Гайд для LegalTech-стартапов: куда идти, какие направления развивать и что учесть
Большая инструкция для компаний, создающих решения для юриспруденции
Российский сегмент LegalTech, как и рынок юридических услуг в целом, пока что сложно отнести к числу мировых лидеров в этой сфере. Более того, многие продукты, появляющиеся в России, приживаются не сразу и должен пройти долгий срок, пока потребители привыкнут к новым решениям. Тем не менее, российский LegalTech становится все более привлекательным для венчурных фондов и профильных деловых площадок. Уже сейчас в этой молодой индустрии в России работает около десяти организаций, поддерживающих перспективные стартапы.
«Опора для IT»
Организатором программы выступила общественная организация «Опора России», а оператором акселератора стал корпоративный венчурный фонд группы компаний Softline.
Команды, которые по результатам программы покажут лучшие результаты, смогут привлечь инвестиции в размере от 10 млн рублей, стать резидентами «Сколково», а также получат возможность продвижения своего проекта через сеть партнеров «Опоры России».
AddVenture
Startup Tour 2018
Конференция Skolkovo LegalTech
Конференция Moscow Legal Tech
Legal Geek Moscow
Moscow Legal Hackers
В 2017 году команда Moscow Legal Hackers выступила организатором первого в России LegalTech-хакатона.
Учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов говорит, что новые проекты в LegalTech сегодня следует запускать в наиболее крупных сегментах рынка, представляющих наибольший потенциал. К числу таких направлений эксперт относит автоматизированные реестры, создание новых CRM и ERP-систем, которые учитывают специфические потребности компаний в LegalTech, решения для стандартизации рабочих мест юристов с разработкой ID юриста (по аналогии с ID врачей в поликлиниках), системы для создания типовых документов, маркетплейсы юридических услуг и системы автоматизации работы судебных органов и участников судебных заседаний.
По словам директора по акселерации юридических технологий фонда «Сколково» Антона Пронина, инвесторов в LegalTech сегодня в первую очередь привлекают проекты, связанные с использованием машинного обучения для обработки больших юридически значимых данных и когнитивных технологий искусственного интеллекта. Эксперт отмечает, что большие возможности сейчас имеют технологии, позволяющие обрабатывать большие массивы документов и использовать в юридической практике ключевую информацию из них. Новые интеллектуальные системы способны выделять так называемые «намерения», по которым можно распределять все документы по именам контрагентов, по фамилии и предмету договора, а также могут проверить каждый документ на соответствие определенным условиям (compliance).
Другим перспективным направлением в легалтехе Антон Пронин считает решения, которые помогут автоматизировать операции в аудите и при этом предложат практические рекомендации как самим аудиторам, так и их клиентам. Кроме этого эксперт видит большой потенциал в развитии сервисов судебного финансирования, с помощью которых истцы могут искать инвесторов для финансирования заведомо перспективных судебных дел. Однако чтобы этот рынок начал работать быстрее, в новые решения должны быть внедрены современные инструменты аналитики и моделирования, включающие технологии обработки больших данных. При таких условиях финансирование судебных дел не будет ничем отличаться от инвестирования в портфели акций, облигаций и в паевые фонды. Диверсифицируя пакет инвестиций в судебные дела, можно также сокращать финансовые риски инвестора, объясняет Антон Пронин.
По мнению исполнительного директора ООО «Онлайн патент» Алины Акиншиной, одной из главных проблем российского легалтеха является низкий интерес участников рынка к технологическим продуктам.
«Пользователи еще не привыкли, что их консультируют роботы и заявки оформляют цифровые системы. Доверие к живому человеку остается традиционно более высоким, несмотря на то, что электронные юридические инструменты могут быть надежнее и точнее, чем консультация специалиста, квалификацию которого заведомо не может оценить пользователь».
