«Лин Индастриал», резидент космического кластера Фонда «Сколково», вошел в состав группы компаний «Галактика», специализирующейся на проектах в космической сфере. О деталях знаковой для отечественной космонавтики сделки в интервью Sk.ru рассказал Александр Ильин, гендиректор и генеральный конструктор «Лин Индастриал». Эта компания разрабатывает сверхлегкие ракеты-носители, предназначенные для выведения на орбиту микроспутников

- Почему вами было принято решение о вхождении «Лин Индастриал» в состав ГК «Галактика»?

Не секрет, что «Лин Индастриал» в 2017 году испытывает проблемы с финансированием. Наши инвесторы полностью закрыли первый этап, но для продолжения работ средств пока не нашлось. Очевидно, что на имеющиеся в их распоряжении личные средства построить орбитальную ракету просто невозможно.

Александр ильин. Фото из личного альбома.

В том числе за счёт продажи оборудования и даже пожертвований удалось сохранить часть команды (обеспечить ставки) и продолжить работу. Был значительно пересмотрен основной проект орбитальной ракеты, подготовлены новые предложения и сметы, проведён новый анализ рынка. Работы с «железом» не велись с июня - поскольку для экономии средств мы были вынуждены отказаться от аренды подходящего для таких работ помещения.

Наш стартап был переведен в режим выживания.

Вёлся активный поиск инвесторов, состоялся мой визит на Кипр – и переговоры с заинтересованными лицами там. Появился вариант продолжить работы на Кипре. К сожалению, быстро принять решение кипрская сторона не смогла, она решает вопрос до сих пор.

С июля 2017 года нашу команду финансирует Алия Прокофьева (ГК «Галактика»). Объём финансирования зависит от привлекаемых людей и решаемых задач. Ведутся работы как по проекту «Таймыр», так и по новому проекту зондирующей ракеты-прототипа «Тейя», также мы включились в другие работы ГК «Галактика».  Благодаря активному участию Алии были проведены встречи с руководителями нескольких предприятий отрасли (переговоры с руководством ЦИАМ, ОКБ «Мясищева», готовится встреча в Центральной аэрологической обсерватории) на тему использования стендовой базы, проведения испытаний на закрытых территориях. Начались работы по оформлению лицензии на космическую деятельность. Готовятся заявки в различные фонды.

Ракета-носитель "Таймыр". Иллюстрация: "Лин Индастриал".

После сложных переговоров со старыми инвесторами в октябре – ноябре было принято решение о вхождении «Лин Индастриал» в состав ГК «Галактика».

Планируется, что ГК «Галактика» привлечет средства, достаточные для продолжения проекта орбитальной ракеты – на уровне «железа».

- Какая сфера деятельности отведена компании «Лин Индастриал» в «Галактике»? За какое направление вы будете отвечать?

Основное направление – зондирующие суборбитальные ракеты и сверхлегкие ракеты-носители.  Кроме того, наша команда принимает активное участие в развитии других проектов ГК «Галактика». В случае получения необходимого финансирования мы планируем создать большое «космическое» КБ (около 100 человек), которое будет заниматься несколькими перспективными направлениями.

- Что вы получили в обмен на вхождение в состав ГК «Галактика»?

Помимо упомянутого ранее финансирования в тяжелый для нас период, которое будет направлено на операционные расходы, мы получаем поддержку и контакты в отрасли, помощь с юридическими вопросами. Кроме того, планируется, что ГК «Галактика» привлечет средства, достаточные для продолжения проекта орбитальной ракеты – на уровне «железа». Цифру 150 млн. рублей «Известия» взяли из нашей сметы  – это примерная сумма, необходимая для того, чтобы провести огневые испытания маршевого двигателя ракеты «Таймыр» (включая строительство стационарного стенда для таких испытаний). Повторю: подразумевается, что это будут не средства ГК «Галактика», а привлеченные ГК инвестиции.

- На какой стадии сейчас находится ваш проект «Таймыр»? Когда состоится тестовый полет?

В 2017 году проект был значительно пересмотрен, подготовлены новые предложения и сметы, проведён новый анализ рынка. Концепция РН «Таймыр» была изменена в сторону некоторого развития конструкции, которое принесет несомненные экономические выгоды. А именно мы отказались от вытеснительной системы подачи топлива в двигатель, выбрав вместо нее электронасосную. Аккумуляторы и электромоторы с каждым годом становятся всё лучше, что и делает такой выбор оправданным. Можно сослаться и на мировой опыт - наши новозеландские коллеги из RocketLab не так давно испытали свою ракету-носитель Electron, оснащенную электрическими насосами, тем самым доказав работоспособность этого решения.

В ЖРД «Цандер» использована электронасосная система подачи топлива. Иллюстрация: "Лин Индастриал".

К сожалению, наши первоначальные предположения о массовом совершенстве двигателя не оправдались. В ходе разработки стало очевидно, что доступные аккумуляторы для электронасосов слишком тяжелые. Мы стали перед нелегким выбором – отказаться от унификации двигателей первой и второй ступени, либо добавить небольшой твердотопливный блок, который обеспечит довыведение полезной нагрузки на орбиту.

По результатам экономических расчетов выяснилось, что добавление к ракете третьей ступени с РДТТ будет более эффективным решением, чем разработка ещё одного варианта жидкостного двигателя для второй ступени. Таким образом, мы вплотную подошли к крайней на данный момент версии ракеты-носителя сверхлегкого класса «Таймыр-3-100».

Закономерно может возникнуть вопрос – почему RocketLab выбрали вариант двухступенчатой ракеты, а мы нет? Ответ кроется в баках, которые на ракете Electron являются композитными. Мы также первоначально планировали делать очень легкие углепластиковые баки и даже проводили гидростатические испытания прототипов, но выяснилось, что те технологии, которые позволят сделать ракету полностью карбоновой,  будут стоить очень дорого, а мы стремимся к снижению стоимости килограмма на орбите и собираемся сделать космос доступным каждому! Поэтому первые серийные образцы ракеты-носителя «Таймыр» будет использовать проверенные временем и недорогие баки из алюминиевых сплавов.

Если финансирование в нужных объемах начнется в 2018 году , то первый тестовый полет орбитального варианта ракеты может состояться через пять лет, в 2023 году.  Однако есть другой наш совместный проект с ГК «Галактика» - зондирующая ракета «Тейя» (своеобразный прототип «Таймыра»). «Тейя» может стартовать и доставить груз на высоту 100 км (не на орбиту!) уже через два года после начала финансирования, то есть в 2020 году.