Почему нам пока не грозит новая космическая гонка
Космической гонки в том смысле, в котором она разворачивалась в прошлом веке, пока не предвидится, убежден директор по науке космического кластера Фонда «Сколково» Николай Михайлов. Аргументацию этой точки зрения он предлагает в колонке, написанной для Sk.ru
Рассуждая о тенденциях, связанных с космической деятельностью, многие комментаторы уверяют - мы вступили в эпоху «новой космической гонки», проявления которой заметны в разных областях. Это и планы по освоению Луны, и пилотируемая космонавтика, и, главным образом, автоматические полеты. Но, как мне представляется, разговоры о новом витке космического противостояния, «космической гонке 2.0», во многом преувеличены.
Действительно, так далеко, как сейчас, мы еще никогда не летали. Американский Curiosity добрался до Марса, разработанный Европейским космическим агентством аппарат Rosetta и его спускаемый модуль «Филы» - до кометы Чурюмова-Герасименко. На Луне работает первый за несколько десятилетий луноход - китайский Юйту. Казалось бы, вот они – свидетельства того, что государства вновь конкурируют в космосе. Но если обратиться к истории полетов к телам Солнечной системы и роботизированных высадок, то становится понятно - цикл планирования и разработки в космической промышленности довольно долгий, он составляет десятилетия. Вот и получается, что реализуемые сейчас серьезные проекты – это завершение миссий, начатых еще в прошлом веке, отголоски прежней, уже окончившейся, комической гонки.
Бюджет напичканного спецэффектами голливудского фильма «Невесомость» сравним с бюджетом индийского проекта непилотируемого полета к Марсу
Во-вторых, отсутствуют кардинальные технологические прорывы, которые могли бы подстегнуть сколько-нибудь серьезное противостояние в космосе. За последние полвека технологии, в том числе в области выведения, прогрессировали, но не революционно. Что в 2015 году, что во времена пионеров космоса принцип один и тот же - для полета ракеты требуется окислить топливо и добиться возникновения реактивной тяги. По большому счету, эффективность ракетных двигателей сейчас не намного выше, чем во времена С.П. Королева. Ожидания, связанные с экзотическими вариантами вроде ядерных реакторов на борту или ракетных двигателей на основе солнечных батарей, пока далеки от практического воплощения. В итоге возникает парадоксальная ситуация – в середине XX столетия казалось, что через полвека мы будем гулять если не по Венере или Марсу, то уж точно по Луне. Но надежды не сбылись - отсутствуют технологические прорывы.
Кстати, курс на приватизацию космической деятельности (на ум сразу приходит Илон Маск и его SpaceX), связан как раз с дефицитом технологических прорывов. В отрасль устремились хорошие специалисты, в том числе айтишники из Кремниевой долины. Глубокой фундаментальной науки в решениях, которые они вывели на рынок, не было (как нет ее даже в таких продуктах, как Гугл и Фейсбук) Тем не менее, за плечами у этих людей – создание многомиллиардных бизнесов. Присматриваясь к новому для себя направлению, космической деятельности, они задались традиционным для Кремниевой долины вопросом – «А как на этом можно заработать?» Основная задача того же Илона Маска – оптимизировать стоимость доставки килограмма полезного груза на орбиту. Желание, вполне понятное с точки зрения бизнеса, но далекое от устремлений, которыми руководствовались основоположники космонавтики.
Компания Маска возникла тогда, когда НАСА объявило о том, что оно уходит из ближнего космоса и намерено сконцентрироваться на космосе дальнем. Но мысль о том, что государство сможет оставить космос на откуп частного бизнеса, пока ошибочна. Государство останется основой этого рынка, главным заказчиком, регулятором и будет продолжать вкладывать деньги в космическую инфраструктуру.
Появление в отрасли новых игроков и возросшая конкуренция привела к ожидаемому результату - удешевлению космической деятельности. Масштаб сокращения затрат на космические полеты хорошо характеризуется таким примером. Бюджет напичканного спецэффектами голливудского фильма «Невесомость» с Сандрой Баллок сравним с бюджетом индийского проекта непилотируемого полета к Марсу. Удешевление космической деятельности означает, что полет в космос могут позволить себе не только сверхдержавы, но и государства третьего эшелона – под таковыми я подразумеваю, например, Индию и некоторые страны Латинской Америки.
Еще одна причина, которая заставляет усомниться в наличии космической гонки, - отсутствие очевидного драйвера для нее. В прошлом побудительным мотивом для противостояния в космосе была холодная война между СССР и США. К счастью, этот масштабный конфликт в прошлом. Некоторые эксперты считают, что сейчас новым поводом для разногласий может быть конкуренция за природные ресурсы. Подобные опасения во многом надуманы, ограниченность ресурсов - не та проблема, которая грозит катастрофой человечеству.
Ближайший ресурс, которого мы можем лишиться на Земле и который в большом количестве присутствует в космосе, например, на Луне, - это редкоземельные металлы. Впрочем, речь идет о перспективе на ближайшие 50-70 лет. Пытаться предсказать траекторию технологического развития на столь длительный срок – дело неблагодарное. Может оказаться, что человечеству будут нужны вовсе не редкоземельные металлы, а какой-то иной тип ресурсов. На ближайшие 20-30 лет (а национальные космические программы, как правило, принимаются на такой срок) такого драйвера не видно. Пока он не появится, космической гонки в том смысле, в котором она разворачивалась в середине прошлого века, не предвидится.