Робот дорогу знает. Внукам водительские права уже не понадобятся

7 октября 2015 г.

У каждого автобеспилотника компьютерное зрение. Это технология создания машин, способных обнаруживать, следить и классифицировать объекты, получать и обрабатывать информацию из полученных изображений


   

Ученые рассказали «Вечерке», когда водителей заменит компьютер.

Светила технологической мысли из России и зарубежья собрались в стенах Национального исследовательского технологического университета МИСиС, чтобы обсудить новое слово в автомире — создание беспилотных машин. Пожалуй, над самым перспективным проектом автонета (под таким названием войдет в историю это явление) работают КамАЗ, компания «Когнитивные технологии» и МИСиС.

«Умный» грузовик уже проходит испытания на полигонах. Пока он движется со скоростью 40 километров в час, но в перспективе станет быстрее. В отличие от западных разработок, нашему большегрузу не страшны суровые погодные условия и плохие дороги.

Предполагается, что машина будет работать не только в дистанционном режиме, когда ее удаленно управляет оператор, но и автономно — с помощью системы искусственного интеллекта.

Отечественный проект набирает все больше очков на международном уровне, но проблемы с импортозамещением остаются.

— Развитие этого направления зависит от сенсоров-лидаров, а их в России пока не производят, — рассказал «Вечерке» главный робототехник фонда «Сколково» Альберт Ефимов. — Еще одна проблема — бортовые вычислительные возможности. При этом наша сильная сторона — программное обеспечение.

По словам ученого, мировой опыт говорит о том, что санкции все-таки помогают науке шевелиться. Например, микроэлектронная индустрия Израиля возникла, когда все мировые поставщики электроники отказались сотрудничать с этой страной.

В перспективе автонет будет использоваться там, где велик риск для жизни водителя. Например, в пожаротушении.

Еще один важный сектор — логистика. Автобеспилотники ускорят здесь работу сразу на несколько порядков. Они особенно актуальны там, где нет дорог общественного пользования, да и людей немного — горнообогатительные карьеры, рудники.

— О повсеместном использовании можно говорить в перспективе 10–15 лет, — считает робототехник. — Но системы помощи водителю уже внедряются.

Такие системы — революционное явление в дорожной безопасности. Компьютер, связанный с системами управления транспортом, не допустит столкновения, своевременно затормозив, или предупредит водителя об опасности, скрытом от его глаз маневре других машин, поможет держать дистанцию. На дорогах будет меньше аварий, а соответственно, и их жертв.

— Доказано, что автомобили со встроенной системой помощи водителю на 15 процентов реже становятся участниками ДТП, — привел данные Альберт Ефимов.

Сегодня над разработками беспилотников только в «Сколкове» трудятся более 100 одаренных специалистов. Кстати, на проектировании образца грузовика Минобрнауки выделило 300 миллионов рублей, еще 90 миллионов вложил в разработку КамАЗ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Гарри Бхадешиа, профессор Кембриджа:

- Этот проект довольно любопытен тем, что в отличие от международного опыта, к примеру Google, которые проводят исследования для всех видов транспортных средств, российские разработки сфокусированы на грузовиках. Это повышает их шансы на применение результатов исследований, учитывая значительные расстояния в России. Кроме того, ориентирование на грузовик — положительный момент с точки зрения окупаемости: беспилотные грузовики, в отличие от человека, могут работать 24 часа в сутки.

Алевтина Черникова, ректор МИСиС:

- Университет привлекает к совместной работе с КамАЗом и Cognitive Technologies молодых талантливых инженеров, студентов и выпускников НИТУ «МИСиС» из Студенческого конструкторского бюро. Наше сотрудничество не ограничивается текущими разработками: по предложению партнеров в университете будет создана целевая магистратура «Международный центр робототехники» для привлечения одаренных студентов, которые в будущем смогут принимать участие в этом проекте.

СПРАВКА

У каждого автобеспилотника компьютерное зрение. Это технология создания машин, способных обнаруживать, следить и классифицировать объекты, получать и обрабатывать информацию из полученных изображений. Лидар — оптическое сканирующее устройство с дальномером, позволяющее выбрать оптимальную траекторию движения, контролировать скорость и положение машины в пространстве.
 

    

Источник: vm.ru