Форсайтное мышление. Лекция №1 «Будущее, в котором хочется жить»

  • Автор: Ракитин Антон

    26 марта 2012 года в 18.00  прошло первое занятие «Будущее, в котором хочется жить» курса «Форсайтное мышление: инженерия Будущего». Занятие длилось больше четырех часов и было разбито на 3 части: лекцию Николая Ютанова, руководителя Исследовательской группы «Конструирование Будущего»; лекцию Сергея Переслегина, руководителя теоретического отдела этой исследовательской группы; и игровой семинар «Знаниевый реактор», где студенты коллективно генерировали решение глобальных проблем.

    Занятие начала Екатерина Юрьевна Ютанова, коротко рассказав о деятельности Исследовательской группы, которая уже 10 лет находится на рынке конструирования будущего. Этот учебный курс рассчитан в общей сложности на 3 учебных семестра, в конце которого группы студентов будут защищать свой проект по прогностике.

    Николай Юрьевич Ютанов начал с того, что охарактеризовал общую цель курса – освоить техники мышления, которые позволят  конструировать будущее. Что касается конкретной цели курса в Петербурге, то пока она еще не определена и станет понятна после первых занятий. Взгляды исследовательской группы на прогностику и историю  основаны на парадигме Евро-Атлантической цивилизации. Именно этому типу мышления присуща процедура будущего. Будущее – это в первую очередь личное бытие. Пространство бытия можно поделить на несколько уровней: человек – дом – город – экосистема - биосфера – Вселенная. И с будущим можно работать на каждом из этих уровней

    Далее Николай Юрьевич провел экскурс в историю, где изложил  видение развития человеческой цивилизации этой исследовательской группой. Человечество прошло через несколько этапов развития, которые заканчивались фазовым кризисом, преодолев который, человечество выходило на новый уровень существования и качества жизни.

    Первой эпохой был архаическая. Она отсчитывается от появления первых городов, длилась многие тысячелетия и завершилась на рубеже 8-7 тысячелетия до н. э. Следы этой эпохи остались в виде неолитических городов, сохранившихся в Турции, Северной Европе, на Мальте. Это эпоха охоты и собирательства, сообщество людей зависело от ресурсов своей экосистемы. Кровью экономики был кремний, служивший материалом для орудий охоты.  Когда ресурсы заканчивались, люди искали новые ресурсы. И когда ресурсы исчерпывались, люди вступили  в фазовый кризис.

    Решение кажется нам очевидным, но в те времена переход к земледелию дался с большим трудом. Важно отметить, что преодоление фазового кризиса происходит тяжело, когда привычный образ жизни становится невозможным. Аграрная эпоха продлилась несколько тысячелетий, и завершилась только к 19 веку. Кровью экономики было зерно. Миром правил тот, кто мог накормить жителей своей страны. Конец аграрной эпохи обусловили множество факторов, в том числе невозможность обеспечения мощной транспортной инфраструктуры в условиях роста населения.

    Первые признаки новой, индустриальной эпохи появились еще в 1 веке, когда Герон Александрийский изобрел паровую машину. Но из-за несовершенства технологии она не получила распространения. Наступление индустриальной эпохи было обусловлено достижениями научно-технического прогресса. Она охватывает вторую половину 19 века, 20 век и начало века 21-ого.  Кровью экономики стали энергоносители. Появляются массовое машинное производство и мировая транспортная инфраструктура. Мы получаем картину современного мира.

    Каждая эпоха характеризовалась своим типом экономики, формами образования, характерными скоростями, механизмами управления и рядом других параметров.

    Глобальные экономические кризисы, крупные техногенные катастрофы говорят, по мнению Николая Ютанова, о приближении очередного фазового кризиса. Видится три возможных сценария будущего человеческой цивилизации:

    1)      Неофеодализм. Потеря высоких технологий и откат в далекое прошлое, в «темные» века.

    2)      Продолженное настоящее. Мир остается таким же, каким он является сейчас. Человечество преодолевает трудности и сохраняет привычную форму существования.

