Сколько стоит наука: 7 российских стартапов
Волшебный дисплей, сверхпроводящие композиты и детекторы наркотиков — «Теории и практики» представляют подборку российских научных проектов, которые уже получили финансирование и в ближайшее время запустят производство.
Сверхпроводящие композиты
Компания: «Наноэлектро».
В середине 90-х российские физики Сергей Судьев и Виктор Панцырный выиграли государственный тендер и занялись созданием сверхпроводников для грандиозного проекта — международного термоядерного реактора ITER, построить который планируется к 2020 году. Во время этой работы ученым удалось создать новый тип сверхпроводящих композитов, а также наноструктурные проводники (в их составе — медь и ниобиевые нанопроволоки), которые имеют электропроводность лишь незначительно ниже электропроводности чистой меди, а вот их прочность сравнима с прочностью стали. Потенциал у этого изобретения довольно большой: его можно использовать в создании контактных проводов для высокоскоростного железнодорожного транспорта, в авиационной и космической технике, судостроении, в электронике.
Чтобы изобретение стало приносить пользу обществу и деньги авторам, в 2011 году была создана компания «Наноэлектро», в которую вложились Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика Бочвара, РОСНАНО и «Росатом». Руководить ею вынужден сам Сергей Судьев, потому что нанятый со стороны менеджер не поймет всех тонкостей научных разработок и производства. Виктор Панцырный оказался в лучшем положении: он стал директором по научно-техническому развитию и продолжает заниматься исследованиями.
Инвестиции: 450 миллионов рублей — РОСНАНО, 570 миллионов рублей (включая интеллектуальную собственность и оборудование) — Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика Бочвара, 77 миллионов рублей — «Росатом».

Безметочный биосенсор
Компания: Picoscope.
Группа молодых ученых во главе с Максимом Никитиным из Института общей физики имени А. М. Прохорова создала прибор, в который западные инвесторы и грантодатели вложили несколько десятков миллионов рублей (но для развития производственного бизнеса этих денег не хватает). Picoscope — это безметочный биосенсор. Его функция заключается в том, чтобы регистрировать в реальном времени реакции белковых молекул или других биологических агентов (антигенов) без использования меток, которые не всегда можно применять. Прибор уже успели опробовать для нужд Института экспериментальной кардиологии: например, исследовался механизм взаимодействия лекарства, созданного в этом учреждении, с поверхностью кровеносного сосуда. Это помогло медикам зарегистрировать препарат. Предполагается, что Picoscope в дальнейшем будут использовать, в том числе для исследования возможных побочных эффектов лекарств до клинических испытаний.
Аппаратов с аналогичной технологией в мире нет. Похожие приборы, выполняющие примерно те же функции, но с помощью другого метода, отличаются в частности тем, что стоимость их комплектующих в сотни, если не в тысячи раз больше, чем у Picoscope. Коммерческое производство приборов планируют наладить в течение года.
Инвестиции: около 50 миллионов рублей (в основном — зарубежные научные гранты).

Мобильная ДНК-диагностика
Компания: «Максиген».
Чтобы определить, есть ли у человека инфекционное заболевание и какое оно, сейчас нередко используется ДНК-диагностика. Обычно при такой методике копируется и метится вся ДНК, после чего определяется, не имеет ли человек одно из 4–5 предполагаемых инфекционных заболеваний. Но принцип работы новой технологии, разработанной недавними выпускниками биофака МГУ во главе с Валерием Ильинским, заключается в том, что ДНК копируется лишь частично и за счет использования других реагентов удается достичь значительно более высокой чувствительности и распознавания признаков около ста инфекций.
Благодаря этой особенности можно создать приборы для мобильной ДНК-диагностики. Чтобы выяснить, есть ли у человека инфекционное заболевание, нужно будет поделиться своим волосом, каплей крови или слюной с аппаратом, и он за 5–10 минут ответит на насущный вопрос. Проект выиграл массу конкурсов (в том числе в США), получил несколько грантов, и теперь группа из шести человек создает опытный образец, чтобы через пару лет продавать свои мобильные устройства медицинским учреждениям, НИИ и компаниям, занимающимся генетикой, а к 2018 году – обычным потребителям в аптеках.
Инвестиции: на проект были потрачены личные средства сотрудников и гранты (около $175 000), а также призовые на конкурсах (около $25 000).

