Технологии будущего
Николай Грачёв: «Сейчас с электротранспортом происходит то, что случилось с мобильными телефонами 10 лет назад»
Вопрос более эффективного использования энергии в промышленности, ЖКХ или повседневной жизни при постоянном росте цен на ресурсы не теряет своей актуальности. Корреспондент ИА «Актуально» побеседовал с вице-президентом и исполнительным директором кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Николаем Грачёвым о современных технологиях в этой сфере и перспективах развития электротранспорта в России.
ИА «Актуально»: В чем эффективность энергоэффективных технологий: экономия электроэнергии или производство большего количества энергии?
Николай Грачёв: Если говорить про наш кластер энергоэффективных технологий фонда «Сколково», то мы трактуем энергоэффективность очень комплексно. Мы покрываем всю энергетическую цепочку – от разведки и добычи углеводородов до конечного потребления в ЖКХ или промышленности. По сути, для нас вопрос энергоэффективности – то, насколько эффективно мы используем энергетический потенциал России. В части разведки углеводородов, в части использования существующих месторождений – здесь можно говорить о технологиях повышения нефтеотдачи пласта. Естественно, дальше мы говорим о том, какое количество энергии мы потребляем, чтобы доставить эти ресурсы конечному потребителю. Это технологии для мидстрима (операций, связанных с переработкой и транспортировкой углеводородного сырья. – Прим. ИА «Актуально»), технологии в области нефтепереработки и нефтехимии. Конечно, говоря об энергоэффективности, мы исследуем энергетику в узком смысле как генерацию электроэнергии и тепла, их передачу. И естественно, мы занимаемся технологиями альтернативных источников энергии. У нас есть проекты по ветровой, солнечной, приливной энергетике. И конечно, энергоэффективность напрямую связана с тем, как мы потребляем энергию, насколько эффективно мы используем тот потенциал, который у нас есть. То есть это технологии для ЖКХ, для городов, это вопросы потребления электричества в промышленности.
ИА «Актуально»: Человек может купить энергосберегающую лампочку и пользоваться ей дома. На предприятиях всех масштабов внедрение энергоэффективных технологий – это сложный процесс, который перестраивает всю работу и требует времени. Тем более эффект от их применения зачастую наступает далеко не сразу, иногда через несколько лет. Что на сегодня является главным препятствием для внедрения энергоэффективных технологий больше, шире, сильнее?
Николай Грачёв: Думаю, мероприятия и технологии, которые влияют на энергоэффективность на предприятиях, можно разделить на два блока. Первый блок, как вы правильно отметили, – это технологии, которые требуют изменения самого технологического процесса. Новая технология или уменьшает количество шагов, необходимых для производства какого-то продукта, или меняет сам способ производства на более энергоэффективный. Второй блок включает энергоэффективность во второстепенных процессах, которые возникают при производстве. Здесь мы говорим об освещении на предприятиях, о теплоснабжении цехов. Есть ряд технологий, которые не влияют на основной процесс, но могут существенно сократить количество потребляемых ресурсов в этом блоке. Теперь посмотрим, насколько внедрение энергоэффективных технологий выгодно для предприятий. Естественно, разные технологии имеют разные сроки окупаемости. Какие-то вещи предприятиям выгодно внедрять, поскольку они окупятся через несколько лет. В некоторых случаях ввод новых процессов целесообразен только при строительстве новой производственной линии. В целом все больше российских предприятий достаточно серьезно относятся к этой теме. Для крупных промышленных холдингов становятся интересны не только основные производственные процессы и технологии, но и энергообеспечение своего производства, насколько во вспомогательных процессах внедрены энергоэффективные технологии. Возможно, эта тема стартовала относительно медленно, но она набирает обороты, и появляются интересные проекты.
ИА «Актуально»: А как обстоят дела с энергоэффективными технологиями в сфере ЖКХ?
Николай Грачёв: Наверное, наиболее костный сектор – это ЖКХ, которое завязано на тарифное регулирование. Там процесс внедрения технологий действительно идет намного медленнее. В то же время потенциал экономии в этой сфере существенно больше. Порядка трети энергии, которую мы теряем или используем неэффективно, – это сфера ЖКХ. Там, конечно, игроки менее заинтересованы из-за тарифной сетки. Для нас это направление тоже находится в приоритете. Мы инвестируем много времени и ресурсов как на поиски новых интересных проектов, так и на их продвижение в общении с региональными властями, строительными, энергосервисными и управляющими компаниями. Поэтому я бы сказал, что промышленность развивается наиболее динамично и это скорее вопрос большего предложения технологий. А ЖКХ развивается медленнее, но это наш большой приоритет, мы видим здесь огромный потенциал.
