Что такое мотивационное письмо, какая у него структура и какую роль оно играет при поступлении

В проекте «Как поступить» совместно со Сколтехом разбираемся, зачем пишут мотивационное письмо, как избежать ошибок при его написании и какую мотивацию ждут от студентов.

 

 

Гельфанд: У приемной комиссии тяжелая задача, потому что предстоит выбрать людей, которых нам надо будет учить, а также надо будет делать исследовательскую работу. Возможностей для того, чтобы понять, что собой представляет человек, не так много: короткое интервью, результаты теста, оценки и мотивационное письмо. По результатам теста люди делятся на три группы. Первая группа — те, кто автоматически проходит на интервью, и тогда письмо не очень внимательно читают, а скорее задают вопросы живьем. Вторая группа — те, кто заведомо не прошел, там нет предмета для обсуждения. А вот у людей, которые показали средние результаты, начинают внимательно читать резюме, мотивационные и рекомендательные письма.

Столяров: Мотивационное письмо, как правило, требуют в составе пакета документов, и оно должно раскрывать мотивацию кандидата поступить в конкретный вуз, на конкретную программу и к определенному профессору, потому что направление подготовки, которое выбирает будущий студент, как правило, всегда можно ассоциировать с каким-то конкретным человеком или несколькими людьми на этой программе. Мотивационное письмо должно давать полный портрет человека, который подается на эту программу: как он видит себя в этой программе, насколько он готов свой профессиональный, академический опыт использовать в рамках этой программы во время обучения, а самое главное — кем он видит себя после обучения. Принципиальный момент заключается в том, что перед тем, как сесть писать мотивационное письмо, кандидат должен хорошо подумать, нужно ли ему идти на эту программу.

Сафонов: Иногда человек так горит идеей и хочет поступить, что его нельзя не взять — настолько он запоминается благодаря мотивационному письму или выступлению во время интервью.

Киселев: Первый блок — это цель: почему человек пишет именно в этот университет письмо. Второй блок раскрывает то, что кандидат знает про это место и что он находит для себя высокую степень соответствия университета своим интересам и побуждениям. Третий блок — выражение надежды и одновременно уверенности в том, что этот прекрасный человек, который пишет письмо, принесет пользу организации, куда он просится. В конце письма обязательно конструкция вежливости, когда человек заранее благодарит за время, которое потратит читающий это письмо.

Столяров: Есть небольшой лайфхак: всегда пишите любой материал не просто в абстрактную приемную комиссию, а для конкретного человека. Работая над первой частью мотивационного письма, я бы представил, что рассказываю своему другу, с которым мы давно не виделись, и объясняю ему, почему решил поступить в этот конкретный университет. Работая над второй частью, я бы представил, что встретился с профессором, с которым хочу работать, и у меня есть ровно пять минут, чтобы заинтересовать его.

Киселев: Лучше всего, если ты знаешь точно адресата этого письма, потому что, когда ты можешь использовать имя в обращении, это несопоставимо сильнее, чем в случае, когда ты его использовать не можешь.

Столяров: Очень важно сделать «домашнюю работу»: посмотреть на профиль профессоров, где они публикуются, что они публикуют, почитать их статьи и сделать в мотивационном письме отсылки к их работам, если это целесообразно, показав тем самым, что вы разбираетесь в теме и именно она вам интересна.

Гельфанд: Полезно показать, что кто-то конкретный из профессоров у вас вызывает интерес, потому что вам интересна его область, но делать это надо аккуратно, это не должна быть бессмысленная лесть. Но при этом все-таки ваши цели не должны выглядеть очень узкими и конкретными. В хорошем мотивационном письме человек пишет, что он уже делал и чему научился в процессе, почему это ему было интересно или, может быть, неинтересно. Мотивационное письмо — это необязательно письмо про свои прошлые успехи, это может быть история каких-то прошлых неудач, которые человека чему-то научили.

Столяров: Мотивационное письмо, которое требуют для обучения, всегда должно отражать цели кандидата, которые он преследует, подавая заявку на программу. Для студентов не всегда бывает очевидно, зачем они идут в магистратуру: многие идут, потому что все идут, кому-то нужна отсрочка от армии, а кто-то идет действительно за знаниями и практическими навыками. Мотивационное письмо призвано дать возможность показать свою мотивацию. 

Гельфанд: Я не очень люблю мотивационные письма, где есть очень четкая выстроенная программа, может быть даже хорошая и интересная, но я понимаю, что в этой программе я — средство. Все немного наоборот: пока что он для меня средство, пока не стал самостоятельным человеком. Это немного цинично звучит, но на это тоже смотрят, то есть смотрят, хочется работать с этим студентом или нет.

Столяров: Естественно, мотивационное письмо должно быть оригинальным. Очень плохая практика, если вы пишете одно и то же письмо и потом отсылаете его во все университеты, меняя только название. Это сразу видно, и этого, конечно, нужно избегать: письмо должно писаться в одно или максимум два места по вашему приоритету, куда вы подаетесь. Естественно, письма должны сильно различаться.

Сафонов: Самое главное — не брать первую двадцатку выдачи «Яндекса»: ее все знают наизусть, вся экзаменационная комиссия. Не надо списывать, нужно просто написать то, что тебе хочется, и все. 

Гельфанд: Напишите мотивационное письмо, дайте его кому-нибудь почитать и спросите, какое впечатление оно произвело на него и, если бы он вас не знал, что из этого письма он бы про вас понял.

  
Михаил Гельфанд
доктор биологических наук, профессор Центра наук о жизни Сколтеха, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, член Европейской Академии, лауреат премии им. А.А. Баева, член Общественного совета Минобрнауки
Александр Сафонов
кандидат технических наук, вице-президент по развитию Сколтеха
Максим Киселев
PhD по социальной философии, профессор, профессор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха
Денис Столяров
Руководитель департамента по работе со студентами Сколтеха
      
 
Источник: postnauka.ru