а некоторые — международными организациями. Привлечение частного капитала в эти компании, по словам эксперта, заняло многие годы. «Возможно, по такому пути через какое-то время пойдет и Россия».
Свою оценку рынка частного космоса в России дал популяризатор космонавтики, блогер Zelenyikot (в прошлом — сотрудник компании Dauria Aerospace) Виталий Егоров. По его мнению, объем такого рынка можно оценить до 100 млн рублей. 

«Причем в значительной степени это государственные деньги: либо в виде госконтрактов, либо в качестве государственных грантов — от Сколково и других государственных инвестфондов. Говорить о какой-то прибыли или хотя бы доходности частных космических проектов пока не приходится. Может быть, какой-то доход у них есть, но, по сути, бюджет у всех скорее отрицательный, чем положительный: все находятся либо на стадии разработки, как, например, компании "Спутникс", "ОКБ Пятое поколение" и "КосмоКурс", либо в состоянии суда с государством, как компания "Даурия"».
Какие частные космические компании есть на российском рынке?
Rusbase попросил экспертов назвать самые перспективные российские частные космические компании. Здесь мы приведем их мнения, а ниже подробно расскажем о самых заметных проектах на рынке.

По словам Сергея Гугкаева, пока что частных компаний, которые могли бы в ближайшее время превратиться в крупных игроков на мировом космическом рынке и составить конкуренцию таким госкомпаниям, как РКК «Энергия» или РКЦ «Прогресс», в России нет.
«Что касается конкретных частных игроков на российском рынке, интересно будет наблюдать, как себя покажет компания S7 Space, анонсировавшая целый ряд направлений деятельности (пусковые услуги, ракетостроение, разработка нового грузового космического корабля, орбитальный космодром и так далее). Она собрала внушительный коллектив опытных и талантливых инженеров. Однако пока неясно, насколько быстро и эффективно она сможет разработать и коммерциализировать подобные амбициозные и капиталоемкие проекты»
— Сергей Гугкаев
Также эксперт отметил компании «Спутникс» и «Лин Индастриал»: «В виду миниатюризации космических аппаратов, перспективными представляются направления, которыми занимаются частные компании «Спутникс» (производитель микроспутниковых платформ и приложений) и «Лин Индастриал» (разработчик сверхлегких ракет-носителей)».
По мнению Виталия Егорова, самый амбициозный космический проект в России сейчас развивает S7 Space, так как она инвестировала в плавучий космодром «Морской старт» около $200 млн.
«По вложенным деньгам они сейчас лидеры. Но в настоящий момент у них нет ракеты, и непонятно, когда она будет. Учитывая последние события, связанные с гибелью совладелицы компании S7 Наталии Филевой, будущее проекта неопределенное. Хотя, я думаю, Владислав Филев будет продолжать пытаться вытащить проект и довести его до запусков». 

Также Егоров отметил компанию «Космокурс», которая разрабатывает малую одноступенчатую ракету и корабль для пилотируемых запусков туристов. 

«Они более спокойно развиваются, продвигаются неспеша, но пока заметными успехами похвалиться не могут. Однако разработки уже переходят от бумаги к «железу». В принципе очевидный прогресс заметен. И самое важное, если, например, S7 Space пытается ориентироваться на рынок запуска геостационарных спутников, на котором конкуренция растет, у компании «Космокурс» рынка вообще нет — рынка суборбитального космического туризма. При этом его емкость огромная». Кроме того, в числе перспективных эксперт назвал компанию «Спутникс».
По словам Ивана Косенкова, большая часть частных космических проектов в России сосредоточена в «Сколково».

«Это проекты компаний «Спутникс», «ОКБ Пятое поколение», Avant Space, «Космическое движение», «Мостком», разрабатывающие спутники и отдельные системы космических аппаратов, «Космокурс» с проектом суборбитальной ракеты для туризма, «Лоретт» и «Небо-ГК» с проектами в сфере наземной инфраструктуры для приема спутниковых данных. Вне периметра «Сколково» стоит выделить деятельность компании S7, а также крупных операторов данных спутниковой съемки, таких как «Сканэкс», «Совзонд».
Роман Жиц в свою очередь выделил шесть перспективных направленийдля реализации частных инициатив в области космоса:
    1. предоставление услуг космического ДЗЗ и мониторинга; 
    2. предоставление услуг космической связи, теле- и интернет-вещания на территории РФ; 
    3. предоставление услуг оперативного вывода полезных нагрузок на орбиту с помощью сверхлегких ракет-носителей; 
    4. массовое производство и продажа малоразмерных космических аппаратов и космических платформ для различных полезных нагрузок; 
    5. предоставление услуг космического суборбитального туризма; 
    6. предоставление услуг сверхбыстрой доставки легких полезных нагрузок с помощью суборбитальных средств доставки. 
    Причины, по которым частная космонавтика развивается плохо
    Почему российский частный космос развивается не так быстро, как его западные конкуренты? На это есть ряд причин, например, недостаточная поддержка космических стартапов со стороны государства. Такого мнения придерживается космонавт-испытатель, президент ассоциации «Аэронет» Сергей Жуков. 

    «С частной космонавтикой у нас все не очень хорошо по ряду причин. Прежде всего основная — это недостаточная поддержка государства. Так, космический кластер "Сколково" приказал долго жить — он объединился с индустриальным. Роскосмос частную космическую деятельность поддерживает только сугубо утилитарно, когда он видит "кормовую" базу для себя и создает структуры, "дочки". Собственно, это главное. Также нет нормативной базы, хотя объективно в этом есть необходимость».

