Доля онлайн-образования в России к 2021 удвоится
По прогнозу Томаса Фрея, ведущего футуролога из американского института Да Винчи, крупнейшим интернет-бизнесом к 2030 году будет образовательная компания, о существовании которой сегодня никто не подозревает. Если судить по темпам роста российского EdTech, среди таких компаний может оказаться и какой-то из отечественных стартапов.
Российский рынок образования, по различным оценкам, прирастает на 17–25% в год. В пятилетней перспективе его ждет рост как минимум на 20% год к году. Такой прогноз содержится в первом масштабном российском исследование рынка онлайн-образования, которое выйдет в сентябре с.г.
В работе принимает участие сколковская компания «Нетология Групп», познакомившая Sk.ru с некоторыми результатами и выводами исследования, которое проводится совместно с НИУ ВШЭ, Rusbase, ФРИИ, comScore, а также другими аналитическими компаниями.
Авторы пионерской работы установили объем рынка, динамику развития, аудиторию и финансовые показатели — в целом и по каждому отдельному сегменту, от дошкольного до дополнительного профессионального образования.
Источник: «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», http://edumarket.digital
Исследование состоит из двух частей. Предметом первой части, вышедшей в апреле, стало b2c-направление отрасли. Ее b2b-составляющая будет разобрана во второй части, которая выйдет в сентябре 2017 г.
Если по относительным показателям отечественный рынок EdTech в сравнении с мировыми выглядит достаточно обнадеживающе, то абсолютные цифры вызывают меньше энтузиазма. В 2016 году весь объем рынка образования в РФ оценивался в 1,8 триллионов рублей, что при среднем курсе в 60 руб за единицу американской валюты составляло примерно 54 млрд долл.
Сопоставим это с мировыми показателями. Объем мирового рынка образования составляет $4,5–5,0 трлн, из чего следует, что на российский рынок EdTech приходится немногим больше 1%. При этом свыше четырех пятых российского рынка находится в руках государства.
Доля онлайн-образования в РФ почти втрое ниже, чем в среднем по миру, и в 2016 г. едва превышала 1% (1,1%), или менее 21 млрд рублей.
Источник: «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», http://edumarket.digital
Исследователи отмечают укрепление позиций частного бизнеса на образовательном рынке. В абсолютных цифрах его доля вырастет с нынешних 351,7 млрд руб. до 385,4 млрд руб. к 2021 г, хотя в процентном отношении останется более или менее неизменной.
На пороге фазового перехода в онлайн-образовании
А вот проникновение онлайн-технологий в российское образование ожидает бурный рост. За ближайшие пять лет показатель поднимется до 2,6%, т.е. почти достигнет мирового уровня. В денежном выражении «цифровизированная» часть отрасли увеличится с нынешних 20,7 млрд руб. до 53,3 млрд руб.
Судя по результатам аналитической работы, даже со скидкой на консервативный характер прогноза, намечается быстрый, по меньшей мере на уровне других развивающихся рынков, подъем онлайн-образования в стране. «Флагманы EdTech в России растут по выручке до двух-трех раз в год. Мы на пороге фазового перехода: вслед за „ранними последователями“ дистанционные технологии обучения примет и начнет активно использовать массовый пользователь», — утверждает Максим Спиридонов, основатель компании «Нетология Групп», принявшей участие в исследовании.
С точки зрения сегментов отечественного рынка, наиболее глубоко проникновение онлайна в дополнительное профессиональное (6,7%), дополнительное школьное (2,7%) и высшее образование (1,8%). И к 2021 г. эти сегменты останутся digital-флагманами, полагают авторы работы.
Больше всего денег EdTech сейчас зарабатывает в дополнительном профессиональном и высшем образовании — около 7 млрд руб. и 6,8 млрд руб. соответственно.
Источник: «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», http://edumarket.digital
Наиболее слабо внедрены цифровые технологии в общее среднее образование: кроме онлайн-экстернатов, здесь практически нет технологических игроков. Зато дополнительное среднее образование — в первую очередь подготовка к ОГЭ, ЕГЭ — глубоко «интернетизировано»: на онлайн в 2016 г. приходилось 3,57 млрд руб. от всего объема сегмента.
Стремительно растет российский рынок услуг частного общего образования: за пять лет, к 2021 г., он вырастет до 40,8 млрд руб. в год. Причем 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн.
С инвестиционной точки зрения, российский рынок находится на стадии формирования. С 2014 по 2016 г. в России было зафиксировано 65 инвестиций в образовательные стартапы. При этом все опрошенные исследователями инвесторы и корпорации единодушно выражают интерес к нему.
Совокупные инвестиции в российские образовательные проекты за три года составили по меньшей мере $16,8 млн — с учетом тех сделок, данные о которых открыты и доступны.
Самым активным инвестором в российском EdTech за указанный период был ФРИИ: он участвовал в 26 из 65 сделок.