Бонусные карты пора выбросить
Набирают популярность приложения, которые позволяют хранить скидочные карты в виртуальных кошельках
В первом полугодии эксперты Nielsen зафиксировали резкий рост продаж товаров через промоакции. В кризис бонусы и скидки пользуются повышенным спросом. Теперь для их получения не обязательно оттягивать карманы дюжиной пластиковых карт — бонусы уходят в онлайн-приложения для смартфонов. "Деньги" протестировали десять подобных программ и поговорили с их разработчиками.
Подменить бумажник
Самый простой способ добиться максимальной скидки на товар — предъявить магазину дисконтную карту. По данным "РБК. Исследование рынков" за 2016 год, программы лояльности имеют 49% заведений общественного питания, 63% ритейлеров одежды и 65% обувных сетей. В среднем у москвича хранится дома около 25 дисконтных карт. "В половине случаев люди не пользуются картами просто потому, что не взяли их с собой",— сетует основатель CardsMobile (приложение "Кошелек"). Люди берут с собой всего три--пять карт, согласен генеральный директор CardParking Сергей Строков. По его оценке, упущенная выгода из-за не взятых с собой карт может достигать 90 тыс. руб. в год.
Кирилл Горыня идею "Кошелька" — мобильного приложения, в которое можно "положить" скидочные, банковские, транспортные карты,— подсмотрел в Японии в 2007 году. В 2010 году он совместно с партнерами открыл компанию, которая стала потом резидентом технопарка "Сколково". Сейчас "Кошелек" позволяет использовать как виртуальные карты, так и реальные. Пользователь через приложение может посмотреть состояние своего бонусного счета, историю покупок. Сейчас в "Кошелек" занесены карты лояльности 170 тыс. магазинов. Каждый день клиенты добавляют в "Кошелек" до 120 тыс. новых карт. У компании более 2,5 млн активных пользователей, которые оцифровали уже 17,5 млн карт.
"Основная тенденция рынка — отказ от неудобных и ненужных сейчас физических носителей. Через пять лет мы забудем о "скидочном" пластике, а через семь--десять лет большинство банковских карт станут виртуальными. Сам процесс выпуска карты, после того как будет разрешена удаленная идентификация граждан, также перейдет в онлайн: скачал приложение и в два клика выпустил себе любую карту",— мечтает господин Горыня.
Это перспективный рынок, и на нем у "Кошелька" много серьезных конкурентов. Среди них — приложение CardParking, которое позволяет не только переносить в смартфон имеющиеся у пользователей карты, но и выдавать новые. Для этого юзерам не нужно заходить в магазин, достаточно просто выбрать карту в приложении. Плюс к этому CardParking рассказывает пользователям об актуальных акциях и предложениях партнеров. Создатели софта надеются в скором времени выйти на рынок банковских карт и настроить привязку банковского пластика к приложению.
Бонусы в аренду
Компания ZRCARD сделала ставку на развитие социальных связей между пользователями своего приложения. Приложение позволяет не только хранить в телефоне свои скидочные карты, но и сдавать их в аренду и брать на время у других пользователей. Кроме этого, по картам, выпущенным в приложении, начисляется cash back на отдельный счет. Средства с него пользователи могут вывести на свои банковские карты. Компания была создана в 2016 году и очень быстро набирает пользователей, рассказывает генеральный директор ZRCARD Ислам Ахмедшин. Сейчас у сервиса более 70 тыс. активных юзеров. Рынок виртуальных карт в России только формируется. В конце концов пластик исчезнет из кошельков, уверены разработчики приложений.
Жители мегаполиса уже лет пять могут жить без кошелька, банковских карт, кэша и карт лояльности, купив смартфон с NFC и установив приложение типа "Кошелька", уверен директор центра FinTech & Blockchain фонда "Сколково" Павел Новиков.
На его взгляд, есть еще две области, где кэш может пригодиться,— чаевые и рынок. Но и в этих случаях можно перевести средства с карты на карту без комиссии (есть у многих банков) или воспользоваться услугами недорогих терминалов. Новое поколение уже не помнит, как раньше пополняли баланс телефона с помощью скретч-карт, то же самое случится и с пластиком, уверен господин Новиков. Карты лояльности с магнитной полосой, которые сейчас выпускают некоторые магазины (их сложно оцифровать и внести в приложение), на его взгляд, тупиковое решение. "Их число тает, через десять лет мы уже не вспомним, что такое странное решение было в нашей жизни",— предрекает эксперт.
