Максим Петров: Роботы будут не отнимать рабочие места, а создавать новые

13 мая 2016 г.

22  апреля в  Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В.  Ломоносова был дан старт проекту «РобоАрктика», главной целью которого организаторы видят поддержку талантливой молодежи  — школьников, студентов, молодых ученых  — и  ее  ориентацию на  техническое образование и  инженерное творчество.


В  торжественном заседании, посвященном запуску данной инициативы, принял участие Максим Петров, руководитель общероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России»  — одной из  самых ярких инициатив Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».

Мы  встретились с  Максимом Эдуардовичем во  время его пребывания в  университете и  побеседовали о  перспективах образовательных проектов, связанных с  робототехникой, а  также о  пользе «бездушных машин» для  науки и  экономики.

—  В  ходе своего доклада вы  обозначили основные цели, задачи, определенные успехи, которых добилась программа «Робототехника». Есть успехи в  персоналиях, то  есть речь о  талантах, которые приняли участие в  проекте, а  затем нашли отличную работу?

—  С  каждым годом все легче и  легче отвечать на  этот вопрос. Практически во  всех  отраслях, что связаны с  робототехникой, есть сотрудники, которые хоть как-то пересекались с  системой соревнований «РобоФест». Приведу несколько примеров. На  открытие фестиваля этого года мы  пригласили бывших участников проекта, которые сейчас работают на  заводе ГАЗ. Таких ребят уже  более  ста. 

Это и  известная в  профессиональных кругах команда «Аврора», которая три  года подряд выигрывает соревнования «РобоКросс», является сейчас резидентом Фонда «Сколково» и  пытается коммерциализировать свой продукт. Есть ребята, которые работают на  заводе в  Коврове, делают роботов для  военных. Есть наши  участники, которые работают в  Центральном научно-исследовательском и  опытно-конструкторском институте робототехники и  технической кибернетики. Действительно, существует огромное количество примеров, когда человек нашел себя в  профессии, либо рядом с  профессией.

—  «РобоКросс». Очень интересный проект, в  котором могут принимать участие студенческие команды? 

—  Да, студенческие, и  с  прошлого года также коммерческие. Изначально проект позиционировался как студенческий  — сейчас направление для  студентов мы  оставляем, как  образовательный и  стимулирующий проект. На  базе разработок, как я  уже говорил, создаются коммерческие структуры, плюс с  научной точки зрения практически все  члены команды защищают кандидатские на  основе технологий, которые они используют в  «РобоКроссе». Другими  словами, развлеклись  — написали кандидатскую  — создали компанию  — устроились на  работу. «РобоКросс»  — это хороший базис, с  прошлого года по  инициативе Фонда «Сколково», мы  формируем профессиональное направление, где  могут участвовать молодые специалисты, аспиранты и  коммерческие организации. Для  них ставятся немного другие задачи и  ожидаются от  них немного другие результаты.

—  Следят  ли за  итогами «РобоКросса» различные институты России? Например, не  интересуется  ли результатами Министерство обороны? 

Нет. Робокросс сейчас только набирает свою силу, хоть и  в  геометрической прогрессии. Если проект «РобоФест» уже известен, то  «РобоКросс» только в  этом году стали включать в  свои презентации Фонд «Сколково» и  ЦНИИ РТК, как одно из  ключевых мероприятий по  робототехнике для студентов. Соответственно, военные приглядываются к  нам, но  мы  еще не  того масштаба. Я  думаю, наше взаимодействие  — это вопрос ближайшего будущего. 

— Выходит, в  идеале Робокросс должен стать чем-то вроде DARPA Grand Challenge? 

