Интеграция во имя развития: практические аспекты делового сотрудничества ШОС
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Сотрудничество между странами ШОС укрепляется
«Шанхайская организация сотрудничества — это экономический локомотив, который привлекает внимание всех стран мира. <…> Если говорить о России в рамках ШОС, то она увеличила товарооборот почти на 37%. <…> Непростая ситуация в мире также способствует притяжению внимания к ШОС со стороны других стран, которые бы хотели иметь свою независимую экономическую политику. <…> Ни в политике, ни в экономике Россия не дружит с кем-то против кого-то. Мы дружим всегда для созидания, для взаимной пользы и взаимной выгоды. ШОС для России — чрезвычайно важная организация, а также важны и другие форматы, в которых работает Российская Федерация. Все это с точки зрения России нацелено на взаимную пользу», — президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.
«ШОС — это огромное пространство. Если говорить про железные дороги — это 340 тысяч километров. Если говорить про грузооборот, то 2/3 мирового грузооборота приходится на страны ШОС. Такой масштаб накладывает свои обязательства, но и позволяет принимать определенные решения, которые сегодня нужны странам — участницам ШОС. Что касается “Российских железных дорог”, то мы в прошлом году повторили рекорд по грузообороту. По контейнерным перевозкам поставили абсолютный рекорд с момента основания компании — перевезено 6,5 млн контейнеров», — первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергей Павлов.
Валюта стран ШОС должна стать международной
«Финансы — это кровь экономической системы. <…> Там, где используется валюта в виде евро и доллара, эта кровь зачастую превращается в тромбы. Поэтому нам надо, чтобы максимально увеличивался объем торговли и расчетов в валютах стран ШОС… — юань, рубль, другие локальные валюты. <…> Это улучшает товарооборот, ускоряет его и дает дополнительный экономический эффект», — первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.
«Мы должны создать новые механизмы привлечения финансирования. Мы стараемся двигаться в этом направлении, включая и взаимный обмен валют, и собственный Банк развития в рамках ШОС, чтобы он предоставлял средства на развитие», — Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мин.
ПРОБЛЕМЫ
Санкции против России заставили искать новые коридоры поставок
«Для бизнеса один из важнейших вопросов связан с транспортном и логистикой. Сегодня это приобрело особо острый характер, потому что у нас появилось много ограничений, которые наложили на нашу страну. Мы находимся в поиске новых коридоров поставок и логистических цепочек», — президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.
«У нас есть обеспокоенность, связанная с автомобильной интеграцией стран ШОС. Мы являемся не только крупным производителем сельскохозяйственной продукции, но и создателями международной разветвленной сети транспортной логистики, которая включает в себя и морскую линию, и большой блок автомобильных перевозок. <…> Существуют наземные перевозки в рамках ШОС. <…> Мы должны препятствовать всем ограничительным мерам по перемещению нашей продукции в рамках ШОС. В последнее время, учитывая санкции, мы столкнулись с ограничениями на возможности приобретения топлива в отдельных странах ШОС. Мы не можем у премиальных автозаправочных станций покупать бензин с предоставлением всех необходимых нам финансовых документов. Проблемы, связанные с автомобильными перевозками и транзитными вопросами, не должны ограничивать развитие экспорта», — старший вице-президент Группы агропредприятий «Ресурс» Дмитрий Антонов.
Недостаток информационного обмена
«Наши компании сталкиваются с трудностями, особенно в Китае, в понимании регистрационно-сертификационных процедур, которые необходимы для того, чтобы ввести их продукты на китайский рынок. Информацию не так просто найти, даже имея представителей в Китае. Нам приходится предпринимать определенные усилия. <…> Информационный обмен в широком смысле нужно улучшать», — председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
«Половина населения мира относится к странам ШОС. Невозможно развивать [карбоновую нейтральность. — Ред.] без ШОС. Также надо понимать, что регулирование, которое зачастую Запад навязывает, является односторонним. Оно может нанести ущерб странам ШОС. <…> Как без России можно регулировать глобальный углеродный след? Никак. <…> Поэтому создание качественной площадки для обсуждения глобальных вопросов именно в рамках ШОС — это большой вызов и наше большое желание», — первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.
РЕШЕНИЯ
Учет взаимных интересов стран — участниц ШОС приведет к большим результатам
«Развитие наших сервисов со странами ШОС подтверждает тот факт, что если страны учитывают свои интересы и интересы участников, то результат достигается для всех. <…> Мы заинтересованы в постоянном развитии информационного взаимодействия, которое уже сейчас нам позволяет обмениваться национальными планами по развитию железных дорог. Мы развиваем инфраструктуру для устранения барьеров. Для нас также важно развитие всех коридоров — восток, запад, север, юг. <…> Коридор “Север — Юг” имеет огромный потенциал. <…> Через БАМ и Транссиб мы везем 158 млн тонн. К концу 2024 года планируем нарастить этот объем до 180 млн тонн, а к 2030 году — до 210 млн тонн. <…> Мы уделяем особое внимание развитию инфраструктуры международных транспортных коридоров. С казахстанскими партнерами серьезно занимаемся проектом по открытию нового пункта пропуска на границе Казахстана и Китая, чтобы через Казахстан иметь возможность обеспечивать экспортные перевозки наших грузов. <…> Что касается цифровых технологий, то мы подписали соглашение о цифровом документообороте. <…> Также мы предлагаем всем странам — участницам ШОС использовать наши возможности как в профильных институтах, которые у нас есть, так и в нашем корпоративном университете», — первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергей Павлов.
«Наша главная миссия — это поддержка инициатив частного бизнеса, бизнес-сообщества», — председатель Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан Джамшед Джумахонзода.
«Задачи для транспортников на сегодняшний день — придать дополнительные импульсы реализации соглашения о благоприятных условиях для автомобильных перевозок. В условиях возрастающей транспортной и экономической взаимозависимости реализация такой цели представляется крайне важной», — специальный представитель Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества Бахтиер Хакимов.
Необходимо развитие цифровых технологи в рамках ШОС
«Развитие цифровой экономики и… инноваций в этой сфере привлекает наше внимание. Это приоритетное направление работы нашей организации. <…> Развитие цифровых технологий будет влиять на развитие экономики. Это влияние будет углубляться», — Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мин.
«Искусственный интеллект в течение десяти лет даст рост ВВП примерно на 7–10%, производительности труда — на 15%. ВВП стран ШОС — примерно 23 трлн $, который вырастет примерно на 45%. Добавляем сверху этого еще примерно 7–10%, и мы получаем, что 2,5–3 трлн $ может быть получено странами ШОС только за счет внедрения искусственного интеллекта», — первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.
Источник: forumspb.com