Волшебный дисплей
Компания: Displair.
Когда впервые видишь этот безэкранный дисплей, с помощью которого изображениями можно управлять прямо в воздухе, невольно задумываешься о волшебстве. Так об этом изобретении астраханского аспиранта Максима Каманина пишут на TechCrunch, отзываются на выставках, да и сама фирма Displair у себя на сайте в качестве миссии указывает: «Создание магии в воздухе». Конечно, для этого волшебства имеется своя технология. Экран создается с помощью частиц воды, и на них проецируется изображение.
Такие технологии существовали и раньше (FogScreen, Heliodisplay). Но особенность Displair в том, что изображениями можно управлять с помощью системы мультитач (одновременно инфракрасными лучами распознается до 1500 касаний). Из плюсов также возможность создавать запахи и в перспективе — работа с объектами в 3D. Интересно, что частицы влаги, из которых состоит экран, не оставляют влажных следов на пальцах: из-за малого размера (от 3 микрон) и сильного поверхностного натяжения они фактически являются твердыми, поэтому поток остается сухим на ощупь.
Использовать Displair планируют в рекламе, в качестве платежных терминалов, для релаксации в медицинских учреждениях, в городском дизайне, образовании или играх. Сейчас Displair — резидент «Сколково» и IT-парка в Казани. Также проект признан в Кремниевой долине: в 2010 году он стал одним из пяти лучших в стартап-инкубаторе Plug&Play.
Инвестиции: $1 миллион от Leta Group и частных инвесторов (в том числе Эстер Дайсон — профессиональный бизнес-ангел, один из первых инвесторов Google, член совета директоров компании «Яндекс», Александр Бадерко — экс-директор по развитию Одноклассники.ру, Бастиан Годска — CEO бизнес-акселератора Acrobator, Адриан Хенни — главный редактор East-West Digital News), 500 тысяч рублей — гранты.

Дешевая расшифровка генетического кода
Компания: «Генотек».
Уже в 2005–2006 годах в мире активно стали появляться компании, которые за несколько сотен долларов занимаются расшифровкой изменчивых участков ДНК и интерпретацией полученных результатов. То есть они могут предоставить данные о том, с какой вероятностью вы получите инфаркт, есть ли у вас предрасположенность к полноте, стоит ли вам усерднее следить за уровнем сахара в крови или опасаться лактозы. В Америке таких компаний — несколько десятков. В России — единицы, и появились они только недавно, до этого пробирку со своей слюной приходилось отправлять за рубеж.
Среди отечественных фирм, занимающихся персональной генетикой, интереснее всего выглядит «Генотек» — компания, созданная выпускниками механико-математического и биологического факультетов МГУ Артемом Елмуратовым и Валерием Ильинским, который по совместительству является президентом другого научного стартапа — компании «Максиген». В «Генотеке» предлагают не только полный анализ изменчивых участков ДНК (за 24 495 рублей протестируют на предрасположенность к 120 заболеваниям, индивидуальные реакции на лекарственные препараты и прочее), но и более бюджетные варианты: за 990 рублей вам объяснят, сможете ли вы добиться чего-то в хоккее или футболе, за 9 945 рублей назовут, к каким из 30 олимпийских видов спорта вы наиболее предрасположены. Также могут рассказать про особенности памяти и внимания, ваш психотип, течение беременности, риски развития различных заболеваний у будущего ребенка и, конечно же, про предрасположенность к отдельным группам заболеваний и особенности реакций на различные лекарственные препараты. В качестве бонуса компания предлагает ДНК-портрет на холсте, в основе которого лежит последовательность ДНК и генетический код.
Инвестиции: инвестиций не привлекали. Сумму вложений не раскрывают.

