Одной из последних компаний-резидентов «Сколково», получивших грант, стала «ФармаДиол». Предоставленные ей Фондом 30 млн рублей пойдут на завершение доклинических исследований химического вещества, которое со временем обещает превратиться в эффективный антикоагулянт


Основная сфера деятельности компании-резидента биомедицинского кластера «Сколково» - поиск, разработка, синтез, тестирование «in vitro» (в пробирке) и на животных, а также патентование новых биологически активных химических веществ, способных в дальнейшем становиться лекарствами. В рамках сколковского проекта «ФармаДиол» занимается созданием нового патентно-чистого химического соединения, которое может превратиться в антикоагулянт нового поколения. Антикоагулянты – лекарства, угнетающие активность системы свёртывания крови, - применяются для лечения и профилактики болезней сердечно-сосудистой системы, в частности, инфарктов и инсультов. Эти заболевания остаются основной причиной смертности населения и в России, и в мире.

На рынке существует несколько десятков лекарств-антикоагулянтов, наиболее известные - гепарин, варфарин и эноксапарин. Большинство антикоагулянтов вводятся в организм внутривенно или внутримышечно, и только немногие предлагаются в виде таблеток. «Несмотря на разнообразие лекарств-антикоагулянтов, большинство из них обладает рядом серьезных недостатков. Вафарин, единственный доступный антикоагулянт, который можно принимать в виде таблеток, часто приводит к осложнениям: длительным кровотечениям из ран и порезов, носовым кровотечениям, внутренним кровотечениям и так далее, - рассказал sk.ru гендиректор «ФармаДиола», сотрудник Института химической физики РАН Дмитрий Товбин. - Для того, чтобы принимать антикоагулянты вне клиники и снизить риск кровотечений, необходимо регулярно контролировать время свертываемости крови, а это дорогие и неудобные анализы. Некоторые широко распространенные антикоагулянты вызывают также аллергические реакции, некрозы кожи, головную боль. Некоторые начинают действовать не сразу, а через достаточно продолжительное время, несовместимы с другими препаратами - например, варфарин с аспирином».

В последние годы на Западе идут активные разработки антикоагулянтов нового поколения, которые будут лишены недостатков, присущих традиционным препаратам. Среди разработчиков новых лекарств есть как гиганты вроде Bayer или Pfizer, так и стартапы, например, TransTech или Portola. «Фармацевтическая компания Portola Pharmaceuticals оценивает объем рынка антикоагулянтов на Западе в 10-15 млрд долларов в год. Что касается России, то, по разным оценкам, объем рынка антикоагулянтов у нас колеблется в диапазоне от 170 млн до 500 млн долларов», - рассказывает Товбин.


Дмитрий Товбин. Фото: SkReview

Синтез новых химических веществ - потенциальных лекарств - длительный и дорогой процесс. «Современный подход к разработке лекарств заключается в понимании механизма болезни, определении белка-цели, который участвует в химических превращениях, связанных с этой болезнью, и блокировании этого белка с помощью химического вещества - лекарства. Для этого вещество должно взаимодействовать белком, иначе говоря - ингибировать его. Степень их взаимодействия определяется так называемой константой ингибирования. Чем она меньше, тем лучше, - поясняет собеседник sk.ru. - Проведенные нами исследования показали: точность известных методов предсказания констант ингибирования в несколько порядков не очень подходит для успешного поиска вещества с хорошей биологической активностью. Поэтому мы разработали собственные, оригинальные методы предсказания взаимодействия молекул с белками. Идея заключается в комбинировании методов, основанных на физических моделях, и методов, использующих данные экспериментов. На начальном этапе поиска новых лекарств используется метод, основанный на физических моделях, а по мере синтеза и измерения биологической активности синтезируемых веществ, при дальнейшем накоплении экспериментальных данных в процессе работы, эти данные применяются для коррекции физической модели с целью улучшения ее предсказательной способности. Что существенным образом отличает наш метод от всех известных других, так это то, что он использует не только положительные результаты (когда вещества являются активными), но и отрицательные (когда вещества не являются активными) в одинаковой мере. Проведенные нами численные эксперименты показали, что подобный подход позволяет существенным образом повысить точность предсказания констант ингибирования».

Численные методы, разработанные специалистами «ФармаДиола» для предсказания взаимодействия молекул с белками, были реализованы в виде компьютерных программ. Одна из них распространяется в свободном доступе – это программа ScoreL 1.0. Расчеты были сделаны, в том числе, на суперкомпьютерах из МГУ, «Чебышев» и «Ломоносов».

