Чтобы прокормить растущее население Земли, в ближайшие полвека человечеству придется произвести такое же количество еды, какое было произведено за минувшие 10 тысяч лет. Такой прогноз прозвучал в Гиперкубе в Сколково на первой масштабной и тематически разнообразной конференции, посвященной точному земледелию. Пока в РФ высокие технологии в сельском хозяйстве внедряются точечно и разрозненно. Переломить тенденцию надеются в «Сколково»

Основной целью конференции ее организаторы назвали как раз сбор на одной площадке представителей агропромышленных компаний, производителей решений и людей из науки для определения потребностей индустрии и того, что принято именовать сверкой часов. Задачу вполне можно считать выполненной – конференция вызвала заметный интерес у представителей бизнеса, науки и стартап-команд. Из-за большого количества выступающих (почти полсотни докладчиков) проходящая 31 марта конференция продлится до позднего вечера. Корреспондент Sk.ru был свидетелем того, как устроители несколько раз были вынуждены расставлять в большом зале Гиперкуба дополнительные шеренги стульев, чтобы увеличить количество посадочных мест в заполненном до отказа зале.

Конференция организована биомедицинским и космическим кластерами Фонда «Сколково». Как пояснил Sk.ru Роман Куликов, руководитель направления «Биотехнологии в сельском хозяйстве» кластера биомедицинских технологий, развитие информационных и космических технологий привело к накоплению большого числа данных, а новые подходы к их анализу позволяют применять более эффективные управленческие решения. Так, технологии космического мониторинга обеспечивают инвентаризацию сельскохозяйственных земель, позволяют выявлять процессы деградации земельных ресурсов, определять потенциальные угрозы для посевов и решать многие другие задачи агропромышленного комплекса. 

Роман Куликов. Фото: Sk.ru

По словам Алексея Белякова, вице-президента Фонда «Сколково», руководителя кластера космических технологий, Фонд считает эту тему для себя перспективной и одной из приоритетных. «За последние несколько лет мы наблюдали взрывной рост инфраструктуры и технологий в области дистанционного зондирования Земли и навигации. За минувшие 5-6 лет возникло несколько спутниковых группировок, одна из них была создана российской компаний «Даурия». Количество данных, которые поставляют спутниковые группировки, резко возросло. Если 10 лет назад можно было получить снимок конкретного участка земли раз в 10 дней, то сейчас эти снимки можно получать раз в несколько десятков минут. Улучшилось и разрешение снимков. Важно, что эти данные выходят на открытые рынки», - отметил Алексей Беляков. Столь же бурное развитие переживают и технологии, связанные с применением беспилотников: по сведениям А. Белякова, в США в 2015 году было выдано более 3 тысяч разрешений на использование БПЛА в сельском хозяйстве.

Вице-президент, руководитель кластера биомедицинских технологий Кирилл Каем дополнил коллегу: «точное земледелие – очень комплексное направление; это не только то, что мы видим с неба, но и то, на что смотрим на земле». «Среди прочего нас интересуют технологии, связанные с новыми датчиками и метеостанциями. С этим пока не все гладко; это направление, в развитии которого мы очень заинтересованы». Количество собравшихся в зале подчеркивает большой интерес к теме точного земледелия, сказал К. Каем, отметив, что «существующий во всем мире между фундаментальной наукой и практическим применением в российском сельском хозяйстве больше, чем в других отраслях». «То, чего нам очень не хватает и то, за что мы ратуем, в том числе собирая подобные конференции – это привлечение научных групп, у которых есть интересные разработки и которые ищут финансирование», - резюмировал руководитель биомедицинского кластера.

Алексей Беляков. Фото: Sk.ru

Точное, или прецизионное земледелие, согласно определению специалистов из РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, «представляет собой высшую форму адаптивно-ландшафтного земледелия, основанного на наукоемких агротехнологиях с высокой степенью технологичности». В основе научной концепции точного земледелия лежат представления о существовании неоднородностей в пределах одного поля.  Для оценки и детектирования этих неоднородностей используются новейшие технологии: системы глобального позиционирования, датчики, аэрофотоснимки и снимки со спутников, специальные программы для агроменеджмента на базе геоинформационных систем.

«Точное земледелие построено на получении, анализе, архивировании и консолидации разнообразных данных. Есть несколько групп датчиков: в сельхозтехнике, на полях (датчики влажности, температуры, уровня pH). Есть масса данных, которые поступают со спутников. Есть беспилотные технологии, которые все шире применяются в сельском хозяйстве: например, использование дронов позволяет перепроверить и уточнить информацию со спутников. Агрохимические данные позволяют строить послойные модели. Можно взять карту поля, точно его разметить, наложить показатели урожайности, через космос отследить, как вегетируют побеги, насколько однородны всходы, как нарастает биомасса с течением времени, соотнести эту информацию с соседними полями либо с показателями того же поля в прошлые годы и построить кривую, иллюстрирующую отставание, соответствие или опережение графика, - рассказывает Р. Куликов. – Понимая географические, ландшафтные и химические неоднородности поля, можно вносить удобрения или защитные препараты с учетом этих особенностей».

Кирилл Каем. Фото: Sk.ru.

