ПАРИЖ. Девять сколковских компаний принимают участие в Paris Retail Week, ключевом форуме европейской индустрии ритейла.

Неделя ритейла, стартующая во французской столице 19 сентября, проводится в третий раз и вобрала в себя два события. Это E-Commerce Paris, крупнейшая континентальная конференция в области цифрового ритейла, а также Digital(in)Store - шоу, посвященное цифровизации торговли и дистрибуции. По словам директор центра инновационных технологий для ритейла в IT-кластере Фонда «Сколково» Ольги Стреловой, дебют сколковских компаний на Paris Retail Week – это самая масштабная европейская бизнес-миссия участников Фонда, работающих в этой области.

В парижском универмаге Printemps в XIX веке изобрели распродажи и ввели множество других инноваций, которыми до сих пользуются ритейлеры. Фото: Flickr

Как минимум четыре сколковские компании из числа ее участников собираются открыть представительства в Европе, остальные хотят воспользоваться возможностью для продвижения своих решений на европейский рынок через местных интеграторов. Одна из команд, участвующих в PRW, - вчерашние студенты Сколтеха.

Помимо работы в рамках выставки Paris Retail Week, участники бизнес-миссии проведут переговоры с крупнейшими французскими и европейскими ритейлерами и специализированными акселераторами. Каждый день на стенде «Сколково» будут проходить специальные сессии по темам, отобранным организаторами шоу.

По окончании Paris Retail Week участники «Сколково» поедут в Лилль, где проведут встречи с головными офисами ритейлеров – например,  Auchan, Leroy Merlin, а также акселераторами, развивающими направление ритейл: Eura Technologies и SI Lab.

Ольга Стрелова: дебют сколковских компаний на Paris Retail Week – это самая масштабная европейская бизнес-миссия участников Фонда, работающих в этой области. Фото: Sk.ru

Разбрасывая счастье, как конфетти

Было бы наивно считать, что успехи в такой консервативной области, как ритейл, зависят исключительно от инноваций. В конце концов, торговля древнее любой из монотеистических религий. Люди торгуют с тех пор, как персидский царь Дарий ввел в обращение монеты, тем самым отменив бартер. 

Даже в эпоху, когда Amazon купил Whole Foods, многие из числа самых прибыльных сетей пользуются вполне традиционными приемами. Например, крупнейшая испанская сеть супермаркетов Mercadona в своей стратегии опирается на marcas blancas («белые марки»; в России используют термин private labels). В то время, как в целом по рынку доля сетевых торговых марок в Испании составляет 34,1%, в «Меркадоне» 57,6% товаров – это marcas blancas.

Другой сильной стороной сети, отмечает газета El Mundo, является работа с рекламациями. Если покупатель дома открыл пакет молока и остался недоволен вкусом, к нему приедет с извинениями представитель компании и заберет бракованный товар для проведения расследования. Такое внимание к покупателю дает результаты: 9 из каждых 10 испанцев являются покупателями «Меркадоны». Что касается инноваций, то компания также ими занимается, но не торопится сообщать о них человечеству: «Они не хвастаются своими инновациями, их маркетинг сознательно оставляет их в тени», - цитирует газета слова эксперта.  

В отличие от испанской сети, Adidas своих нововведений не скрывает. В самом большом магазине компании, открывшемся в декабре (4200 кв. метров, 4 этажа), спортивную обувь можно протестировать прямо в торговом зале, где имеются поле для мини-футбола и профессиональная беговая дорожка.

Доброе слово в адрес покупателя также способно творить чудеса даже в XXI веке. Aerie, бренд американской группы American Eagle Fashion, в своем магазине размещает креативные, по мнению менеджмента, лозунги. Например: «Разбрасываем счастье, как конфетти». Торговая точка специализируется на продаже одежды для женщин в возрастной группе 25-35 лет с нестандартными фигурами. Отсюда другой креативный месседж: «Мы любим каждую задницу!» (We love all butts).

И обуют, и оденут

На этом пестром фоне сколковские компании предлагают свои решения, которые способны повысить рентабельность торговых сетей и улучшить покупательский опыт.

Подбор кроссовок в магазине с учетом рекомендаций системы TRY.FIT. Фото предоставлено В. Мартиросяном. 

