Каждый из стартапов так или иначе сталкивается с такой непростой задачей, как подготовка презентации для инвестора.
Стоит уточнить, что подобные презентации  можно разделить на две категории:

1) презентация для рассылки;

2) презентация, сопровождающая выступление.

Различаются они по выразительности,  понятности, соотношению картинок/текста/ цифр и мелких деталей.

В этой статье мы рассмотрим структуру классической презентации для выступления из 12-ти пунктов (слайдов), которая может быть рассказана за 3-5ти минутный питч. Вы не поверите, но это действительно может быть рассказано за 3 минуты, просто для этого нужно готовиться больше, чем для 10ти минутной презентации.
В списке ниже будут раскрыты все основные вопросы, которые стоит затронуть, они расположены в том порядке, в котором их стоит излагать и к этому можно подходить так, что каждый пункт - это один слайд презентации.

South Park


Итак, начнем:
1. Контекст и обозначение проблемы или возможности.
В начале презентации вам нужно захватить внимание (обратить на себя внимание аудитории) и обозначить про что вообще пойдет речь. Обычно это звучит как “А знаете ли вы, что... (компании на таком-то рынке или такие-то люди)... расстраиваются по 5 раз в день (теряют столько-то денег или времени) из-за неэффективного чего-нибудь?”. Как вы уже поняли, хорошие практики для этого пункта это:
- задать вопрос;
- дать впечатляющую цифру, обозначающую проблему или возможность;
- обозначить, о каком рынке пойдет речь.
“А знаете ли вы, что рынок полимеров растет по 500% в год?”
“А знаете ли вы, что интернет-магазины несут огромные убытки из за мышей?”

2. Решение.
Для начала не стоит ударяться в подробное объяснение. Вам просто нужно сказать, что у вас есть решение, которое дает интересные возможности. Например, это может звучать так:
“А что, если бы мыши просто не могли зайти на склад магазина? Это и есть то, что делаем”.

3. Возможность.
А потом вы говорите конкретнее: “Мы делаем такую-то штуку (обозначаете собственно, что вы делаете и как звучит ваше предложение), которая будет экономить столько-то денег или повысит эффективность на столько-то, или спасет столько-то жизней (обозначает, какой эффект будет достигнут).

4. Решение и его уникальность.
Теперь вы обозначаете, как вы это делаете. 2-3 функции и почему именно эти функции позволяют решить эту проблему. Опишите уникальность ценностного предложения и то невероятное удовлетворение, которое можно получить от использования вашего продукта.

5. Рынок и его потенциал.
Далее опишите масштабы ваших амбиций.
Тут пишут про целевые сегменты: где и кому продавать, на какой рынок ориентируетесь, насколько велик рынок в потребителях и деньгах, если растет, то на сколько процентов в год;
Оцените:

1)    коэффициент проникновения на рынок для существующего продукта;

2)    легкость проникновения на рынок для нового продукта.

Составьте  дорожную карту либо план стратегического развития. Вы должны представлять последовательность собственных действий как план по развитию продукта. Сколько и каких будет версий? Какой функционал у каждой из них?

6. Конкуренция (прямая и косвенная).
Сравните с ключевыми конкурентами, и будьте максимально честны. Составьте таблицу для того, чтобы визуально представить в чем ваше конкурентное преимущество по ключевым факторам, например, в форме стратегической канвы. (Пример взят с сайта O'REILLY OFPS)  

7. Описание бизнес модели.
Где и как планируете зарабатывать, продемонстрируйте это в бизнес-модели. Опишите схематично, что кому и как вы планируете продавать и что вам для этого необходимо.
Модель должна быть простой и наглядной.
Например, монетизация вымышленного стартапа Zapmeals выглядет так:



8. Доказательства потенциального успеха.
Слепую веру в проект лучше подкрепить фактами, подтверждающими актуальность проекта, поговорить с потенциальными клиентами, сделать технологический прототип, решающий их боль, получить первых покупателей.  
Инвесторы любят проекты с подтвержденными покупателями.



9. Milestones.
Текущая стадия проекта с расписанием ключевых этапов развития. Например, стадию разработки можно представить так: “Альфа-версия будет доделана к 12 июня, потребуется инвестировать $10 тысяч. Альфа-версия, будет обладать следующим функционалом...”

10. Команда.
Удачный момент для демонстрации опыта, квалификации и сплоченности коллектива в целом, менеджеров и подчиненных при реализации проекта.  Именно под команду дают деньги. Все ваши медали и знаки отличия должны сверкать на слайде.




11. Заключение.
Здесь стоит собрать все наиболее подтвержденные и оптимистичные итоги, цифры, финансовые показатели, доказывающие жизнеспособность и перспективность бизнес-идеи и т.п. Например: ”С помощью $1 млн инвестиций мы сможем заполучить 500 000 пользователей)).

12. Предложение.
Опишите, что вам необходимо для успеха: сколько денег и на что, какого типа нужен инвестор (стратегический, частный или активный?), для чего, на какой стадии реализации проекта? Вы должны также сами ответить на вопрос: “Что инвестор получит, если вложится в ваш проект? на какой ROI (Return on Investment) он может рассчитывать?”

ИТОГО: Чтобы описать доходчиво свой проект за 20 секунд, необходимо заранее для себя сформулировать, ЧЕМ занимается ваш проект”.