Члены Клуба директоров по науке и инновациям обсудили взаимодействие технологических стартапов и крупных корпораций

25 марта 2013 г.

21 марта в Гиперкубе «Сколково» состоялся круглый стол: «Технологические стартапы и крупные корпорации: практика взаимодействия на примере транспортной отрасли», организованный Технопарком «Сколково» и Клубом директоров по науке и инновациям (iR&Dclub).


В дискуссии приняли участие резиденты инновационного Фонда Сколково, члены Клуба директоров по науке и инновациям, а также представители РВК, фонда «ВЭБ-Инновации», Центра инновационного развития Москвы, инвесторы и эксперты рынка.

  

Это мероприятие – продолжение начатого в конце прошлого года обсуждения взаимодействия крупного бизнеса и технологических компаний, одно из направлений работы Клуба в 2013 году.

Участники круглого стола отметили, что основная коллизия между стартапами и крупными предприятиями в транспортной отрасли такая же, как и любой другой. Стартапы говорят, что они не нужны большому бизнесу, позиция “большого бизнеса”: покажите нам работающие инновации, возможно, они нас заинтересуют. Поэтому основная задача подобных сессий – преодолеть этот разрыв, наладить качественное взаимодействие между крупным и малым бизнесом. В этой ситуации нет правых и виноватых: корпорации не могут покупать решения, не доказавшие свою эффективность, особенно у компаний, у которых нет репутации и устойчивого положения на рынке. А к таковым относится большинство стартапов. Инноваторы зачастую не имеют возможности доказать эффективность своих разработок, так как крупные компании их не покупают. Получается замкнутый круг, и выход из него пытались вчера найти участники дискуссии в Сколково.

От Клуба директоров по науке и инновациям дискуссию открыл Вадим Стреналюк (ГК “Ростехнологии”). Он отметил важность мероприятия как для крупных компаний, так и для стартапов: “Клуб представляет руководителей, отвечающих за инновационное развитие крупного бизнеса. И крупные корпорации все больше заинтересованы в интеграции малого бизнеса в свой бизнес, особенно, если речь идет об инновационных проектах”.

Также В.Стреналюк рассказал об опыте, который накопился в «Ростехнологиях», в частности о Первом открытом конкурсе гражданских инновационных проектов организаций оборонно-промышленного сектора отечественной экономки. Одна из целей конкурса – выявить инновационные команды и дать им возможность работать над проектами “Ростехнологий”. Проект стартовал в июне 2012 года и развивается так успешно, что в ГК “Ростехнологии” было решено продлить конкурс до октября 2013 года. Кроме того, сформирована коммуникационная площадка для взаимодействия инициаторов инновационных проектов, прошедших экспертный отбор, с потенциальными инвесторами и бизнес-партнерами. По мере накопления и отбора конкурсных заявок проводятся очные презентационные сессии. Их цель в том, чтобы не дожидаясь итогов конкурса и награждения победителей, представлять проекты потенциальным инвесторам и партнерам по развитию бизнеса. Некоторые проекты уже получили интересные предложения.

Заявок на участие в Конкурсе поступило 320, по четырем номинациям: лучшая НИОКР, лучший инновационный продукт, лучший инновационный бизнес (компания), лучшая команда менеджеров инновационного проекта. Подробнее о конкурсе можно прочитать здесь.

Технический директор концерна EADS, выпускающий самолеты Эйрбас, Ричард Форстер, поделился опытом использования российских инновационных технологий в западных компаниях. Он отметил, что первоначальный скепсис западных инженеров по отношению к разработкам из России удается преодолевать, и привел примеры использования наработок российских конструкторов в продукции Эйрбас.

Директор по инвестициям Фонда «ВЭБ-Инновации», руководитель направления «Малый инновационный бизнес и инвестиции» Клуба директоров по науке и инновациям Анна Ненахова рассказала об отношениях внутри инновационного треугольника: стартап – крупная компания – венчурный инвестор. Она уточнила, что инновационная экосистема гораздо более сложная, в нее входят и институты развития, и Клуб, и бизнес-ангелы, и другие участники – и их общая задача – создать привлекательный инвестиционный и инновационный климат в стране. Затронула она и проблемы формирования программ инновационного развития в крупных компаниях, которые обсуждались на мероприятии Клуба несколькими днями раньше. Проблемы похожи: малые инновационные компании не всегда могут предложить крупным интересные и нужные решения, и не обязательно то, что они делают, действительно необходимо производственному циклу. Но взаимодействие началось – например, на Урале малые инновационные компании арендуют у «Уралмаша» (ОМЗ) площади для реализации проектов, что позволяет более плотно сотрудничать.

 

О новых разработках в крупной компании рассказал директор по инновационной деятельности одной из ведущих инжиниринговых компаний ОАО «Группа Е4» Валерий Тропин. По его мнению, чтобы конкурировать на глобальном рынке, просто необходимо искать новые решения, в том числе и предлагаемые технологическими малыми компаниями. По итогам мероприятия он отметил большое количество контактов с технологическими стартапами, которые он установил только на этом мероприятии, что позволяет действительно привлекать в компанию новейшие разработки и прорывные идеи.

Василий Бован, представитель ОАО «КАМАЗ», сообщил, что с большинством из представленных стартапов компания уже вела переговоры о возможном сотрудничестве. Но жизнь не стоит на месте, и даже уже известные разработки постоянно обновляются и развиваются. КАМАЗ открыт к взаимодействию с любой компанией, предлагающей инновационные решения, соответствующие бизнес-стратегии КАМАЗа.

Общее мнение участников круглого стола: такие мероприятия важны для всех участников рынка, и Клуб директоров по науке и инновациям будет продолжать их на регулярной основе. Предприятия, желающие принять участие в таком обсуждении и представить свои проекты, могут обращаться в Исполнительную  дирекцию Клуба по электронной почте mail@irdclub.ru.

Все фото – Галерея Сколково

 

Источник: irdclub.ru

Поделиться