Первый банк в мессенджерах в Беларуси: инновационный проект TalkBank в интервью Александра Новикова
Мы взяли интервью у операционного директора российского проекта TalkBank Александра Новикова.
Для справки: TalkBank называют «первым банком в мессенджерах», проект развивает банковский сервис, обслуживание в котором построено с помощью чат-бота. Успешный стартап является резидентом российского Инновационного центра Сколково и готов к выходу на международный рынок.
— Здравствуйте, Александр. Давайте для начала кратко обсудим главную идею TalkBank. В чем уникальность этого проекта?
— Добрый день. Основная особенность TalkBank— это максимально простая и комфортная для клиента коммуникация. У нас есть чат-бот, который готов общаться с пользователем напрямую через мессенджеры, понимать команды, делать все то, что делает полноценное банковское приложение и даже больше. Изначально TalkBank стартовал в Российской Федерации, но мы смело говорим, что это первый в мире банк, где все банковские услуги доступны напрямую в мессенджере. Словом, TalkBank — яркий пример того, как технология искусственного интеллекта может использоваться в современном банкинге.
— И сейчас планируется выход TalkBank на международный рынок?
— Да, безусловно. После поездок на международные форумы и конференции, мы убедились в том, что такого рода продукт уникален и вызывает интерес в разных странах. Сейчас мы ведем успешные переговоры и с восточными, и с европейскими банками. Несмотря на разницу менталитета и общего подхода к финтех-сегменту возможности TalkBank привлекли внимание как на Paris Fintech Forum, так и на форуме в Японии. 22 марта на конференции в Минске мы убедились, что и для Беларуси наш продукт актуален и интересен.
— Подробнее остановимся на минской конференции. Как проходило мероприятие? Для чего приехали представители TalkBank?
— Стоит начать с того, что я регулярно являюсь спикером и модератором на различных российских конференциях. Около трех лет назад, когда я еще являлся сотрудником другого банка, после одного из выступлений меня пригласили на первую конференцию в Минске. Это был крайне полезный и интересный опыт. В 2019 году я приехал уже как операционный директор TalkBank. В этом году регулярная банковская конференция в Минске была посвящена теме «Платежные карты и дистанционные сервисы», что идеально подходит для презентации нашего проекта. Мы открыты к партнерству и готовы к взаимовыгодному сотрудничеству с банками Республики Беларусь.
На самой конференции присутствовали спикеры из банковской сферы, представители национальной платежной системы, Вадим Головчиц (вице-президент международной платежной системы Mastercard в Беларуси), Александр Кучинский (председатель Ассоциации белорусских банков), Ольга Антонович (начальник управления электронных платежных инструментов Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Республики Беларусь) и другие знаковые фигуры отрасли. На самой конференции обсуждались тренды и конкретные кейсы по внедрению новых сервисов и продуктов.
— Что можете сказать обо всей банковской системе Республики Беларусь? Сильно ли она отличается от российской?
— Различия существенны. Во-первых, в России сейчас около 450 различных банков, в Республики Беларусь, если не ошибаюсь, 24. Из них многие считаются государственными. Даже учитывая разницу в численности населения, это большой разброс.
В РФ мы видим дикую конкуренцию, когда решающим фактором становятся технологичность банка и удобство сервиса. Регулярные обновления приложений, упрощение коммуникации, расширение возможностей инфраструктуры — все это первостепенные задачи многих российских банков.
При этом в Беларуси меньше мошеннических операций, больше контроля, но не так много развитых сервисов. Вот что точно российским банкам надо позаимствовать у соседей — это межбанковская система идентификации. В РФ этого нет, не получится открыть счет удаленно в том банке, в котором хочется.
Если судить по прошедшей конференции, белорусские банки сейчас выбирают сегментный подход, выпуская, к примеру, travel-карты или карты для активного образа жизни, соединенные с фитнес-браслетом. В России этот этап пришел к своему логическому завершению, сейчас курс на инновации и сервисы.
