Фонд «Сколково» и представительство по торговле и инвестициям Business France впервые провели мероприятие, объединившее две крупные французские компании и сколковские стартапы в рамках уже ставшей традиционной инициативы French Tech. Но прежде, чем стартаперы провели питчи для Michelin и Auchan, сами представители французского бизнеса рассказали о том, как они у себя проводят питчи и в этом, возможно, состояла главная новость.

Год назад крупнейшие технологические компании Франции, работающие в России, объединились в инновационный R&D клуб. Одновременно французские стартапы и индивидуальные предприниматели приняли участие в создании французского инновационного хаба в Москве в рамках государственного проекта French Tech. Фонд «Сколково» является одним из основателей French Tech Hub Moscow и входит в его правление.

Глава инкубатора Bivouac France Бенуа Мамбре общается со сколковскими стартапами в Сколтехе. Фото: Sk.ru

«Мы рады представить лидеров французского бизнеса российскому стартап-сообществу в Сколтехе, - заявил Sk.ru советник по торговле посольства Франции, глава представительства по торговле и инвестициям Business France в РФ Пьеррик Боннар. – Как известно, Michelin и Auchan являются очень инновационными компаниями, в то же время они открыты для любых инициатив и идей со стороны российских компаний. Для самих крупных компаний из Франции подобные встречи предоставляют возможность «померить температуру» российского инновационного сообщества и, возможно, интегрировать в будущем некоторые из решений в свой бизнес».

Мсье Боннар признался, что ему не известны примеры подобной интеграции российских решений упомянутыми двумя французскими компаниями в прошлом.

Пьеррик Боннар: Michelin и Auchan открыты для любых инициатив со стороны сколковских компаний. Фото: Sk.ru

В задачу Business France как организатора мероприятия входило отобрать стартапы, отвечающие требованиям компаний Auchan и Michelin.

Среди тем, интересующих компании Auchan и Michelin, - интернет вещей, чат-боты, digital in store, мобильные технологии, CRM-решения, алгоритмы для обработки больших данных в режиме реального времени.

После объявления о конкурсе Business France было получено более 100 заявок стартапов, благодаря партнерам French Tech Connect  - «Сколково», ФРИИ, Gotech, Venture Club.

Вспомнила бабка, как девкой была

Директор Инновационного центра «Ашан Россия» Ареш Аламир сообщил, что его компания демонстрирует в России новаторские подходы к организации ритейла, и, в частности, первой в стране начала устанавливать пункты sellf-payment. Год назад в компании начался процесс трансформации, и она еще больше стала обращаться к решениям стартап-сообщества в поисках наиболее совершенных технологий .

Директор Инновационного центра «Ашан Россия» Ареш Аламир. Фото: Sk.ru

«Для Michelin работа со стартапами - это возможность получить быстрые, конкретные  и эффективные бизнес-решения, опыт в новых сферах,  - сказал директор по бизнес развитию Michelin Russia Пьер-Ив Жанн. - Для стартапов – это поддержка со стороны международной компании не только в части ресурсов (как финансовых, так и интеллектуальных), выхода на рынки, привлечения дополнительных инвестиций для развития бизнеса, но также и с точки зрения узнаваемости  бренда и создания будущей репутации компании в отрасли».

В Michelin трудится свыше 111 тысяч человек, а выручка превышает 21 млрд евро.

Напомнив, что возраст Michelin уже перевалил за отметку 125 лет, из которых свыше ста лет компания присутствует в России (правда, с изъятием советского периода), г-н Жанн заметил, что когда-то производитель автопокрышек сам был стартапом. Это напоминание потребовалось для того, чтобы передать слово другому французскому спикеру от той же компании, директору программы Европейские инкубаторы Michelin Фредерику Фурье. От последнего собравшиеся узнали, что компания, помимо европейского инкубатора, также имеет по одному в США и в Китае.

Директор по бизнес развитию Michelin Russia Пьер-Ив Жанн. Фото: Sk.ru

Наиболее неожиданным оказалось выступление Бенуа Мамбре, возглавляющего инкубатор Bivouac France (сам он, впрочем, предпочитает называть Bivouac не инкубатором, а акселератором). Как бы то ни было, модель акселерации в этой институции кардинально отличается от того, что принято в России или Финляндии, да и в той же Франции. Потому что Bivouac France организует, как выражается мсье Мамбре, «питчи наоборот», когда не стартапы выступают перед компаниями, а сами компании рассказывают стартапам о своих нуждах.

В интервью Sk.ru Бенуа Мамбре привел некоторые подробности: «Однажды ко мне обратились представители одной французской компании со словами: «У нас множество идей, но нет времени ни технологий для их реализации. Как вы можете помочь?» Я предложил руководству этой компании прийти и провести питч-сессию для стартапов, которые мы для этого соберем. Глядишь, после того, как стартапы услышат, чего именно вы добиваетесь, они смогут предложить интересные решения.

15 сентября с.г. глава этой компании в сопровождении большого количество своих коллег пришел к нам. Чувствовалось, что они хорошо подготовились к питч-сессии, в ходе которой подробно изложили свои проблемы, идеи и потребности. В зале находилось 80 стартапов, и реакция на питчи была моментальной: кто-то предложил одно решение, другой – другое. В итоге  встреча способствовала созданию пятнадцати проектов. В прошлую пятницу этот предприниматель позвонил мне и сказал, что очень впечатлен результатами питч-сессии. Настолько, что выразил готовность оплатить акселерацию отобранных стартапов. Так что в выигрыше оказались три стороны: стартапы довольны, что у них появился новый клиент; компания довольна, что стартапы помогают своими разработками решать ее нужды. А мы, как инкубатор, нашли источник финансирования для акселерации стартапов».

Руководители сколковской компании CPS-LAB Юрий Лешин и Георгий Куприянов уверены, что их разработка заинтересует Michelin. Фото: Sk.ru

Интересная для «Сколково» модель

В будущем году, по словам Бенуа Мамбре, Bivouac France намерен организовать масштабное двухдневное событие, которое он сравнил с недавно прошедшим в Сколково форумом «Открытые инновации». «Но это будут «Открытые инновации» наоборот: не стартапы будут питчить крупные компании, а сами компании - выступать с питчами перед стартаперами», - сообщил он.

Несомненно, такая модель представляет профессиональный интерес для Фонда «Сколково», который ежегодно проводит Startup Village, предваряемый многомесячным инновационным роуд-шоу Стартап-тур, сказал Sk.ru старший вице-президент «Сколково»  Александр Чернов.

Дмитрий Политов, директор Департамента международного сотрудничества «Сколково». Фото: Sk.ru

Состоявшееся 6 декабря в Сколтехе мероприятие получило название French Tech Connect. О новом формате Sk.ru рассказал Дмитрий Политов, директор Департамента международного сотрудничества Фонда: «Идея заключалась в организации питч-сессий и переговоров российских стартапов, главным образом резидентов «Сколково», с французскими предприятиями, успешно работающими на российском рынке. Такой формат хорошо себя зарекомендовал в ходе предшествующих мероприятий «Сколково»; как выразились руководители французских предприятий, это мероприятие их совершенно ошеломило – уровень российских инноваторов оказался столь высок, что в результате встречи завязалась целая серия предметных диалогов о сотрудничестве».