Максим Петров: Роботы будут не отнимать рабочие места, а создавать новые
22 апреля в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова был дан старт проекту «РобоАрктика», главной целью которого организаторы видят поддержку талантливой молодежи — школьников, студентов, молодых ученых — и ее ориентацию на техническое образование и инженерное творчество.
В торжественном заседании, посвященном запуску данной инициативы, принял участие Максим Петров, руководитель общероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» — одной из самых ярких инициатив Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».
Мы встретились с Максимом Эдуардовичем во время его пребывания в университете и побеседовали о перспективах образовательных проектов, связанных с робототехникой, а также о пользе «бездушных машин» для науки и экономики.
— В ходе своего доклада вы обозначили основные цели, задачи, определенные успехи, которых добилась программа «Робототехника». Есть успехи в персоналиях, то есть речь о талантах, которые приняли участие в проекте, а затем нашли отличную работу?
— С каждым годом все легче и легче отвечать на этот вопрос. Практически во всех отраслях, что связаны с робототехникой, есть сотрудники, которые хоть как-то пересекались с системой соревнований «РобоФест». Приведу несколько примеров. На открытие фестиваля этого года мы пригласили бывших участников проекта, которые сейчас работают на заводе ГАЗ. Таких ребят уже более ста.
Это и известная в профессиональных кругах команда «Аврора», которая три года подряд выигрывает соревнования «РобоКросс», является сейчас резидентом Фонда «Сколково» и пытается коммерциализировать свой продукт. Есть ребята, которые работают на заводе в Коврове, делают роботов для военных. Есть наши участники, которые работают в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики. Действительно, существует огромное количество примеров, когда человек нашел себя в профессии, либо рядом с профессией.
— «РобоКросс». Очень интересный проект, в котором могут принимать участие студенческие команды?
— Да, студенческие, и с прошлого года также коммерческие. Изначально проект позиционировался как студенческий — сейчас направление для студентов мы оставляем, как образовательный и стимулирующий проект. На базе разработок, как я уже говорил, создаются коммерческие структуры, плюс с научной точки зрения практически все члены команды защищают кандидатские на основе технологий, которые они используют в «РобоКроссе». Другими словами, развлеклись — написали кандидатскую — создали компанию — устроились на работу. «РобоКросс» — это хороший базис, с прошлого года по инициативе Фонда «Сколково», мы формируем профессиональное направление, где могут участвовать молодые специалисты, аспиранты и коммерческие организации. Для них ставятся немного другие задачи и ожидаются от них немного другие результаты.
— Следят ли за итогами «РобоКросса» различные институты России? Например, не интересуется ли результатами Министерство обороны?
Нет. Робокросс сейчас только набирает свою силу, хоть и в геометрической прогрессии. Если проект «РобоФест» уже известен, то «РобоКросс» только в этом году стали включать в свои презентации Фонд «Сколково» и ЦНИИ РТК, как одно из ключевых мероприятий по робототехнике для студентов. Соответственно, военные приглядываются к нам, но мы еще не того масштаба. Я думаю, наше взаимодействие — это вопрос ближайшего будущего.
— Выходит, в идеале Робокросс должен стать чем-то вроде DARPA Grand Challenge?
— Grand Challenge — это уже старая история. Сейчас DARPA прежде всего ориентирована на большие институты — военных, НАСА и так далее. Подобный конкурс стоит запускать в рамках государственного масштаба. «РобоКросс» я бы ориентировал как один из элементов выстраивания структуры профессиональных конкурсов, ориентированных на конкретных заказчиков — либо отрасли, либо предприятия. То есть «РобоКросс» должен быть ориентирован на технологии автопромышленной отрасли. Возможно, с САФУ мы запустим подобный конкурс, ориентированный на арктические задачи. Вместе с Краснодарским краем мы запускаем в этом году конкурс, ориентированный на агропромышленный сектор. Скорее всего, мы будем создавать такую систему профессиональных конкурсов, когда ребята-выходцы из «РобоФеста» разрабатывают технологии, как я уже говорил, ориентированные на конкретные задачи, либо на конкретные предприятия и отрасли. Мы планируем объединять их в едином комплексе.
— Получается, что при такой схеме работы Архангельской области на откуп будет отдана Арктика?
— Я считаю, что каждый конкурс приносит максимальный эффект, когда он сфокусирован на чем-то одном. Если мы сфокусируемся на четких технологиях, то команд будет меньше, но у каждой будет своя конкретная задача. Меньше затрат — больше КПД.
— Какие еще варианты развития «РобоКросса» у вас есть?
— Уже два года мы устраиваем соревнования беспилотных дронов. Сейчас есть идея совместить и машины и дроны — летающий беспилотник «рисует» траекторию для автомобиля — автомобиль по ней едет. Но идеология «РобоКросса», которую я стараюсь выстроить, заключается в том, что мы исходим из задач промышленных предприятий. Мы будем работать над технологиями, интересными для автопромышленной отрасли.
«РобоКросс» будет разделяться на два направления: «Испытание» и «Технология». Отличие в том, что в испытаниях участвуют уже определенный комплекс разработок, законченный автомобиль, который выполняет какое-то задание. Если говорить про технологию — то это один элемент, но сделанный уже на более качественном уровне. Либо техническое зрение, либо что-то еще — пакетное решение, которое может позволить уменьшить вложения команд в разработку своих автомобилей. Направление «Технология» позволит нам увеличить охват, найти более интересные команды.