Занятия «чистой наукой», какими бы многообещающими они ни были, отклика на рынке не нашли. Фарминдустрии нужны реальные лекарства или кандидаты в лекарства, и это естественно. Методику синтеза потенциальных лекарств-антикоагулянтов и компьютерную программу команда «ФармаДиол» разрабатывала с 2005 года. В 2008 году мы начали работу над новым антикоагулянтом как раз для того, чтобы показать, что наш метод работает. За два года мы создали молекулу, которая сейчас стала кандидатом в лекарства, запатентовали ее. В 2010 году получили формулу и увидели, что наше вещество, исходя из опубликованных данных и исследований, проведенных в независимых лабораториях, в частности, ФНКЦ ДГОИ имени Рогачёва, является самым активным в мире по важнейшему показателю – концентрации, удваивающей время образования фибринового сгустка».

На схеме представлена концентрация веществ, необходимая для увеличения времени образования  сгустка фибрина в два раза для вещества DD217,
разрабатываемого в рамках  проекта «ФармаДиола» в сравнении с другими веществами. Иллюстрация предоставлена Д. Товбиным 

Вещество из класса потенциальных лекарств-антикоагулянтов уже получено, его изготовили на предприятии в Киеве. Политические неурядицы на сотрудничестве с украинскими коллегами не отразились, уверяет Товбин: «Мы давно друг друга знаем и доверяем друг другу. Чтобы подстраховаться, мы договорились, что оплата услуг киевлян будет только после того, как мы получим вещество и проверим его активность». Доочисткой технического продукта и доведением его до фармкачества занимается предприятие в подмосковных Химках. Эта же компания на следующих этапах, вероятно, будет разрабатывать и лекарственную форму нового антикоагулянта.

Тот факт, что разрабатываемое сколковским стартапом вещество очень похоже на то, которое на Западе находится на второй фазе клинических исследований и считается лучшим среди всех лекарств-антикоагулянтов, Дмитрия Товбина не смущает: «У близкого вещества значительно больше шансов превратиться в лекарство, чем у абсолютно нового. К тому же разработка похожих лекарств – это стандартный прием в фарминдустрии. Из инновационных лекарств подобным образом создается примерно треть».

Сейчас «ФармаДиол» проводит доклинические исследования, завершить которые поможет грант Фонда «Сколково». «После прохождения стадии доклиники мы очень рассчитываем на инвестиции со стороны фармкомпаний, инвестиционных и венчурных фондов, как российских, так и зарубежных, - делится планами Дмитрий Товбин. - Основным продуктом нашей деятельности будет патент на потенциальные лекарства на этапе завершенного предклинического испытания. Патент либо компания, обладающая правами на него, будут являться предметом продажи. Возможны различные варианты уступки прав на патент. Так как проект является актуальным для российского государства, то возможно привлечение бюджетных средств для финансирования проекта, его части или и дальнейшего развития».

Резидентом биомедицинского кластера «ФармаДиол» стал в 2012 году. «Сколково», по оценке Дмитрия Товбина, является единственным институтом развития, на который могут рассчитывать стартапы вроде «ФармаДиола». «Размер грантов, которые прежде выдавала Академия наук, а ныне ФАНО [Федеральное агентство научных организаций] недостаточно большой, на эти деньги доклинические исследования не проведешь. Условиям Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Фонд Бортника] наша деятельность не удовлетворяет. На наше счастье, в 2010 году деятельность «ФармаДиола» заинтересовала частных инвесторов, бизнес-ангелов, которые поддерживают нас уже 4 года и вложили в проект порядка миллиона долларов. Но это - исключение из правил: обычно бизнес-ангелы не финансируют фармацевтические проекты, ведь это очень большие и длинные деньги».

Впрочем, «Сколково» для «ФармаДиола» это не только деньги на развитие проекта, но и научное взаимодействие. Метод тромбодинамики, разработанный другим резидентом Фонда, компанией «ГемаКор» [см. SkReview № 3, 2013], очень пригодился исследователям из «ФармаДиола» в реализации другого их проекта - создания низкомолекулярного лекарства для предупреждения, профилактики и лечения кровотечений, которые возникают при гемофилии А и B. Не будь диагностической лабораторной системы «ГемаКора», команде «ФармаДиола» пришлось бы проводить эксперименты на животных, что усложнило и удлинило бы эти исследования.

«Фармадиол» взаимодействует и с другим резидентом биомедицинского кластера, «Квантум Фармасьютикалс» [см. SkReview № 1, 2014]. С Петром Федичевым, директором по науке этой компании, Дмитрия Товбина связывает многолетнее знакомство - они были однокурсниками. «Мы пришли в фармацевтику примерно в одно время, занимаемся похожими вещами, но методы у нас разные. У нас - чистая эмпирика, а «Квантум Фармасьютикалс» делает ставку на квантовую химию».