Не каждый магазин имеет возможность оборудовать в своем торговом зале футбольное поле для проверки того, насколько удобна обувь. Разработка компании TRY.FIT показывает, что в этом вообще нет особой нужды. Созданные сколковским участником скан ScanFIT и технология TRY.FIT позволяют покупателю за считанные секунды подобрать наиболее подходящую обувь, учитывающую биомеханику и индивидуальные особенности стопы, а производителю и продавцу - увеличить продажи в интернете. Разработка уже протестирована в одном из российских магазинов французского ритейлера «Декатлон», где 50% примеривших обувь покупали ее. «Это очень хороший показатель конверсии», - заявил с Sk.ru Ваган Мартиросян, гендиректор TRY.FIT.

Компания TEXEL оцифровывает фигуру покупателя и потом помогает ему подбирать одежду на цифровой аватар. «Умная Примерочная» от TEXEL, используя 3D-сканер для тела человека, позволяет посетителям торговых центров получать на мобильный телефон список вещей, которые подходят им по размеру, стилю и бюджету в данном ТРЦ, - говорит сооснователь компании Сергей Климентьев. - Наше решение отлично зарекомендовало себя в пилотном проекте в МЕГА Белая Дача в Москве, и мы продолжаем сотрудничество с ИКЕА уже в рамках коммерческого контракта. PRW - это ключевое событие в мире европейского ритейла, и мы хотим закрепить успех «Умной примерочной» на европейском рынке». 

Сергей Климентьев: «Хотим закрепить успех «Умной примерочной» на европейском рынке». Фото: из личного альбома

Сканер от TEXEL будет установлен на стенде «Сколково» в Париже, и привезут его не из Москвы, а из парижского торгового центра.

«Компания уже работает во Франции, где «Умная Примерочная» весьма востребована, - рассказывает Ольга Стрелова, - но на три дня сканер поставят на сколковском стенде. Не заметить его просто невозможно. Вообще наш стенд будет очень интересным, интерактивным и ярким».

Спектр технологий, которые представляют участники Paris Retail Week из «Сколково», покрывает все основные направления работы форума, говорит г-жа Стрелова. В частности, разработки TEXEL и TRY.FIT относятся к цифровым технологиям, меняющим поведение покупателей, и полностью укладываются в концепцию Digital(in)Store.

Компания GoodsForecast (группа компаний «Форексис») представляет систему планирования торговых запасов. Как рассказал Sk.ru коммерческий директор GF Сергей Котик, компания, хорошо зарекомендовавшая себя в России, активно готовится к следующему шагу в своей стратегии: «Участие в Paris Retail Week для нас на данный момент интересно, скорее, как возможность ближе изучить европейский рынок, пообщаться вживую с потенциальными партнерами и клиентами. Надеемся, что поездка на PRW принесет нам новые контакты и понимание, как дальше двигаться», - говорит он.

Сергей Котик: «Надеемся, что поездка на PRW принесет нам новые контакты. Фото: из личного альбома


Детальное знание о продукте

Компания intraMarket покажет в Париже свои «умные полки». На сенсорную полку с датчиками ставят товар, и видео-фрейм, который находится перед полкой, рассказывает о нем посетителям. Причем рассказ может вестись таргетированно: в экран встроена видеокамера, распознающая пол и возраст; для каждой категории посетителей - свой ролик.

«В процессе работы с глобальной компанией (PMI) и, сравнивая подход с тем, с чем мы сталкиваемся в России, мы пришли к выводу, что глобальный рынок и, в частности, рынок Западной Европы гораздо более подготовлен к нашему продукту, - считает основатель intraMarket Олег Котлер. - Их давно интересует детальное знание о том, что на самом деле происходит с товаром в местах продаж, как можно добиться транспарентности товаропроводящей цепи и, как следствие, прямо и оперативно влиять на OSA (On Shelf Availability), с одной стороны, и обеспечивать высокий уровень таргетированных рекламных коммуникаций с шопером - с другой. Профильные инновационные выставки, безусловно, могут способствовать развитию существующих и приобретению новых связей с потенциальными клиентами в Европе как среди ритейлеров, так и среди глобальных и национальных производителей, и мы, как динамично развивающийся российский стартап, готовы предложить западным партнерам уникальные технологии, высокое качество исполнения и комфортную ценовую политику», - говорит он.

