Резидент ИТ кластера компания «Оптименга-777» получила первый транш гранта Фонда «Сколково» на развитие передового ПО для аэродинамического проектирования крыла самолета


Сергей Пейгин, генеральный директор «Оптименга-777», вместе со своим партнером, финдиректором компании Владимиром Колпаковым, рассказали о своем флагманском ПО Optimenga_Aero, истории становления компании и поделились планами на будущее.

 Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о своем программном продукте, в чем его отличительные особенности?

Сергей Пейгин:

Программный продукт Optimenga_Aero, который мы создали, – это инновационный технологический продукт для авиастроителей. Он ориентирован на их потребность в математическом моделировании и аэродинамическом проектировании. Но он поднимает эти процессы на новую ступень, становит их по эффективности вровень с продуктами, которые используют средства математического моделирования для решения прямых задач (когда объект задан, и мы хотим знать его свойства). ПО в приложении прикладной аэродинамики решает задачу конструирования оптимальной формы крыла. При этом продукт позволяет ускорить процесс конструирования, радикально сократить все виды издержек на стадии проектирования самолетов, делая при этом анализ аэродинамического крыла в полном диапазоне условий полета.

 

Сергей Пейгин, гендиректор

Каков экономический эффект от использования вашего продукта?

Конечно, мы сравнивали наши решения с лучшими мировыми аналогами. У «Боинга», например, мы выиграли по всем параметрам, что, кстати, признает и сам концерн. У них решение аналогичной задачи заняло более 50 дней – у нас всего 27 часов. Это означает, что мы сможем существенно снизить затраты. Статистика американских авиастроителей говорит о том, что процесс аэродинамического проектирования крыла нового гражданского авиалайнера занимает в США около 1.5 – 2 лет, в зависимости от вида самолета. При этом в работе там участвуют до 200 специов, а финансовые затраты могут составить от $150 – до $200 млн. Мы же считаем, что в перспективе сможем эту цифру снизить до $10 – $15 млн. А сроки уменьшить до полутора – двух месяцев. Наш продукт удостоился высочайших похвал на научно-техническом совете «ОАК», где представитель «Компании «Гражданские Самолеты Сухого» сказал об этом во всеуслышание. Им удалось снизить с помощью нашего продукта сопротивление крыла на 5% – это большая цифра, эквивалентная значительному увеличению полезной нагрузки.  

Владимир Колпаков:

Методология, мышление, подходы в таком проекте являются основным вызовом: авиационная промышленность, как известно, достаточно консервативна с точки зрения внедрения инновационных методов, зачастую там предпочитают не улучшать то, что уже работает. А наш продукт в определенном смысле революционный, это новый подход, новая организация дела и мы рассчитываем, что его будут продвигать новые люди в промышленности, подготовить которых к работе с Optimenga_Aero мы тоже будем помогать.

 

Владимир Колпаков

А есть ли уже задел в работе с учебными заведениями?

Сергей Пейгин:

Для внедрения таких новых технологий в производство, несомненно, потребуются люди, которые умеют работать с такими программными продуктами. Сейчас мы сотрудничаем с Физико-техническим факультетом Томского госуниверситета, с томским НИИ прикладной математики и механики. Надо готовить заранее людей, которые могли бы с этим ПО потом работать у заказчика.

Наша студенческая биография связана с Томским университетом: мы с Владимиром Колпаковым однокурсники, оба окончили Механико-математический факультет в Томске. Он потом ушел в бизес, а затем занялся философией, а я остался в науке. А далее судьба развела нас и по разным странам: я уехал работать в Израиль, по приглашению авиастроителей этой страны. Компания «Оптименга» и была создана в Израиле в конце 2007г. А в 2011г. мы приняли решение прийти в Россию как один из наиболее привлекательных рынков, где повышенное внимание развитию авиапрома с одной стороны и есть такие проекта как Сколково – с другой. В России мы снова встретились с Владимиром, который  стал нашим соинвестором. И в нашей команде здесь появился еще один соинвестор, которого мы также знаем со студенческих лет, Владимир Коваленко.

Зарегистрировавшись в Москве в конце 2011г., в июне 2012г. мы подали заявки на статус участника, а в конце июля получили положительные отзывы и стали резидентами Сколково, а в сентябре мы уже подали на грант. Хочу отметить, что, несмотря на то, что по некоторым вопросам приходилось ожидать ответа, в целом впечатление от всего процесса получения нами гранта в Сколково весьма позитивное. Процесс хорошо отлажен, решение вопросов проходило в конструктивном ключе и достаточно динамично, и, главное, мы добились результата, получив финансирование своего проекта.

 

Россия и Сколково помогла вам сформировать компанию, а работа за границей, как она обогатила ваш опыт?

Во-первых, в Израиле я встретился с важным участником нашего проекта, Борисом Эпштейном. Он очень важный человек в нашем бизнесе. Борис создал MGAERO , всемирно известное ПО для расчета сложных конфигураций в рамках решения уравнений Эйлера в декартовых сетках. Сейчас это ПО реализуется на рынке американской компанией Analytical Method Incorporated (AMI) и получило распространение в крупнейших авиационных корпорациях мира: у него более 150 инсталяций с доходом от продаж в $50 млн. Автор этого известного продукта – теперь член нашей команды, имеющий опыт и создания, и успешной коммерциализации такого рода продуктов.

 

Сергей Владимирович, время задать вопрос о планах на ближайшее будущее и на перспективу

С. Пейгин:

Итак, мы получили финансирование, грант от Сколково, и продолжаем начатое ране дело, которому посвятили себя. Ближайшая задача: сделать альфа-версию нашего ПО для оптимизации аэродинамического проектирования крыла в присутствии фюзеляжа. Для этого мы сейчас проверяем наш продукт в пилотной версии. И к этому процессу уже подключили крупнейшие отечественные авиастроительные компании: «Иркут», «Гражданские самолеты Сухого», «ОАК – Транспортные самолеты». Хочу порадовать: пока все идет отлично. В этих компаниях уже убедились в том, что то, что мы говорим – абсолютная правда. По результатам «Оптименга» получила массу положительных отзывов от этих ключевых игроков. А самое главное: мы сами убедились в том, что двигаемся в абсолютно правильном направлении. А в наших стратегических планах, в частности, сделать этот ПО адаптивным, распространить его на другие сектора машиностроения.