Стартап а-ля рус: что готовят российские компании на Земле и в воздухе
Проекты этих компаний уже в скором будущем могут оказать влияние на индустрию транспорта и перевозок. Их планы убойны, решения смелы, а потенциальные покупатели говорят на большинстве языков мира. Что объединяет эти стартапы помимо способности стремительно приближать завтрашний день? Тот факт, что все они из России.
Поговорим, что нового в мире мобильности готовы сказать отечественные смельчаки и насколько круты их творения — от воздушных мотоциклов до карманных ракетных двигателей.
Летающий байк и дрон-такси
Поднять и эффектно удержать в воздухе что-то тяжелее почтовой посылки с переменным успехом пытаются десятки компаний по всему миру: от Terrafugia и Uber до Toyota и Airbus. На счету российского стартапа Hoversurf — постройка и запуск собственного летающего мотоцикла. Причём речь не о компьютерной симуляции, а о живом одноместном байке, который взмыл в небо ещё четыре года назад.
Как большие любители дронов, Hoversurf горели идеей создания доступного сверхлёгкого летательного аппарата с широкими возможностями: от ежедневной транспортировки до спорта и профессиональных соревнований. Получив на развитие проекта около $2,4 млн. инвестиций и заключив партнёрское соглашение с Yamaha, в компании продолжают совершенствовать своё детище: открытые винты заменены безопасными вентиляторными корпусами с эффектом Вентури, а максимальная скорость и время полёта составляют 96 км/ч и 40 минут соответственно.
И это не всё. Являясь резидентом «Сколково» и располагая базой на территории центра, команда Hoversurf активно готовит к публичному показу... летающий автомобиль! С автономным проектом Formula компания обещает сделать более смелый шаг в сторону транспорта для индивидуальной аренды, такси и спецслужб. Технически Formula развивает тему дрон-байков (правда, у аппарата уже 16 моторов), при этом считается транспортом-гибридом с элементами самолёта и вертолёта. Если проект выстрелит, индустрию ждёт компактное воздушное такси с пассажировместимостью до четырёх человек и «максималкой» 320 км/ч.
Каким вы видите транспорт будущего?
Александр Атаманов, основатель Hoversurf: Мир будущего я вижу кадрами из фильма «Пятый элемент». Именно переход в третье измерение ждёт транспорт будущего. Поскольку проблема загруженности наземного и подземного транспорта усугубляется с каждым годом, появление летающих автомобилей позволит экономить самый важный ресурс в жизни человека — время. Это даст новую свободу, без пробок и светофоров.
Челнок для космических туристов
Горизонты другой российской компании, КосмоКурс, намного шире. Цель сколковского стартапа — создание туристического корабля для суборбитальных полётов в космос.
Проекты подобного рода чересчур масштабны даже на слух. Однако уже в 2020 году коллектив КосмоКурса планирует провести тесты силовой установки, а к 2025 году — подготовиться к пилотируемому запуску.
По проекту, с помощью ракетного модуля многоразовый аппарат будет способен вертикально выходить на орбиту Гагарина (180–220 км от поверхности Земли) и через 15 минут возвращаться на космодром, сохраняя отработавшую ступень. Обитаемая капсула будет вмещать шестерых туристов и инструктора. Для каждого из них предусмотрен индивидуальный иллюминатор и пять-шесть минут невесомости. За самое необычное «место у окна» и в самом прямом смысле космические ощущения стартап планирует брать до 250 тысяч долларов, что в десятки раз меньше существующих расценок для космических туристов. Вместе с этим, в КосмоКурсе рассчитывают снизить количество ограничений по здоровью и значительно упростить процесс подготовки. Со слов создателей, этому будут способствовать более слабые перегрузки.
Летающий «Кальмар»
Что? Да! Есть и такое. Правда, вместо щупалец у беспилотного городского мультикоптера Flyka f1 «Кальмар» целая куча роторов. Если их сосчитать, получится 22 штуки. Стартап АвиаНовации из «Сколково» сочинил свой проект в 2016 году, а уже в этом грозится выкатить готовый полноразмерный прототип для сертификационных испытаний.
По задумке, аппарат не потребует от пассажира ни особой подготовки, ни лицензии пилота — коптер способен летать автономно, лишь при необходимости позволяя собой управлять.