— А как, на ваш взгляд, в Беларусидело обстоит с инновациями?
— В Беларуси однозначно есть интересные продукты. Яркий пример — карта «Халва», франшизу которой выкупил российский банк. В итоге карта в РФ стала известнее и популярнее, чем сам этот банк.
Интерес к инновациям есть, есть активная аудитория, на конференции в Минске мы увидели интерес и к технологиям TalkBank. С нами у белорусских банков есть шанс обогнать конкурентов, быть на шаг впереди.
— Здесь хотелось бы подробнее: TalkBank подходит для специфики белорусского рынка?
— Любой рынок имеет свою специфику, Беларусь — не исключение. В современных реалиях использование технологий TalkBank — это действительно большой шаг вперед. Наша система, когда все взаимодействие клиента с банком проходит в мессенджерах, представляется сейчас наиболее правильным и доработанным контуром банковского обслуживания.
С точки зрения безопасности, скорости обслуживания, финансовых затрат — это прекрасная возможность для банка. Ведь сам проект TalkBank — уже готовое и проверенное временем решение. Наш банковский партнер получит гибкую систему и большое преимущество на рынке.
— В чем будет выражаться такое преимущество?
— Быстрый запуск даст отличную фору относительно остальных. Пока другие банки будут думать, сработает ли такой подход, появится возможность отточить все детали и показать хороший результат на практике. Конкуренты потом непременно займутся с нуля разработкой чего-то подобного, копируя внешнюю оболочку без понимания всех внутренних процессов. Но копируя лидера, не получится этого лидера догнать.
Специалисты TalkBank — эксперты в том, что делают. Отработав свои технологии с двумя крупными российскими банками (вскоре запустится третий), мы понимаем, насколько огромная работа проделана и как сложно все устроено внутри нашей системы. Это некое подобие «франшизы», когда нужно успеть использовать рабочее и потенциально прибыльное предложение, пока конкуренции в этом направлении еще нет.
— Чем же конкретно TalkBank может быть полезен белорусскому банку?
— В первую очередь партнерство с TalkBank — это дополнительный канал увеличения клиентской базы. Сейчас многие приходят к мысли, что кредитование не так активно, как хотелось бы и задумываются о транзакционном заработке.
Сейчас банки ждут новых решений. Чтобы удовлетворять потребности аудитории придется либо долго дорабатывать сложную инфраструктуру, вкладываться в модернизацию сервисов и приложений, либо подключать готовые быстрые сервисы типа TalkBank.
Все технологии TalkBank очень просто использовать и подключать. В Беларуси не заблокирован Telegram, активно используются Viber и WhatsApp, это значит, что доступ к новым сервисам будет очень прост для клиентов.
— Отличается ли русский TalkBank и тот продукт, который предлагается белорусскому клиенту?
— Продукт очень похож на российский, но с национальными особенностями. Например, добавятся местные программы лояльности, возможность оформления кредитных карт, ведь есть единая идентификация и возможность онлайн-одобрения. На самом деле, многое будет зависеть от конкретного банка-партнера и потребностей его аудитории.
— Раз уж зашла речь о клиентах. Чем TalkBank полезен для пользователей?
— Мы уже сказали, что TalkBank — банк в мессенджерах. Пользователь может перевести средства, оплатить счета или получить выписку, не выходя из любимого «Вайбера», написав чат-боту. Это удобно. Наш бот создан с использованием технологий искусственного интеллекта и разговаривает порой более понятно, чем сотрудники некоторых call-центров.
В России мы предлагаем выгодный кешбэк, бесплатное обслуживание карт, бесплатные переводы и снятие наличных в любом банкомате, у TalkBank есть специальные детские карты, семейный тариф и еще много разных удобных сервисов. Многое из этого можно реализовать и в Беларуси.
— Были ли уже налажены какие-то контакты в Беларуси?
