Цифровизация кредитного мониторинга — в новом приложении резидента Сколково FIS

12 августа 2025 г.

Одной из главных задач банков является минимизация кредитного риска, увеличение числа качественных клиентов, сокращение резервов и, соответственно, улучшение экономики банка. Процессы анализа портфеля и формирования резервов регулируются Положением Банка России от 28.06.2017 № 590‑П — при этом, законодательство периодически обновляется, рыночные ситуации изменяются, и банки совершенствует внутренние методики контроля. 

 

 

Для бесперебойного мониторинга портфеля требуется гибкий инструмент автоматизации для анализа и обработки ситуаций кредитного риска. Резидент Сколково FIS разработал FIS Кредитный мониторинг для цифровизации центральной части всего жизненного цикла кредита и внедрил её в крупный банк одной из стран СНГ, снизив долю человеческого фактора до 25% в критически важных точках мониторинга.

 

Как сократить число дефолтных кредитов с помощью автоматизации кредитного мониторинга? Подробнее про FIS Кредитный мониторинг

 

Сегодня для поддержки эффективного портфельного менеджмента в банках требуется автоматизация кредитного цикла — в центре с мониторингом выданных займов. FIS Кредитный мониторинг автоматизирует регулярный и полноценный сбор, обработку и анализ данных о рисковых событиях для оперативного их решения.

 

“Процесс кредитного мониторинга не всегда автоматизирован в банках — часто расписание ручных проверок управляется в Excel через формулы без дальнейшего контроля их реального исполнения. Для оперативного реагирования по единым сигналам на нарушение договоренностей, важно стабильно и регулярно оценивать состояние кредитов и всех клиентов, чтобы минимизировать число дефолтных займов. Максимально автоматизированный мониторинг, масштабируемый, жизненно необходим банкам для качественного управления кредитным риском: контроля качества портфеля, сокращения резервов и улучшения нормативов”, — отметил директор по продажам FIS Сергей Трухин.

 

Система FIS Кредитный мониторинг позволяет:

 

  • автоматически вести разные виды мониторинга — инспекционный (выездной мониторинг клиента), целевой мониторинг, оценка клиента по скоринговой карте, мониторинг обеспечения, бизнес‑плана, условий Коллегиального Органа для любых клиентов с расчётным счётом, вкладом или инвестиционным продуктом, а также контроль выполнения отлагательных условий выдачи кредита, дополнительных условий договора и выполнения финансовых ковенант (регулярность мониторинга гибко настраивается в справочниках и может быть подстроена под потребности банка);

  • под каждый вид мониторинга собирать в единой базе информацию о рисковых ситуациях через интеграции с внешними и внутренними источниками (с АБС, СПАРК, Credit Registry; перечень интеграций может быть расширен);

  • согласно полученным данным выявлять по предельным значениям предупреждающие сигналы (более 50 преднастроенных сигналов) и анализировать риск‑факторы по гибко настраиваемым правилам (число не ограничено), а также вести регулярный анализ финансовой деятельности клиентов;

  • автоматически уведомлять ответственных менеджеров о рисковых событиях по сигналам, определять сценарии реагирования (более 25 преднастроенных), согласовывать и реализовывать мероприятия по задачам урегулирования;

  • сохранять в карточке для каждой задачи и объекта мониторинга (кредит, клиент, залог, бизнес‑план) все связанные документы, комментарии, результаты, историю взаимодействия, и автоматически обновлять связи между объектами;

  • подготавливать профессиональные суждения согласно Положению ЦБ РФ №590‑П, определять категорию качества кредита и процент резерва, при необходимости формировать другие печатные формы в соответствии с регламентами банка.

 

Для проведения выездного мониторинга (мониторинг обеспечения, деятельности клиента) создано мобильное приложение для выездных специалистов с картой, где отображаются адреса клиентов с активными задачами мониторинга обеспечения. В приложении также можно добавить задачу в маршрут, написать выводы и прикрепить фотографии.

 

“FIS Кредитный мониторинг — стратегический инструмент управления рисками, который помогает банкам привести сложные мониторинговые процессы к единому формату, анализируя все данные по событиям кредитного риска, давая пользователям понятным индикаторы и наглядно визуализируя результаты со всей историей взаимодействия по риск‑фактору на одной платформе. Кроме того, в системе возможно управление произвольными списками мониторинга и привязками через low‑code платформу FIS Platform, которая входит в единый реестр российского ПО. На ней можно гибко кастомизировать мониторинговые процессы под любые задачи бизнеса. Например, мы поставили решение в крупный банк одной из стран СНГ, где система мониторит не только клиентов и кредиты, но и залоги и бизнес‑план”, — рассказал Сергей Трухин.

 

Как снизить влияние человеческого фактора на процессы управления кредитным риском до 100%? Кейс крупного банка

 

Команда FIS внедрила приложение FIS Кредитный мониторинг в крупный банк одной из стран СНГ. Примерно за год был автоматизирован процесс сбора, обработки, анализа данных о риск‑факторах и их урегулирования, интегрирован с государственными, коммерческими и внутренними сервисами бизнеса, а также обеспечен постоянный контроль обеспечений, в том числе с помощью мобильного приложения. 

 

В результате банк получил единое окно мониторинга всего портфеля, стандартизировав все процессы, обеспечив гибкую настройку правил мониторинга, объединив все результаты в единую базу данных и кратко повысив качество мониторинга.

 

Влияние человеческого фактора было снижено:

 

  • в целом с 96% во всех процессах мониторинга до 25% в критически важных точках;

  • на 100% при анализе кредитной истории и финансового положения клиентов;

  • до 90% при выявлении сигналов раннего реагирования и принятии мер по их урегулированию;

  • на 70% при анализе состояния обеспечений.

 

Вручную сотрудники банка обрабатывают только ситуации кредитного риска, связанные с обеспечениями. Единая база данных о клиентах, кредитах, залогах и бизнес‑плане доступна согласно ролевой модели. Система позволяет гибко настраивать оргструктуру банка и поддерживать взаимодействие между администраторами и разными подразделениями бизнеса, в том числе полезна для кредитных комитетов.

 

Возможно ли комплексно автоматизировать весь жизненный цикл управления кредитом на одной платформе?

 

FIS предоставляет банкам комплекс решений по автоматизации всего жизненного цикла кредита: от скоринга заявок до поздних стадий collection. Реализация полного цикла управления кредитованием в приложениях FIS:

 

  • отбор качественных клиентов и их ведение — FIS Система поддержки принятия решений и FIS Кредитный конвейер;

  • мониторинг заёмщиков и продуктов — FIS Кредитный мониторинг;

  • проверка оплаты кредитов и завершение договоренностей с клиентом — FIS Collection.

 

“FIS смотрит наперёд и становится партнёром банков по цифровой трансформации, предлагая широкий спектр решений для полноценного управления кредитным риском. Чем хуже показатели кредитоспособности клиента на входе в процесс кредитования, тем больше резервов банки должны сохранять, вплоть до 100%. Чтобы увеличить качество портфеля и, соответственно, снизить финансовые расходы, на входе заявку потенциального заёмщика проверяет и обрабатывает FIS СППР и FIS Кредитный конвейер. За реальной жизнью кредита и расширением кредитных продуктов у клиента следит приложение FIS Кредитный мониторинг. При этом, оно также может позволить выявить мошеннические схемы, например, через банкротство связанных юридических лиц. И в итоге FIS Collection помогает максимально эффективно взыскать просроченную задолженность и кратко повысить возвратность на ранних стадиях. Наша команда всегда рада упростить жизнь банков, автоматизируя весь путь жизни кредита”, — завершил эксперт FIS.