В числе характеристик 5,4-метрового аэротакси — грузоподъёмность в 165 кг, максимальная скорость в 150 км/ч и дальнобойность в 30 километров без груза и 20 — с максимальной загрузкой. Кроме того, Flyka f1 уже рисует весьма «вкусные» цифры в 16 долларов за лётный час, что очень дёшево для малой авиации. По словам создателей, довести до подобных показателей стоимость полёта на самых доступных вертолётах уже попросту невозможно.
Каким вы видите транспорт будущего?
Максим Левошин, основатель Flyka: Это безопасное, простое и доступное аэротакси, которое легко вызвать через мобильное приложение. Беспилотному транспорту не мешает плохая видимость, погода, реки и другие препятствия на пути, он в любое время дня и ночи готов к полёту. Сначала над землями общего пользования, а затем в городах. Как в России, так и по всему миру.
Что у вас под обтекателем?
К слову, о моторах для перспективных видов транспорта. Их — в турбо- и даже электрореактивном виде — создают сразу несколько российских стартапов.
Проект GT-50 от сколковского коллектива Avant Space Systems представляет собой небольшой ионный двигатель для современных спутников и малых космических аппаратов. Его главная особенность — в схеме работы: необходимая тяга образуется от движения ионов, которые заряжаются под действием электромагнитного поля при сгорании инертного газа. Такие двигатели весьма компактны, экономичны и мощны: при размерах 5х5 сантиметров GT-50 способен выдавать импульс, при котором скорость вылетающих ионов достигает 40 км/с. Тесты силовой установки пока проводятся в лаборатории «Физика плазмы» МГУ, а первые космические испытания должны пройти в 2021 году.
Другой проект — от столичной компании Reynolds — для обывательского уха звучит привычнее: турбореактивный мотор. При этом речь идёт о компактном движке, который можно поставить на дрон, джетпак или что-либо с приставкой «ховер». Мотор R500 с тягой в 500 Ньютонов уже испытан и даже находится в мелкосерийном производстве, а в числе его достоинств — лучшие в классе эффективность и межремонтный ресурс. Сам коллектив Reynolds, работающий при грантовой поддержке «Сколково», стал первым и пока единственным российским стартапом, попавшим в глобальную программу акселерации от Airbus. Так что русский дрон с русским мотором и галочкой в графе «мировая известность» — вполне себе реальность.
Спуститесь на землю
Тем же, кому летать пока не нужно, могут быть интересны проекты от резидентов «Сколково» Hudway и RoboCV. Первая компания создаёт проекционные системы для помощи водителю при плохой видимости, а вторая — автономных роботов для больших помещений.
Инновация от ижевского стартапа Hudway представляет собой мобильное приложение, превращающее смартфон в проекционный дисплей с подсказками о том, что находится за пределами видимости. Помимо обычного отражения телефонной картинки от лобового стекла компания предлагает продвинутые варианты Glass и Drive с дисплеем-площадкой, напоминающим привычные автомобильные Head-Up-модули. В 2015 году именно такой гаджет-тандем привлёк свыше 600 000 долларов на краудфандинговой платформе Kickstarter. Сегодня решения от Hudway уже можно купить — комплекс Drive, например, стоит чуть больше 13 000 рублей.
Каким вы видите транспорт будущего?
Иван Клабуков, сооснователь Hudway: Видим его как в мире, так и в России (с небольшой задержкой в 5–10 лет) — автономным, безопасным, как услуга, и глубоко персонализированным. Хочется верить, что развитие не свернёт с текущего вектора и предоставит простор автомобильному инфотейнменту с дополненной реальностью 360 и отходу от смартфоноцентричного управления информационными потоками в перспективе 5–10 лет.
Продукты от RoboCV намного дороже и требуют чуть больше терпения. Компания вышла на рынок робототехники в 2012 году, а сегодня, обзаведясь солидным объёмом привлечённых средств, готова разработать экзоскелет, сохраняющий мышечный тонус космонавтов, и — что полезнее на Земле — предлагать автоматизированные робопогрузчики для складов. Уже созданы беспилотный тягач и робот-погрузчик, а к началу 2021 года будет готов высотный робо-ричтрак для наполнения складских стеллажей. И никакого ручного труда.
Источник: mag.auto.ru