    3)      Когнитивный мир. Происходит скачок на новый уровень, скорее всего появляются человеко-машинные системы. Человек приобретает иную технологию мышления, о которой сейчас сложно говорить,  находясь на предыдущей ступени развития.

    Сейчас в мире можно выделить несколько цивилизационных союзов: США, Евросоюз, Россия, Япония, Индия, Китай. И каждый блок конструирует свое будущее. Будущее нашей цивилизации зависит от того, какой блок займет доминирующее положение в мире.

    После перерыва эстафету подхватил Сергей Борисович Переслегин, рассказавший о сложностях прогностики. Позитивно принимаются прогнозы, которые являются ожидаемыми, по сути представляющие продолженное настоящее. Люди могут принять перспективы появления новых технологий, но очень негативно относятся изменению моральных принципов  в будущем.

    Экономический фактор также играет немаловажную роль. Так, в 2011 году стало скапливаться много признаков, предвещавших крупное землетрясение на японских островах. Сейсмологи даже обращались к правительству, но экономические убытки от эвакуации людей и остановки атомных станций в случае ошибочного прогноза были бы столь велики, что высшее руководство страны отказалось, а сейсмологи не настояли. А если бы было наоборот, можно было бы спасти не одну тысячу жизней…

    Целью прогностики является не исследование будущего, а управление будущим, поэтому прогностики несут серьезную ответственность за свою деятельность, особенно моральную.

    Между делом Сергей Борисович затронул такую интересную тему, как перемещение мирового золота за последние столетия. По его предположениям, около 25-30% мирового золотовалютного запаса сосредоточено в руках крупных потомственных бизнесменов. И несколько лет назад в Европе группой ученых начато расследование легитимности перемещения золота за последние 4 столетия. То есть, кто-то очень хочет крупного передела финансов. Будем следить, сбудется ли этот прогнозJ

    Во время кризиса решение проблемы становится очевидным, но правящая элита совершенно не в состоянии это решение принять. Это, по мнению Переслегина, характерная особенность системного кризиса.

    Переходя к видам прогнозирования, Сергей Борисович рассказал о ядре любой прогностической платформы, которое состоит из аналитического центра и оракула. Аналитический центр строит концепцию будущего на основе логических построений и умозаключений. Оракул предсказывает будущее на основе интуиции, озарения. Это, по меткому замечанию из зала, своего рода левое и правое полушарие прогностической платформы.

    За время существования человечества сменилось несколько платформ прогнозирования. Античная платформа была лучшей по мнению Переслегина. Ее принципы хорошо известны на примере Дельфийского и Додонского оракулов. Были специально подготовленные пифии, дававшие интуитивные предсказания, и обученные жрецы, облекавшие ответ в нужную для заказчика форму.

    Индустриальная платформа отказалась от пророческого поиска и была основана на логическом и математическом анализе трендов, результаты которого потом согласовывались. Можно привести такие техники, как глобальное имитационное моделирование, дельфи-анализ и форсайт.

    Постиндустриальная платформа является такой же «фабрикой мысли», как и индустриальная. К новым методам можно добавить бизнес-сценирование, бинарное альтернативное сценирование. 

    Современная прогностическая платформа объединяет все наработки прошлого, базируется на социомеханике, а также использует пророческий поиск.

    Именно пророческому поиску была посвящена последняя часть нашего занятия. Игровой семинар «Знаниевый реактор» провела с нами Елена Борисовна Переслегина. Студенты смогли полностью оценить авторскую разработку Елены Борисовны. Сначала все участники прошли определенную процедуру настройки, поделившись на «царей» и «пророков», а потом собрали реактор, опылявший свои лепестки под контролем бдительных сборщиков. Сергей Переслегин после комментировал самые интересные предположения коллективного бреда, и обещал в будущем представить более полный анализ прорицаний наших студентовJ

    Можно сказать, что этот курс обещает быть самым нестандартным в учебной практике ОтУСа.