— Grand Challenge  — это уже старая история. Сейчас DARPA прежде всего ориентирована на  большие институты  — военных, НАСА и  так далее. Подобный конкурс стоит запускать в  рамках государственного масштаба. «РобоКросс» я  бы ориентировал как один из  элементов выстраивания структуры профессиональных конкурсов, ориентированных на  конкретных заказчиков  — либо  отрасли, либо предприятия. То  есть «РобоКросс» должен быть ориентирован на  технологии автопромышленной отрасли. Возможно, с  САФУ мы  запустим подобный конкурс, ориентированный на  арктические задачи. Вместе с  Краснодарским краем мы  запускаем в  этом году конкурс, ориентированный на  агропромышленный сектор. Скорее всего, мы  будем создавать такую систему профессиональных конкурсов, когда ребята-выходцы из  «РобоФеста» разрабатывают технологии, как я  уже говорил, ориентированные на  конкретные задачи, либо  на  конкретные предприятия и  отрасли. Мы  планируем объединять их  в  едином комплексе.

—  Получается, что при  такой схеме работы Архангельской области на  откуп будет отдана Арктика? 

—  Я  считаю, что каждый конкурс приносит максимальный эффект, когда он  сфокусирован на  чем-то одном. Если мы  сфокусируемся на  четких технологиях, то  команд будет меньше, но  у  каждой будет своя конкретная задача. Меньше затрат  — больше КПД. 

—  Какие еще варианты развития «РобоКросса» у  вас есть? 

—  Уже два года мы  устраиваем соревнования беспилотных дронов. Сейчас есть идея совместить и  машины и  дроны  — летающий беспилотник «рисует» траекторию для  автомобиля  — автомобиль по  ней едет. Но  идеология «РобоКросса», которую я  стараюсь выстроить, заключается в  том,  что мы  исходим из  задач промышленных предприятий. Мы  будем работать над  технологиями, интересными для  автопромышленной отрасли. 

«РобоКросс» будет разделяться на  два направления: «Испытание» и  «Технология». Отличие в  том, что в  испытаниях участвуют уже  определенный комплекс разработок, законченный автомобиль, который выполняет какое-то задание. Если говорить про  технологию  — то  это один элемент, но  сделанный уже  на  более  качественном уровне. Либо техническое зрение, либо  что-то еще  — пакетное решение, которое может позволить уменьшить вложения команд в  разработку своих автомобилей. Направление «Технология» позволит нам увеличить охват, найти более  интересные команды. 

—  Вернемся в  Архангельскую область и  САФУ. Каким должен быть алгоритм действий двух  взаимосвязанных сторон, чтобы в  Архангельске появился свой региональный центр, который  бы имел отношение к  робототехнике? 

— Я  думаю, что в  ближайшее время правильным шагом будет заключение трехстороннего соглашения между программой «Робототехника», САФУ и  регионом. Соответственно в  дорожной карте мы  пропишем все ключевые шаги, в  том числе и  учитывающие интересы Архангельской области, которые в  итоге и  позволят САФУ стать региональным центром программы. 

—  Пользу от  этой инициативы получат все заинтересованные стороны  — и  Архангельская область, и  САФУ. Чего  все-таки ждать университету от  успешной реализации программы РобоАрктика? 

—  САФУ является конечным потребителем школьников, которые занимаются робототехникой. То  есть, в  рамках нашей совместной работы САФУ организовывает различные тематические мероприятия, вместе с  нами координирует задания для  этих инициатив. В  результате университет получает подготовленных абитуриентов, которые знают и  САФУ, и  робототехнику. 

—  Как вы  говорили, основная цель и  задача проекта  — увлечь школьника техническими науками и  инженерными проектами, а  не  подготовить робототехника... 

—  Опять  же, я  не  знаю, кого можно назвать робототехником. Робота в  одиночку сделать нельзя. Нужен механик, электронщик и  так  далее. Есть куча философских споров, что можно называть роботом и  так  далее. Так что  да, задача нашей программы  — привить базовые навыки и  выявить ребят, которые склонны работать в  команде над  роботехническим проектом, но  при  этом специализируются на  какой-то задаче: программирование, механика, конструирование, электроника. Роботы  — это средство. 