— Вернемся в Архангельскую область и САФУ. Каким должен быть алгоритм действий двух взаимосвязанных сторон, чтобы в Архангельске появился свой региональный центр, который бы имел отношение к робототехнике?
— Я думаю, что в ближайшее время правильным шагом будет заключение трехстороннего соглашения между программой «Робототехника», САФУ и регионом. Соответственно в дорожной карте мы пропишем все ключевые шаги, в том числе и учитывающие интересы Архангельской области, которые в итоге и позволят САФУ стать региональным центром программы.
— Пользу от этой инициативы получат все заинтересованные стороны — и Архангельская область, и САФУ. Чего все-таки ждать университету от успешной реализации программы РобоАрктика?
— САФУ является конечным потребителем школьников, которые занимаются робототехникой. То есть, в рамках нашей совместной работы САФУ организовывает различные тематические мероприятия, вместе с нами координирует задания для этих инициатив. В результате университет получает подготовленных абитуриентов, которые знают и САФУ, и робототехнику.
— Как вы говорили, основная цель и задача проекта — увлечь школьника техническими науками и инженерными проектами, а не подготовить робототехника...
— Опять же, я не знаю, кого можно назвать робототехником. Робота в одиночку сделать нельзя. Нужен механик, электронщик и так далее. Есть куча философских споров, что можно называть роботом и так далее. Так что да, задача нашей программы — привить базовые навыки и выявить ребят, которые склонны работать в команде над роботехническим проектом, но при этом специализируются на какой-то задаче: программирование, механика, конструирование, электроника. Роботы — это средство.
— Какие еще вопросы касательно РобоАрктики вам удалось обсудить сегодня в САФУ?
— Сегодня в Интеллектуальном центре я встретился с представителями школ региона. В этом плане университет — уникальная площадка. Потому что на школьном уровне все равно идет конкуренция, а университет можно назвать нейтральным судьей, который и объединяет школы, и может при этом рекомендовать определенные проекты и инициативы. К нему прислушиваются.
— Хочется поговорить и о будущем робототехники и роботов. В сезоне 2016/2017 в рамках гоночной серии Формула Е пройдут гонки Roborace, в которых примут участие беспилотные болиды под управлением ИИ. Насколько это перспективно и не получится ли так, что скоро мы будем смотреть гонки роботов, а не, к примеру, «королеву автоспорта» — Формулу 1?
— Я думаю, что в итоге, так и будет. Ведь для чего нужна Формула 1 — для обкатки технологий в экстремальных условиях. Если учесть то, как активно сейчас идет работа над беспилотными автомобилями, то в перспективе пилотов лишатся и гоночные болиды. Формула 1 уйдет, это всего лишь вопрос времени.
Гонки на высоких скоростях — это новый вызов для робототехники. Принятие решений машиной на скорости 1 км/ч или на 200 — 300 км/ч — это абсолютно разные истории. Это невероятно интересно, абсолютно все крупные корпорации к этому готовы. Еще раз — это обозримое будущее, в котором гонок пилотируемых автомобилей уже не будет.
Такие инициативы, как Rоborace — это не только шоу и бизнес. Это, как я уже говорил, вопрос тестирования новых технологий, новых двигателей, новых алгоритмов. В Европе с 2018 года не будет разрешена продажа автомобилей без умных систем. В ближайшем будущем интеллектуальные системы займут в автомобиле главенствующую роль. Поэтому те соревнования, то пройдут в рамках заездов Формулы Е и нужны для того, чтобы отрабатывать вычислительные алгоритмы и технологии искусственного интеллекта в экстремальных ситуациях на высоких скоростях.
— Вы не задумывались о том, чтобы устроить гонки в рамках проекта «РобоКросс»?
— Подобные инициативы — это очень дорогостоящая история. Даже безопасную трассу построить сложно и недешево. Мы, конечно, задумывались над такими соревнованиями, но пока к ним не готовы. Создать беспилотный автомобиль, готовый ездить на больших скоростях, — это тоже крайне непростая задача. Одно дело, когда этим занимаются такие концерны, как BMW, Toyota, Mercedes, другое дело — студенческие команды.
— Раз роботы заменят гонщиков, не заменят ли они в перспективе тех специалистов, которых готовят вузы, в том числе и САФУ? Инженеров-нефтяников, строителей и так далее?
— Ситуация развернется по иному. Сейчас, в связи роботизацией производства американские заводы возвращаются из Китая в США. То есть, робот заменяет дешевую рабочую силу, а «синий воротничок» получает работу по обслуживанию автомата и другие административные функции. Сейчас наоборот, роботы не отнимают, а создают новые рабочие места.
Понятно, что в связи с такими процессами будет меняться профиль подготовки специалистов. Но это обычная история. Какие-то специальности действительно устареют, но взамен появятся другие — человеку всегда найдется занятие.
Так что можно нарисовать такую картину: университет готовит инженеров, что будут работать над роботами — роботы формируют инфраструктуру, которая нуждается в обслуживании — университет готовит необходимые кадры для функционирования этих самых роботов.
Источник: arhangelsk.bezformata.ru