— Изначально у нас были договоренности с двумя банками, после минской конференции продуктом заинтересовались еще два банка. Сейчас мы уже подписали соглашения о неразглашении, обговариваем конкретные условия, бюджеты, считаем объемы рынка. Будут ли все переговоры удачными? Время покажет. Многое зависит от текущей технической оснащенности банка.
Мы готовы стартовать на рынке с одним или двумя банками-партнерами, так как в Беларуси видим хороший потенциал для внесения технологий и порядка шести млн потенциальных клиентов.
Сейчас у нас есть партнеры, уже готовые к подключению. Это страховые и юридические компании, которые ждут появления TalkBank в Беларуси.
— Можно ли обозначить даты выхода TalkBank на белорусский рынок?
Сейчас мы ищем партнера, подходящего для быстрой интеграции продукта. К началу делового сезона, в октябре мы уже сможем полноценно выйти на рынок. Как я уже говорил, интегрировать технологии TalkBank несложно: пару месяцев мы закладываем на интеграцию, месяц на возможные доработки со стороны банка, с логистикой или выпуском карт проблем не возникнет, в этом всегда можем помочь и ускорить процесс.
— Переговоры ведутся с четырьмя банками, есть ли смысл рассматривать технологию другим финансовым организациям или «поезд ушел»?
— Мы все еще открыты для сотрудничества и будем рады обсудить запуск TalkBank с другими банками. Пока договоры не подписаны и у нас не выкупили эксклюзивные права, поэтому предложения мы рассматриваем.
Есть ограничения по технологичности банка. К сожалению, если текущая инфраструктура совсем устарела, запуск будет долгим. Мы ищем тех, кто готов сфокусироваться именно на технологичности своего банка в ближайшее время.
В России у нас выпускаются карты TalkBank от трех разных банков и есть еще два white label решения, но рынок Беларуси вряд ли потребует такого разнообразия, один или два банка для данной ниши будет достаточно.
— Возможно, стоит пояснить, какой должен быть «уровень технологичности»
— Именно системных требований не так много. Для максимально быстрой интеграции у банка должно быть открытое API, интерфейс программирования или интерфейс создания приложений. Это значит, что процессинг АБС должны уметь передавать данные на внешние сервисы, чтобы мы могли присоединиться и продвигать свой сервис. Если этого нет, нужно выяснить, собственный процессинг у банка или нет, есть ли ресурсы на доработку — это может быть существенным ограничением в нашей работе.
Второе возможное ограничение — это непосредственная стратегия банка, интересует ли их выход на розничную аудиторию и транзакционная сфера заработка.
Все остальное обсуждается: мы гибки в юридическом плане, готовы помочь дорабатывать что-то в технической части, делиться экспертизой и опытом. Договор опять-таки можем обговаривать с каждым конкретным банком. Сейчас нас больше мотивирует сотрудничество по модели RevenueSharing, но готовы рассмотреть и другие варианты партнерской программы.
— Если не секрет, во сколько обойдется банку внедрение технологии TalkBank?
— Точную цифру сказать не могу, но банк в мессенджерах, обойдется значительно дешевле разработки отдельного банковского приложения и даже дешевле доработки ранее существующего.
В некоторых российских банках сидит целый штат из 60 программистов, которые обеспечивают стабильность работы и постоянное обновление приложения. Банки Беларуси вряд ли смогут себе позволить такое, а технологии TalkBank доступны и поддерживают лояльность аудитории не меньше, а то и больше, хорошего мобильного приложения.
Для белорусских банков обсудить потенциал TalkBank можно напрямую с операционным директором проекта Александром Новиковым. 19 апреля он появится на заседании клуба CRM World Club, а мы оставим контакты для потенциальных партнеров инновационной технологии TalkBank в Беларуси.
Контакты операционного директора TalkBank - Александра Новикова:
+7 963 655 24 83 E-mail: novikov@talkbank.io
www.TalkBank.io
Источник: mogu.by