ИА «Актуально»: Расскажите о наиболее интересных и перспективных проектах в России.
Николай Грачёв: Приведу несколько примеров из разных сегментов работы нашего кластера. Всего у нас в кластере порядка 280 компаний, которые как раз распределены по всей этой энергетической цепочке – начиная от разведки и добычи углеводородов до технологий в области ЖКХ и промышленности. У нас есть очень интересный стартап в области нефтепереработки. Компания из Санкт-Петербурга существенно упростила процесс переработки нефти, сократив количество установок, которые необходимы для отдельных процессов производства высокооктановых бензинов. С помощью их технологии вместо четырех-пяти установок для производства достаточно одной-двух. Естественно, это в разы сокращает инвестиционные затраты на данный технологический процесс и повышает его энергоэффективность, то есть нам нужно затратить меньше энергии, чтобы получить тот же продукт. Компания действительно молодой стартап, но настолько успешный, что они уже поставляют первые установки за рубеж, они сотрудничают с рядом российских компаний, сейчас получили грант фонда «Сколково» на разработку следующей своей технологии. Если говорить про электроэнергетику, у нас есть ряд интересных решений, например, в производстве кабелей для высоковольтных сетей. Так, один стартап разработал уникальную технологию производства электрокабеля, который характеризуется повышенной прочностью. То есть с такими кабелями нужно меньше опор, чтобы провести высоковольтную линию. А благодаря новым техническим характеристикам сам кабель можно делать тоньше, с меньшим количеством алюминия. Уникальная разработка. Коллеги сейчас планируют ее тестировать с Россетями. Мы видим в том числе очень большой экспортный потенциал данного проекта и прорабатываем способы выхода на зарубежные рынки. Большое количество стартапов занимается темой накопителей энергии. Во всем мире эта тема затрагивает не только электромобили, но это может стать прорывным решением для создания умных домов, энергоактивных домов, которые могут быть полностью независимыми от внешних источников энергии. Автономные дома, которые могут вырабатывать энергию, накапливать ее и использовать по необходимости. У нас есть ряд очень перспективных компаний, которые работают в этой области.
ИА «Актуально»: Нужен ли электротранспорт России, богатой энергетическими ресурсами? И не будут ли ресурсодобывающие холдинги вставлять палки в колеса компаниям, которые решат развивать этот сектор?
Николай Грачёв: Я уверен, что будущее есть у разных транспортных технологий. Если говорить о перспективе 15, 20, 30 лет, то понятно, что от двигателя внутреннего сгорания мы никуда не уйдем. Но в то же время ряд новых технологий за это время существенно разовьются: это и электромобили, и гибридные автомобили, и водородные технологии, и газовые гибриды. Здесь есть большое поле для развития. Я думаю, что нефтяным или газовым компаниям нет интереса вставлять кому-то палки в колеса, для них это может стать дополнительным бизнесом: использовать заправочную структуру и предлагать ее для новых транспортных технологий. В части газомоторного топлива – это очень перспективное направление, которое будет продолжать развиваться. Если говорить об электротранспорте, то, думаю, один из самых сильных драйверов его развития – это экологический аспект. Мне кажется, для всех жителей российских мегаполисов проблема загрязненного воздуха понятна. И как раз поэтому мы и говорим об экологически чистых видах транспорта: гибридных автобусах, аэробусах, которые могут существенно улучшить ситуацию. Технологии в этом сегменте развиваются очень быстро, что позволяет решить проблему ограниченности пробега. Мы видим, что решается проблема накопления энергии и, главное, себестоимость батареи становится ниже. Если провести аналогию, то сейчас в отрасли энерготранспорта происходит то, что 10–20 лет назад произошло с мобильными телефонами. Сначала они были большие, очень дорогие, никто не мог себе их позволить, нужно было инвестировать миллиарды в развитие сети сотовой связи, а сейчас это вещь, без которой мы не можем себе представить повседневную жизнь. Я уверен, что разные технологии экологически чистого транспорта получат разное развитие. Для фонда «Сколково» важно не упустить его, потому что в ряде направлений Россия может участвовать в разработке технологий и встраиваться в какие-то глобальные производственные цепочки, в частности в области технологий накопления энергии. Также у нас есть ряд прорывных технологий в области водородной энергетики. Поэтому очень важно понять, какой рыночный потенциал у этих технологий не только в России, но и в мире. И самое главное, какое место Россия может занять в этой отрасли с точки зрения коммерциализации технологий.
Источник: aktualno.ru