Лик новой индустрии
Россия не одинока в поисках инвестиций – такие же задачи ставят перед собой не только развивающиеся экономики Китая, Бразилии, Индии, но и развитые страны. Конкуренция за размещение новых производств только нарастает. В выигрыше окажутся страны, которые точно определят ниши развития национальной экономики, смогут воспользоваться своими конкурентными преимуществами и создать наиболее привлекательные условия для вложения средств как внутренних, так и зарубежных инвесторов в организацию новейших производств. Главное – четко понимать цели, формулировать и решать задачи, выбрав единый план действий. При этом должна быть политическая воля руководства страны по достижению этих целей.
Существуют различные бизнес-модели индустриализации, напоминает главный экономист Nomura Research Institute Ltd Ричард Куу. В частности, японская и южнокорейская модели, которые реализовывались в 60-е – 70-е годы прошлого века и изначально базировались на протекционизме в течение длительного времени. С учетом вступления России во Всемирную торговую организацию для нашей экономики этот путь становится нереальным.
Есть другая модель, характерная для южноазиатских экономик, реализованная, в частности, в Китае, – привлечение прямых инвестиций. Однако для этого нужна дешевая рабочая сила. «Если у вас самая низкая стоимость рабочей силы, то все производители пойдут к вам, но если она начнет дорожать, то производитель уйдет туда, где дешевле», – пояснил Куу. На данном этапе Китай уже теряет это преимущество, поскольку рабочая сила дешевле во Вьетнаме или Мьянме, которая только открылась миру, и многие производства начали стремиться именно туда. По стоимости рабочей силы Россия проигрывает некоторым южноазиатским государствам, однако при этом имеет важное преимущество – обширный внутренний рынок. «Более 140 млн человек населения – это одно из преимуществ, которое у вас есть, и азиатские страны, за исключением Китая, не очень рады этому. И вы можете воспользоваться этим при привлечении прямых инвестиций», – убежден Ричард Куу.
Не менее интересен опыт тайваньской индустриализации, суть которой – в привлечении талантливых и высокопрофессиональных инженеров-соотечественников, покинувших родину и уехавших в США. Тайваньские власти приняли неординарное решение – создали для тех, кто был согласен вернуться на родину, условия жизни, схожие с американскими, вплоть до организации англоязычных школ. Экономический рывок удалось совершить всего за десять лет, с 1985-го по 1995 год. «Если вы сможете вернуть своих специалистов, которые знают, как работает рынок за рубежом, какое оборудование существует в мире, это было бы отлично. У вас есть подобный проект – „Сколково“. Это хорошее начало, но важно создать такие условия, чтобы талантливые специалисты пустили здесь корни и привезли сюда жен и детей. Без этого успех будет эфемерным, преходящим и специалисты рано или поздно вернутся к своим семьям», – говорит Куу.
По материалам: expertnw.ru