Резидент «Сколково» научил роботов общаться с помощью нейронных сетей и без интернета

12 ноября 2020 г.

Компания «Промобот», резидент Кластера информационных технологий Фонда «Сколково», разработала для своих сервисных роботов диалоговую систему на основе нейронных сетей. При этом ей не требуется подключения к интернету.


До этого роботы Promobot общались с помощью лингвистической базы — то есть вопросно-ответной системы. Теперь они смогут свободно распознавать запросы, обобщать их по заданной тематике и генерировать ответы с помощью нейронных сетей.


Фото: Sk.ru.

Новая диалоговая система позволяет сопоставлять голосовой запрос собеседника с местоположением робота, временем запроса, а также с контекстом предыдущего диалога. Promobot сможет вести длинные диалоги, а не только отвечать на единичные запросы, как это делают существующие системы. 

Андрей Носов, руководитель разработки диалоговой системы компани «Промобот»«Робот, в отличие от голосовых помощников, в ответе на вопрос всегда будет ориентироваться на время и место разговора. Для сервисных роботов это важнейшая задача, поскольку они оказывают услугу в конкретном месте, скажем, в аэропорту, и всегда должны “осознавать”, в каком контексте они находятся».

Разработчики диалоговой системы использовали 10 ключевых тем для бизнеса: например, «Транспорт» (Как добраться? Как купить билет? Где находится?) или «Здание» (Какой адрес? Как получить пропуск? В каком кабинете?) 

Чтобы натренировать один интент (потребность пользователя) нужно не менее двух тысяч релевантных сэмплов (конкретных примеров запроса в контексте). Для тренировки 10 тем дата-инженерам пришлось проанализировать порядка 6,5 млн строк запросов. На это потребовалось 1000 рабочих дней.

Для повышения точности диалог разделен на пять модулей. 

Первый опирается на простое общение, не требующее привязки к каким-либо целям. Его назначение — смягчение или поддержание диалога. 

Второй модуль отвечает на запросы для бизнеса, обрабатывая их в соответствии с необходимым контекстом. 

Третий используется как поисковик — для постоянного обновления базы данных робота.

Четвертый модуль системы непосредственно связан с третьим. Он планирует сопоставление фактов, взятых из поисковика, в случаях, когда нужно получить какое-то сравнение или выгрузку, важную для принятия решений. Например, для получения ответов на вопросы: «Где стоит дешевле?», «Кто выше?», «Куда лучше поехать?» и т.п. При этом системе не обязательно иметь доступ к интернету в момент запроса: базы постоянно обновляются, пока робот в сети, но робот не теряет к ним доступ, если интернет отключается. 

Последний, пятый, модуль подключается к лингвистической базе Promobot, которую создатели робота собирали на протяжении пяти лет.

Олег Кивокурцев, директор по развитию компании «Промобот»: «Все голосовые помощники, которые существуют сейчас, для нас по сути лишь один из модулей системы, который отвечает только за chit-chat. Любому голосовому ассистенту для полноценной работы необходим интернет. Наше решение может функционировать и офлайн, поскольку ориентируется на конкретные задачи бизнеса».

Внедрение диалоговой системы на действующих роботов Promobot начнётся в декабре 2020 года. В нашей стране их сейчас работает около четырехсот: в Музее современной истории России, отделениях МФЦ, Сбербанке, торговых и бизнес-центрах, клиниках и аэропортах.

Павел Кривозубов, руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» Кластера информационных технологий Фонда «Сколково»«Российские решения в области сервисной робототехники пользуются устойчивым спросом на мировом рынке. Это происходит, в том числе потому, что наши компании в некоторых аспектах являются законодателями и основоположниками новых технологических и бизнес трендов в этой области. “Промобот” является лидером направления сервисных роботов в России, внедряя новые алгоритмы и технологические решения, которые в дальнейшем еще больше усилят позиции нашей страны и наших технологий на этом конкурентном рынке».

    

Справочная информация

Компания «Промобот» основана в 2015 году в Перми. С того же года является резидентом Фонда «Сколково». Сегодня Promobot — крупнейший производитель автономных сервисных роботов в Европе. Промоботы трудятся в 40 странах мира в качестве администраторов, промоутеров, консультантов, гидов и консьержей, заменяя или дополняя «живых» сотрудников. Роботов Promobot можно встретить в Сбербанке, Музее современной истории России, МФЦ, аэропорту Балтимор-Вашингтон, Дубай-Молле. Все продукты компании производятся и разрабатываются в России.

Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда - поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности. Число резидентов «Сколково» уже превысило 2700. Фонд оказывает им комплекс услуг, необходимых для вывода разработок на российский и международный рынки. Статус резидента дает компании налоговые и таможенные льготы. В 2019 году выручка резидентов составила более 100 млрд рублей, а сумма привлеченных ими инвестиций превысила 13 млрд руб. С 2019 года закон позволяет любой организации, занимающейся исследовательской деятельностью на территории России, получить доступ ко всем сервисам и льготам Инновационного центра. На территории Инновационного центра «Сколково» расположен Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), входящий в топ-100 молодых университетов мира по версии Nature Indeх. Инфраструктуру Инновационного центра составляют, в частности, крупнейший в Европе Технопарк и исследовательские центры индустриальных партнеров. В 2019 году в Инновационном центре открылись три новых партнерских R&D-центра - компаний «Сибур», ТМК и «Татнефть». На территории «Сколково» в общей сложности уже введено в эксплуатацию более 750 тыс. кв. м. жилых кварталов, исследовательских  и образовательных  центров. Внебюджетные инвестиции в создание инфраструктуры превысили 100 млрд руб. Сайт: www.sk.ru.

Telegram: @oi_press

Контакты для СМИ:
Александра Барщевская
Фонд «Сколково»
Пресс-секретарь
E-mail: ab@sk.ru

Поделиться