Время сверить коды

9 февраля 2017 г.

Наука и бизнес ищут взаимопонимания


Накануне Дня российской науки редакция 4science.ru обратилась к ученым, представителям университетов, институтов развития, бизнеса, промышленности с просьбой назвать три наиболее актуальных, на их взгляд проблемы, которые мешают эффективному взаимодействию науки и бизнеса. А также обозначить возможные пути их решения и механизмы (инструменты), необходимые для этого. 

Ирина ДЕЖИНА.

Ирина ДЕЖИНА, руководитель группы по научной и промышленной политике Сколковского института науки и технологий (Сколтех): — Проблем в этой области много, они постоянно обсуждаются, и выделить три главные не так-то просто. Назову те, которые мне ближе и понятнее.

Первая сложность: услышать друг друга. У каждой стороны свой «культурный код», свои интересы и цели. Преодолевать взаимоное непонимание трудно, и это не чисто российская проблема. Должно быть больше «модераторов», как внешних, так и выращенных в НИИ, университетах и компаниях, которые продолжают там работать, помогая наладить связи.

Это непосредственно стыкуется с проблемой мобильности кадров. Должны быть люди, имеющие опыт работы и в науке, и в бизнесе. Таких в России очень немного…

Следующие две проблемы можно назвать традиционными для дискуссий о взаимодействии науки и бизнеса. Одна — это слабый спрос промышленности на научные исследования. Расходы частного сектора на НИОКР небольшие и их доля практически не растет. В значительной степени НИОКР в «предпринимательском секторе» науки финансируется государством: в несравненно больших масштабах, чем в развитых странах, порождая «бюджетных инноваторов».

Другая проблема связана с тем, что предложение со стороны науки часто оторвано от спроса. Это, в частности, показывают опросы самых разных компаний, в том числе участников рейтинга «ТехУспех».
 

Как скоро возможно будет преодолеть эти и другие проблемы, которые мешают эффективному взаимодействию науки и бизнеса? Думаю, в ближайшее время вряд ли что-то изменится радикально: то, что не смогли решить в прошедшие 25 лет, не исправишь за 2-3 года. Полезных мер очень много, от налоговой политики до образовательных курсов.

Например, в перспективе могут дать эффект меры по стимулированию межсекторальной мобильности, а также введение практики «стартового заказа» со стороны крупных компаний малым и средним фирмам, университетам и НИИ.

Мобильность может поощряться разными методами. На мой взгляд, интересна американская практика entrepreneur in residence — временно работающих в университетах предпринимателей: например, в период выполнения совместного исследовательского проекта. Это дает возможность университетам лучше понимать запросы бизнеса, а предпринимателям — участвовать в обучении студентов, следить за ходом выполнения работы. 

Другой механизм, уже из английской практики, — специальная «командировка» (secondment), когда сотрудник университета работает в течение определенного времени в компании. При этом исследователь сохраняет свою позицию в университете (хотя расходы могут быть профинансированы компанией). Ввести такие «командировки» можно, например, для молодых ученых-постдоков.

Что касается «стартового заказа», то это скорее специфический российский инструмент для стимулирования тесной и при этом «неконкурсной» кооперации потенциальных производителей НИОКР и технологий с компаниями — «стартовыми заказчиками». По сути, это механизм «ручной сборки», когда стартовые заказчики, представляющие собой в основном крупные компании, гарантируют покупку новой научной разработки или технологии, если она соответствует заранее установленным параметрам.

 
 
Источник: 4science.ru

Поисковые теги
Поделиться