Олег Котлер: «Рынок Западной Европы гораздо более подготовлен к нашему продукту». Фото: из личного альбома

Из других решений, которые компании Фонда привезли в Париж, Ольга Стрелова отмечает Timebook - это распределенная система по управлению рабочим временем, решающая ключевые задачи автоматизации процессов кадрового делопроизводства и формирования табеля рабочего времени для собственного и внешнего персонала.

Компания «Дамаск» представляет так называемую «бесконечную полку», когда интернет-каталог интегрирован с каталогом в торговом зале. Если товара нет на полке, сервис подскажет, что товар есть в другом магазине сети или же он имеется на складе, и покупатель может выбрать, куда он хочет, чтобы был доставлен товар: домой или в магазин в удобное для человека время. Программно-аппаратный комплекс, созданный «Дамаск», также решает проблему «живых» очередей за счет автоматизации процесса и предлагает автоматизированную систему опроса покупателей.

CargoOnline – это управление грузоперевозками. Компания в основном работает на европейском рынке, прежде всего, в Англии. По словам директора сколковского Центра инновационных технологий для ритейла, компанию интересует дальнейшая экспансия в Европу, где она даже более известны, чем в России.

Платформа Market Player от Market Music - это система, которая в режиме реального времени отслеживает в торговых точках количество посетителей, распознаёт их пол и возраст и на основании этих данных управляет аудио/видео контентом и промо сообщениями, рассказал Sk.ru сооснователь компании Павел Дмитриев. На основе анализа полученных данных система создаёт графики посещаемости, что позволяет эффективно анализировать конверсии и маркетинговые активности, а также более эффективно их планировать. Market Player позволят сетям повысить продажи в среднем до 18% и в то же время сэкономить на оборудовании, обслуживании и лицензионных платежах до 60%.

Обратная связь

«Сколково предоставило нам возможность участвовать в Paris Retail Week, полностью взяв на себя решение всех вопросов по участию, организации встреч с крупнейшими европейскими компаниями, в том числе, с привлечением Торгпредста РФ. Мероприятие полностью соответствует нашим целям по развитию компании на зарубежных рынках: мы ожидаем получить обратную связь от потенциальных заказчиков, начать диалог по сотрудничеству со штаб-квартирами крупнейших ритейл-компаний Европы и посмотреть актуальные предложения от поставщиков, предлагающих смежные и конкурентные решения», - добавляет Павел Дмитриев.

Павел Дмитриев: Market Player позволят сетям повысить продажи в среднем до 18%. Фото: из личного альбома

Наконец, компания Inspector Cloud создала систему контроля наличия товара на полке на основе интеллектуального распознавание образов. «Они интегрировали в свою систему робота, который ездит по проходам, оценивает количество товаров на полках, правильно ли товар стоит, фотографирует и рапортует, каких товаров не хватает. Это сколтеховские ребята. У них очень хорошая, интересная разработка, много пилотных проектов в России», - резюмирует Ольга Стрелова.

В сентябре стало известно, что компания Inspector Cloud привлекла 130 тыс долларов от Starta Accelerator, специализирующегося на акселерационных программах для высокотехнологических команд из Восточной Европы в Нью-Йорке.

«Мы рассматриваем участие в акселерационной программе Starta как шанс провести бенчмарк нашей бизнес-модели и технологии на крупнейшем рынке ритейла. В настоящий момент в американском оффлайн-ритейле тестируют и внедряют наиболее сложные технологические решения, на которые затем будет формироваться запрос в других странах. Поэтому понимание специфики требований к решению на наиболее конкурентном рынке позитивно скажется на работе и в других странах», - рассказал Sk.ru Александр Беренов, гендиректор Inspector Cloud.

Гендиректор Inspector Cloud Александр Беренов. Фото: Sk.ru

В дни работы Paris Retail Week на стенде «Сколково» каждый день будут проходить специальные сессии. 19 сентября семинар будет посвящен тому, как цифровые технологии могут трансформировать розницу в оффлайне. На следующий день, в среду на стенде пройдет сессия об улучшении покупательского опыта; в четверг тема - доставка товара и т.д. «Все эти темы предложил организатор как самые востребованные, - поясняет Ольга Стрелова. - Нашим стартапам есть что по ним рассказать».