—  Какие еще вопросы касательно РобоАрктики вам удалось обсудить сегодня в  САФУ? 

—  Сегодня в  Интеллектуальном центре я  встретился с  представителями школ региона. В  этом плане университет  — уникальная площадка. Потому  что на  школьном уровне все равно идет конкуренция, а  университет можно назвать нейтральным судьей, который и  объединяет школы, и  может при  этом рекомендовать определенные проекты и  инициативы. К  нему прислушиваются. 

—  Хочется поговорить и  о  будущем робототехники и  роботов. В  сезоне 2016/2017  в  рамках гоночной серии Формула Е  пройдут гонки Roborace, в  которых примут участие беспилотные болиды под  управлением  ИИ. Насколько это перспективно и  не  получится  ли так, что скоро мы  будем смотреть гонки роботов, а  не, к  примеру, «королеву автоспорта»  — Формулу  1? 

—  Я  думаю, что в  итоге, так и  будет. Ведь для чего нужна Формула 1  — для обкатки технологий в  экстремальных условиях. Если учесть  то, как активно сейчас идет работа над беспилотными автомобилями, то  в  перспективе пилотов лишатся и  гоночные болиды. Формула 1  уйдет, это всего лишь вопрос времени.

Гонки на  высоких скоростях  — это новый вызов для робототехники. Принятие решений машиной на  скорости 1  км/ч или на  200  — 300  км/ч  — это абсолютно разные истории. Это невероятно интересно, абсолютно все крупные корпорации к  этому готовы. Еще  раз  — это  обозримое будущее, в  котором гонок пилотируемых автомобилей уже  не  будет.

Такие инициативы, как Rоborace  — это не  только шоу и  бизнес. Это, как я  уже  говорил, вопрос тестирования новых технологий, новых двигателей, новых алгоритмов. В  Европе с  2018  года не  будет разрешена продажа автомобилей без  умных систем. В  ближайшем будущем интеллектуальные системы займут в  автомобиле главенствующую роль. Поэтому  те  соревнования, то  пройдут в  рамках заездов Формулы Е  и  нужны для  того,  чтобы отрабатывать вычислительные алгоритмы и  технологии искусственного интеллекта в  экстремальных ситуациях на  высоких скоростях. 

—  Вы  не  задумывались о  том,  чтобы  устроить гонки в  рамках проекта «РобоКросс»? 

—  Подобные инициативы  — это очень дорогостоящая история. Даже  безопасную трассу построить сложно и  недешево. Мы, конечно, задумывались над  такими соревнованиями, но  пока к  ним не  готовы. Создать беспилотный автомобиль, готовый ездить на  больших скоростях,  — это  тоже  крайне непростая задача. Одно  дело, когда этим  занимаются такие концерны, как  BMW, Toyota, Mercedes, другое дело  — студенческие команды. 

—  Раз роботы заменят гонщиков, не  заменят  ли они в  перспективе тех специалистов, которых готовят вузы, в  том числе и  САФУ? Инженеров-нефтяников, строителей и  так  далее? 

—  Ситуация развернется по  иному. Сейчас, в  связи роботизацией производства американские заводы возвращаются из  Китая в  США. То  есть, робот заменяет дешевую рабочую силу, а  «синий воротничок» получает работу по  обслуживанию автомата и  другие административные функции. Сейчас наоборот, роботы не  отнимают, а  создают новые рабочие места. 

Понятно, что в  связи с  такими процессами будет меняться профиль подготовки специалистов. Но  это обычная история. Какие-то специальности действительно устареют, но  взамен появятся другие  — человеку всегда найдется занятие. 

Так что можно нарисовать такую картину: университет готовит инженеров, что будут работать над  роботами  — роботы формируют инфраструктуру, которая нуждается в  обслуживании  — университет готовит необходимые кадры для функционирования этих самых роботов.

     

Источник: arhangelsk.bezformata.ru

Поделиться