Исполнительный директор ООО «Онлайн патент» Алина Акиншина
При этом одной из главных причин, тормозящих развитие сегмента B2G в России, остается несовершенное законодательство. Без внесения изменений в действующие законы внедрить такую практику в работу государственных организаций будет крайне сложно, считает Никита Куликов.
Антон Пронин отмечает, что потенциал монетизации российского рынка LegalTech на текущий момент достаточно низкий. Невысокий спрос на юридические услуги вынуждает легалтех-стартапы постоянно искать дополнительные ниши и источники финансирования. При этом открытым на сегодняшний день остается вопрос срока возврата инвестиций.
Кроме того, предприниматели, запускающие легалтех-стартапы в России, но ориентирующиеся на внешний рынок, должны учитывать, что они столкнутся за рубежом с высокой конкуренцией. Причем компании, которые стремятся выйти на иностранные рынки, но оттачивают свой MVP в российских условиях, должны быть готовы к тому, что на внешних рынках их продукт не всегда будет востребован. Такие особенности Антон Пронин объясняет значительной разницей между зарубежной и российской юридической практикой, как законодательной, так и процедурной.
Ирина Цветкова также напоминает LegalTech-стартапам о консервативности юристов — должно пройти некоторое время, пока вы станете своим в этой среде. При этом эксперт советует не фокусироваться только на разработке, так как, по ее мнению, новые продукты в легалтехе часто разрабатывают программисты, совершенно не знающие реальных потребностей клиентов и специфику юридического бизнеса.
Типичные ошибки LegalTech-стартапов по мнению экспертов
1. Желание учиться только на чужих ошибках
2. Плохая оценка рынка, которая затормозит продажи
3. Неправильный или несвоевременный выбор инвестора
Опыт компаний
Platforma — это площадка для поиска адвокатов и привлечения инвестиций в судебные процессы. Благодаря сервису истец может оплатить услуги адвокатов и погасить другие значительные расходы в процессе судебного разбирательства.
Ирина Цветкова объясняет, что в России эта услуга не менее востребована, но в силу того, что о ней только начинают узнавать, компании потребовалось время и инвестиции на продвижение нового вида услуги и формирование спроса. Основатель сервиса говорит, что основной проблемой в момент, когда Platforma выходила на рынок, было то, что они стали первым подобным сервисом в России. Российские потребители почти ничего не знали о судебном финансировании. Поэтому стартапу пришлось практически с нуля формировать рынок: рассказывать, как работает услуга, описывать примеры, обсуждать преимущества и недостатки продукта, проводить исследования, участвовать в конференциях и форумах, работать со СМИ и встречаться с представителями власти.
Авторами другого нового для российского рынка юридических услуг продукта стали основатели сервиса «Онлайн Патент». Проект начал работу в 2013 году и запускался почти с нуля с идеей создать «электронный патентный офис», который должен решать в интернете все основные задачи, связанные с регистрацией патентов и товарных знаков.
По словам исполнительного директора компании Алины Акиншиной, сегодня «Онлайн Патент» входит в топ-5 российских компаний, регистрирующих товарные знаки. Сейчас проект продолжает развиваться и выводит на рынок новые продукты. Недавно компания запустила новое направление — платформу для управления товарными знаками. Решение должно сделать управление товарными знаками значительно проще и быстрее. На сегодняшний день подключения к платформе ожидает более 1 тысячи товарных знаков, входящих в портфели крупных российских правообладателей. До конца года компания планирует запустить также онлайн-сервис по проверке зарегистрированных доменов.
1) Экспериментируйте. Главное — действовать быстро и оценивать точно результаты тестов, отказываясь от неудачных идей и вкладывая ресурсы в то, что «зашло».
2) Считайте. Стартапы — это аналитика и цифры. Если вы не считаете метрики по каналам, вы развиваетесь наощупь.
3) Общайтесь с клиентами. Клиенты едва ли расскажут вам, каким будет правильный продукт, но о его проблемах вы узнаете немало. Решив эти проблемы, вы получите продукт, за который клиенты будут готовы платить.