Следствием, как рассказывает Роман Куликов, является значительная экономия - контроль и управление всеми этапами земледелия позволит экономить до 20% ресурсов (агрохимикатов, горюче-смазочных материалов, семенного материала), точнее учитывать сбор и логистику урожая. «Амортизация современной сельскохозяйственной техники - очень дорогое удовольствие. Методы точного земледелия позволяют сделать так, чтобы техника работала максимально эффективно и была возможность спланировать, на каких полях, в какой день она должна работать, какой препарат и куда именно вносить, - поясняет собеседник Sk.ru - Данные можно синхронизировать с управленческой отчетностью, что позволит, среди прочего, планировать закупку и использование удобрений».

Одной из основных проблем российского агросектора Роман Куликов называет большую неточность сбора данных и, как следствие, недостоверность управленческой документации. Так, некачественный замер земель приводит к тому, что у бухгалтера, финансиста, агронома и руководителя предприятия могут быть разные данные о площади одного и того же поля; есть недостаточный учет как посевного материала, так и урожая. По словам Р. Куликова, «это огромная проблема, особенно для крупных агрохолдингов, у которых большие массивы земли, разбросанные по разным регионам РФ». Похожая ситуация в США, где действуют крупные фермерские ассоциации. В Европе, состоящей из мелких хозяйств, такой проблемы с учетом массивов данных, поступающих с полей, нет, но точное земледелие при этом активно развивается. Как поясняет Роман Куликов, в случае со средними компаниями внедрение решений точного земледелия на несколько десятков миллионов рублей окупится за 1-2 года, увеличит управляемость, рентабельность на 5-10%, а также инвестиционную привлекательность.

О важности высоких технологий в сельском хозяйстве в государственном масштабе рассказал Кирилл Черкасов, член комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам: «Вопрос, который здесь сегодня поднят, наиболее актуальный. Продуктивность в нашем сельском хозяйстве отличается у крупных агрохолдингов холдингов, малого и среднего бизнеса. Современные технологии очень нужны, они своевременны. Президент буквально вчера поднимал вопрос о кадастре. И с помощью ваших технологий это можно сделать более и профессионально. Соответствующие органы смогут получить данные, которые можно использовать в различных отраслях. При поддержке таких проектов за счет федерального и регионального бюджетов, то, ради чего было создано «Сколково», получит более интересную динамику».

В блиц-интервью Sk.ru Кирилл Черкасов высоко отозвался о деятельности как Фонда "Сколково", так и Сколтеха в том, что касается модернизации сельского хозяйства.

- Насколько заметным игроком стал Фонд «Сколково»?

- Это можно сравнить с новым этапом отношения к АПК, к проблеме села, к проблемам, которые существуют в целом в экономике. Деятельность Сколтеха позволяет взглянуть в будущее, не только с точки зрения новых технологий, но и того, что есть у наших западных партнеров. И, конечно, привнести сюда лучшее, не покупая западные технологии, а обеспечивая переток сюда лучших западных ученых, которые предложат технологии завтрашнего дня

- Ваша оценка деятельности команды, развивающей сельскохозяйственное направление в «Сколково»

- Ребята молодцы. Мы с ними взаимодействуем на нескольких площадках, всегда охотно принимаем участие в сколковских мероприятиях, приглашаем их к обсуждению на площадке Госдумы законодательных вопросов, связанных с генетикой, селекцией, удобрениями.

К сожалению, у нас законодательство подчас отстает от развития технологий – появляющиеся технологии не могут найти применение из-за ограниченной нормативно-правовой базы. В этом отношении нужна большая гибкость. Совместно с разработкой технологий необходимо прорабатывать и законодательную базу. Правда, разработчики не всегда слышат, когда мы говорим им, что без законодательного обеспечения технологии, какой бы современной она ни была, применить ее невозможно.

Возвращаясь к конференции в Гиперкубе. Она разбита на несколько тематических блоков: «ГИС в точном земледелии», «Аппаратные средства для точного земледелия», «Применение беспилотных летательных аппаратов» и «Вспомогательные системы планирования и прогнозирования урожайности». «Мы организуем конференцию в первый раз и видим основной задачей попытку понять ландшафт отрасли: насколько равномерно точное земледелие развивается в стране, насколько правильно и однозначно понимают его крупные агрохолдинги, наука, институты развития. Пока ситуация представляется следующей: крупные холдинги, задыхаясь от отсутствия необходимых данных и технологий, покупают отдельные решения и автономно интегрируют у себя системы точного земледелия. В то же время в вузах или НИИ центры, которые отвечают за развитие точного земледелия, закрываются из-за недостатка финансирования». Среди участников конференции - представители крупных агрохолдингов (АГРО-Инвест, Альтаир), производителей техники (AMAZONE, CLAAS), научных организаций (РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Донского зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства), стартап-команд, как из Фонда «Сколково», так и сторонних.

Предлагаемые в России решения из области точного земледелия пока носят фрагментарный характер. Одни компании разрабатывают датчики, другие занимаются интеграцией, третьи - агрохимическими данными. «Нужны понятные вертикальные интеграторы, умеющие правильно оформить готовый продукт и продать его агрохолдингу, желательно - с имплементацией в систему управленческого учета предприятия. Пока таких решений немного», - сетует руководитель направления «Биотехнологии в сельском хозяйстве». Это объясняет участие в конференции поставщиков IT –платформ и интеграторов (SAP и компании «Даурия», которая разработала свое решение в области точного земледелия). Еще одна российская проблема - пестрый парк сельхозтехники с разными платформами и протоколами. Интеграция этих данных – несложная, но объемная задача, требующая реализации, говорит Роман Куликов.