Он называет три причины, по которым мы все еще носим с собой обычный кошелек. Первая — это технологическая инерция. Сейчас не более трети телефонов оборудовано NFC, турникеты в транспорте и проходные также будут еще долго модернизироваться. Плюс аккумулятор смартфона является слабым элементом. Разрядившийся телефон может стать реальной проблемой для тех, кто решил отказаться от пластика.
Вторая — привычка, обычный консерватизм: без кошелька человек чувствует себя некомфортно и непривычно. "Думаю, что понадобится три-четыре года, чтобы приучить людей пользоваться виртуальными картами",— считает господин Новиков.
Третья, самая серьезная причина: серые зарплаты и финансовая неграмотность населения. Это довольно существенное препятствие, которое может осложнить переход на бесконтактные способы оплаты, по мнению эксперта.
Десять приложений для экономии денег
| Название | Количество скачиваний* | Оценка пользователей* | Преимущества | Недостатки |
|---|---|---|---|---|
| "Кошелек" | Более 1 млн | Более 1 млн | Большая функциональность: можно | Пока нельзя внести транспортные карты и |
| выпустить виртуальные карты известных | привязать банковские карты. | |||
| брендов, посмотреть баланс по некоторым | Разработчики обещают сделать это в | |||
| картам, бесплатно получить скидочные купоны. Удобно вносить свои карты | ближайшее время | |||
| Stocard | Более 5 млн | 4,6 | Удобное приложение для хранения карт | Небольшая функциональность: отсутствует |
| различного типа. Можно внести карту, просканировав штрих-код или набрав номер вручную. Есть информация о скидках и акциях в магазинах | интеграция с программами лояльности | |||
| ZRCARD | Более 100 тыс. | 4,1 | Большая функциональность: можно | Не вполне удобный интерфейс. Нельзя |
| покупать, оформлять и сдавать в аренду | посмотреть состояние своего бонусного | |||
| свои карты. Начисляется кэшбэк за покупки по картам, который потом можно конвертировать в деньги и вывести на свою банковскую карту | счета по некоторым картам | |||
| Mobile-pocket | Более 1 млн | 4,3 | Приятный интерфейс для хранения карт | Ограниченная функциональность: фактически приложение выполняет только функцию хранения |
| CardParking | Более 50 тыс. | 4,2 | Удобный интерфейс для хранения карт. | Ограниченное предложение по выпуску |
| Можно выпустить виртуальные карты, | виртуальных карт. Можно добавить только | |||
| проверять баланс бонусного счета, | те карты, которые есть в каталоге | |||
| отслеживать свои покупки. Собираются внедрить привязку банковских карт к приложению | компании | |||
| PINbonus | Более 100 тыс. | 4,7 | Простое и понятное приложение | Ограниченная функциональность: фактически есть только функция хранения карт |
| QIWI Бонус | Более 50 тыс. | 4,6 | Удобная система для хранения карт. | У приложения фактические есть только |
| Можно даже хранить карты с магнитной | две функции — хранения карт и | |||
| полосой (чего нет у других приложений), | информирования о скидках. Нельзя | |||
| но для этого надо купить специальную | выпустить карты, посмотреть баланс по | |||
| карту QIWI и дополнительное устройство | картам | |||
| Wmestocard | Более 10 тыс. | 4 | Обычное приложение для хранения карт | Ограниченная функциональность. Нельзя внести карту, у которой нет номера штрих-кода. Небольшое количество предложений по выпуску виртуальных карт |
| Android Pay | Более 50 млн | 4,1 | Удобная платежная система | Работа с дисконтными картами — не главная опция приложения. Фактически приложение выступает просто как хранилище фотографий дисконтных карт |
| Apple Pay | Не раскрывается | Не раскрывается | Удобная платежная система | Как и Android Pay, система выполняет прежде всего функции платежей. Скидочные карты могут быть просканированы и внесены в кошелек |
*В Google Play.
Источник: kommersant.ru