    В свою очередь коллега Сергея Жукова — Роман Жиц отметил следующие проблемы, по которым развитие частной космонавтики в России затруднено. Так, это ограниченность и несовершенство законов, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и системы стимулов для развития частного космоса, а также неотлаженная работа по поддержке частного космоса со стороны заинтересованных органов власти, таких как Роскосмос, Минтранс, Минобрнауки.
    Тем не менее, по мнению Ивана Косенкова, недостаточно быстрое развитие частного космического бизнеса — это особенности институциональной среды российской космонавтики. Эксперт считает, что с этим можно и нужно бороться. 

    «Во-первых, за счет устранения административных и нормативно-правовых барьеров. Здесь Роскосмос показывает готовность идти навстречу частникам и работать над этим, а институты развития, такие как НТИ и Сколково, помогают частникам быть услышанными. Во-вторых, необходимо расширять экспансию на международный рынок. Несмотря на то что выход на рынки Европы и США для российского частного космоса достаточно затруднен, нужно помнить о таких перспективных регионах, как Ближний Восток, Азия, Южная Америка и Африка. В-третьих, можно подумать над внедрением таких "лучших практик", как технологические конкурсы, подобные Google Lunar X-Prize, где приз выдается по достижению определенного результата». 

    Сергей Гугкаев считает, что проблема развития частной космонавтики упирается в общие проблемы роста целого ряда стратегических отраслей экономики.
    «Когда государство консолидирует предприятия ракетно-космической отрасли и тратит значительные средства на поддержку своих госкомпаний, сложно ожидать одновременной планомерной поддержки частных компаний, например, заказами. 

    Вряд ли в космической отрасли государство будет стимулировать выделение непрофильных направлений в отдельные независимые бизнесы (так называемые спин-оффы). Негативные примеры приватизации 90-х годов ХХ века создали не самый благоприятный климат для развития частного бизнеса в такой чувствительной сфере, как космос».
    По мнению эксперта, тревожная ситуация в связи с потерей большой части международного рынка пусковых услуг, а также отставание от Европы и США в сфере спутникостроения и космических сервисов, должны создать предпосылки для серьезного переосмысления ситуации на высшем уровне. «А пока перспективы частного космического бизнеса в России выглядят достаточно туманно». 

    Виталий Егоров связывает проблему слабого развития российской частной космонавтики с тем, что этот рынок сам по себе далеко не простой. 

    «Если мы посмотрим на США, где намного сильнее развита государственная поддержка компаний, гораздо активнее развивается рынок венчурного финансирования, и даже несмотря на это в Америке можно насчитать только около пяти успешных проектов. Успешных даже не финансово, а просто разработавших хорошую техническую систему, готовую к работе и вышедшую на серийное производство».
    «В космосе не так много денег, и чтобы их найти и извлечь, нужно постараться, очень сильно постараться. Правительство США всячески помогает своим частникам это делать, российское государство не оказывает никакой помощи» — Виталий Егоров
    По словам Егорова, на определенном этапе развития частные российские проекты становятся прямым конкурентом государственной космонавтики. 

    «Такого в США в принципе быть не может, потому что NASA занимается научными разработками, фундаментальными космическими исследованиями, и от них никто не требует зарабатывать. NASA — полностью убыточная организация, от Роскосмоса же постоянно требуют заработков. Естественно, чтобы хоть как-то поднять свою доходность, он заинтересован, чтобы нигде поблизости никаких конкурентов не возникало».
    Перспективы развития рынка частного космоса в России
    Есть ли перспективы у частного космоса в нашей стране? По мнению гендиректора Лаборатории «Астрономикон» Дениса Малыгина, потенциал для развития рынка достаточно большой: 

    «Капиталоемкость рынка космических услуг огромна, например, сейчас определенный бум ДЗЗ — много запускается аппаратов, нужны технологии по обработке снимков, обеспечению связи для IoT. При этом также необходимо отдельно выделить пусковые услуги — запуск сверхмалых космических аппаратов. Это я не говорю про приборостроение, микроэлектронику, разработку софта, вопросы "дальнего космоса". Итого — есть к чему стремиться: можно найти кучу ниш, где требуются различные решения с коммерческим потенциалом».
    По словам Романа Жица, частная космонавтика в нашей стране будет иметь хорошие перспективы развития, если: сконцентрируется на направлениях, которые не конкурируют с Роскосмосом напрямую, а дополняют его работу, как, например, услуги по ДЗЗ, связи, интернет- и телевещанию, оперативному выводу в космос легких полезных нагрузок, суборбитальному туризму.
    Также частный космос должен дать возможность Роскосмосу снять риски, связанные с быстрой отработкой новых технологий за счет их тестирования на летных демонстраторах, что позволит намного быстрее провести технологическое обновление госкорпорации,

    Эксперт уверен, что будущем синергия между частной и государственной космонавтикой будет вполне естественной.

    Виталий Егоров также считает, что у российского частного космоса есть определенные перспективы развития. «Прежде всего они связаны с невысокой стоимостью работы квалифицированных инженеров — в сравнении с Западом.
    Мы можем делать конкурентоспособную и по цене, и по качеству технику, готовую выходить на мировой рынок, но без внятной государственной поддержки это будет практически невозможно. 
    Сегодня частники не решаются замахиваться на международный рынок и думают только в рамках внутреннего спроса, что ограничивает их развитие в принципе». 

    По мнению Ивана Косенкова, в долговременной перспективе космические рынки в любом случае будут расти и «потащат» за собой и российский рынок. 

    «Интересный пример — в следующие 10 лет ожидается старт 30 коммерческих межпланетных миссий. Таким образом, 37% от общего числа межпланетных миссий будут частными. Коммерческие игроки уже сейчас расширяют область своих интересов за пределы околоземных орбит. Как только российские инвесторы увидят в космическом бизнесе возможности, рост будет. Но для этого необходимо начинать работу уже сейчас».
      
        
    Источник: rb.ru