Один день с биомедицинским кластером Сколково
13 ноября 2012 г.
Дмитрий Бабанский
Сегодня весь день провел в биомедицинском кластере Сколково.
Мне это и интересно, и полезно, поэтому не могу не поделиться впечатлениями от сегодняшнего дня, отфильтрованными от эмоций.
Сегодня был заложен, пожалуй, первый толковый камень в отношениях нашего Сколково и немецкого Franhofer society. Надо ли говорить, что лучшие врачи - немцы - а сегодня они приоткрыли занавесу тайны о том, как же у них это работает. Причем работает очень эффективно, в закулисной беседе с одним из гостей удалось выведать, что в среднем 1 из 3 проектов достигает масштаба индустрии!
Но обо всем по порядку:
Несмотря на то, что я уже давно слежу за научными новостями, в целом, и фармацевтической отраслью, в частности, сегодня в первый раз услышал про Fraunhofer-Gesellschaft (по-русски - Общество Фраунгофера), что представляет из себя довольно любопытную конструкцию.
Попробую объяснить: это Общество - основное объединение в области прикладных исследований Германии, по совместительству самое крупное объединение Европы. Сегодня речь шла, в основном, об институтах, смежных с фармой и биотехнологиями, однако, в объединении представлено еще 60 других направлений. На исследования Общество тратил €1.65 миллиарда.
Но интересен не масштаб их деятельности, сколько так называемая "Модель Фраунгофера" - разработанная в 1973 году, она до сих пор позволяет Обществу расти и развиваться.
Согласно этой модели 70% доходов Общество получает от промышленных предприятий и конкретных государственных проектов. Оставшиеся 30% идут на предварительные исследования и поступают из федерального и региональных (Земли) грантов на конкретную разработку. Таким образом, бюджет Общества зависит от того, насколько успешно коммерциализируются его разработки. Такая модель действует как по отношению к самому Обществу, так и к каждому отдельному институту.

На графике показаны источники финансирования различных немецких научных сообществ на 2010 год.
Так вот, Общество Фраунгофера решило открыть свой R&D-центр в Сколково. Задавая вопросы с коллегами мы все пытались выведать, почему именно Сколково, а не что-нибудь другое? На это немцы спокойно и обосновано отвечали, что за всю историю их существования таких условий они еще не встречали.
Далее спикеры рассказали в чем Win-Win Situation для Fraunhofer и для Сколково.
Для Общества отношения со Сколково интересны с точки зрения доступа к российским ученым и компаниям; Для Сколково плюсы сотрудничества - доступ к инновационным немецким ученым и ноу-хау Общества, а также репутация в глазах немецких компаний.
Далее спикеры рассказали в чем Win-Win Situation для Fraunhofer и для Сколково.
Для Общества отношения со Сколково интересны с точки зрения доступа к российским ученым и компаниям; Для Сколково плюсы сотрудничества - доступ к инновационным немецким ученым и ноу-хау Общества, а также репутация в глазах немецких компаний.

Что импонирует у европейцев-американцев, они никогда не придут с пустыми руками, так и тут: не успели еще обосноваться, а идеи для совместных проектов уже предлагают. Если эти направления в области БиоМедицины актуальны для Германии, то для России, как мне кажется, они тем более актуальны.

Также сразу обрисовали свои интересы, как вписаться в Сколково, в его инфраструктуру, стратегию и инициативу.

PS Названо Общество также не случайно, судя по разговорам с немцами для них Йозеф Фраунгофер, как Эдисон для американцев =) Только вот за пределами Германии немногие знают, что Фраунгофер был отличным предпринимателем, который жил за счет коммерциализации своих научных трудов. Остается пожелать, чтобы в нашем иннограде вырастали Фраунгоферы, а не традиционные российские Лодыгины ;)
Источник: babansky.livejournal.com