Детекторы наркотиков
Компания: «Нейтронные технологии».
Изобретение, которое в равной степени можно использовать для обнаружения взрывчатки и определения количества жира у овец — это детектор, созданный группой российских ученых во главе с физиком Михаилом Сапожниковым. В основе действия этого аппарата лежит метод меченых нейтронов. Аналогичные приборы есть и за рубежом, но наш — компактный (весом не больше 34 кг). Действие аппарата состоит в том, что «подозрительный» объект облучается потоком быстрых нейтронов, из-за чего образуется вторичное гамма-излучение, характеризующее по энергии каждый из химических элементов. Регистрируя это вторичное гамма-излучение и определяя соотношение интенсивностей его гамма-линий, можно и без открытия сумки или сейфа обнаружить то, чего не заметит простой рентгеновский аппарат (интроскоп) в аэропорту, в метро или на вокзалах: взрывчатка это или книга, яблочный сок или коньяк, мука или наркотики, детский пластмассовый пистолет или Beretta. Пока, правда, чтобы «просмотреть» одну сумку или сейф, необходимо несколько минут. К настоящему времени этой же группой физиков разработано и создано несколько модификаций такого детектора как для обнаружения заминированных автомобилей, так и для досмотра крупногабаритных грузов (морских контейнеров и больших грузовых автомобилей). А новозеландские фермеры с помощью такого типа детектора просвечивают потоком нейтронов стада мясных барашков, чтобы определить количество протеина, содержащегося в бараньем жире и при необходимости скорректировать питание животных.
Разработки физиков в этом направлении вызвали интерес со стороны спецслужб и первые финансовые инвестиции для создания такого типа детекторов были со стороны ФСБ. Сейчас проект привлек госкорпорацию РОСНАНО и совместно с Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ) была создана компания «Нейтронные технологии» (куда входят ОИЯИ, РОСНАНО и ООО «Детектор взрывчатки и наркотиков»), которая теперь занимается серийным производством разнообразных детекторов взрывчаток и наркотиков.
Инвестиции: 155 млн руб. — РОСНАНО. Общий бюджет проекта составит 462 миллиона рублей, остальная часть будет профинансирована за счет соинвесторов.

Генно-модифицированные вирусы
Компания: «НТфарма».
Если из генома аденовируса (обычно вызывающего респираторные заболевания) удалить область, ответственную за размножение вируса в клетках, получится, что он станет для нас безопасным. Однако его способность проникать в клетку сохранится. И это можно использовать: встроить ген вируса гриппа и ввести человеку. Тогда необходимый генетический фрагмент попадет в клетки и начнется выработка нужного белка. Такая вакцина не только эффективна, но и, как выяснилось в ходе испытаний на животных, имеет меньший уровень аллергических реакций и формирует устойчивую защиту за 2–3 недели. Кроме того, ее можно производить в 2 раза быстрее, что при эпидемиологической угрозе очень актуально. По этой же методике сейчас разрабатываются препарат для лечения бокового амиотрофического склероза, ишемии (уже прошел ряд успешных клинических исследований) и дезинтоксикационные препараты для комбинированного лечения онкологических заболеваний.
Чтобы этот принципиально новый вид вакцин против вируса гриппа появился на свет, группа микробиолога Бориса Народицкого работала еще с 70-х годов, ученые тратили свои деньги на исследования и, несмотря на особые сложности в 90-е, остались разрабатывать технологию в России. И в итоге в 2010 году не без помощи РОСНАНО появилась компания «НТфарма», которая уже в этом году должна заняться производством оригинальных вакцин и биопрепаратов.
Инвестиции: 1,3 миллиардов рублей — РОСНАНО, 247 миллионов рублей — соинвесторы.
Источник: theoryandpractice.ru
