Третье издание SKOLKOVO JAZZ SCIENCE не просто завершит летнюю фестивальную программу Москвы, но и подтвердит репутацию сколковского опен-эйра как самого умного музыкального фестиваля страны, убеждена его организатор Елена Зеленцова. В интервью Sk.ru вице-президент Фонда «Сколково» рассказала о том, каким содержанием будет наполнено это музыкальное событие, которое состоится в иннограде в последнюю субботу лета, 25 августа.

«Мы имеем возможность не бояться приглашать не попсовых артистов, - говорит она. - У нас будет замечательный норвежский трубач Матиас Эйк (Mathias Eik), у него очень вдумчивая музыка. У нас будет английский коллектив Mamas Gun – это современный соул, очень живой, насыщенный, подвижный. У нас будет Fantine – нам наконец удалось ее заманить, в прошлом году она не смогла приехать. У нас будет много необычного звучания, которое очень сильно включает эмоции, заставляет сопереживать музыке. Собственно, умная музыка как раз и предполагает очень глубокое ей сопереживание».

В последнюю субботу лета SKOLKOVO JAZZ SCIENCE традиционно собирает в иннограде тысячи участников. Фото: Sk.ru

В сентябрь катилось лето

О фестивальной программе – разговор отдельный, а сейчас о том, что, по мнению собеседницы Sk.ru, выделяет SKOLKOVO JAZZ из череды других летних праздников музыки под открытым небом.

«SKOLKOVO JAZZ SCIENCE стал привычной якорной отметкой, завершающей серию московских летних фестивалей, - продолжает Елена Зеленцова. - Понятно, что все летние фестивали, все опен-эйры невероятно зависят от погоды, и никто не может сказать, какая погода будет у нас в конце лета. Но многие люди с нетерпением ждут нашего фестиваля. Я знаю двоих людей, которые специально перенесли свой отпуск, чтобы попасть на SKOLKOVO JAZZ.

«SKOLKOVO JAZZ SCIENCE – самый умный музыкальный фестиваль. У нас умная музыка, у нас умная программа, а самое главное – у нас умная публика»

Фестиваль на сегодняшний день – это, с одной стороны, приятное узнаваемое событие; с другой - он, конечно, все время обновляется. Я бы сказала, что, помимо интересных артистов, трендом, который будет и дальше развиваться, является то, что мы переосмысливаем сотрудничество с наукой. В этом году мы пытаемся более плотно интегрировать научную тематику в наши артобъекты, в наши инсталляции, в целом в нашу программу. И это будут не просто новые события – это будут какие-то новые опыты. Например, мы будем делать серьезную историю на грани науки и искусства с Высшей британской школой дизайна».

Елена Зеленцова и Игорь Бутман. Фото: Sk.ru

В интерактивной зоне от «Британки» разместились арт-объекты, созданные студентами и выпускниками. Что рисует машина в режиме «тотального хаоса»? Что общего между органическими алгоритмами и керамическими скульптурами? Посетители смогут также пройти через «лабиринт звука и цвета», попробовать перевести свой календарь в тактильный интерфейс, где время имеет форму и размер. Кроме того, будет возможность посетить лекции и пообщаться с кураторами художественно-технологичных программ Высшей британской школой дизайна «Современное искусство» и «Дизайн интерактивной среды».

«Эта история вообще-то тянет на самостоятельный продукт», - считает вице-президент «Сколково».

 

Битвы роботов, еда, книги, виниловый маркет

Норвежский трубач Матиас Эйк. Фото: официальный пресс-кит артиста

И таких отдельных продуктов в течение всего фестивального дня будет представлено множество.

На одной из сцен пройдет дискуссия с директором по распространению технологий «Яндекса» Григорием Бакуниным и Екатериной Черкес-заде, руководителем Universal University (объединяет образовательные проекты креативных индустрий, включая вышеупомянутую «Британку»).

Поскольку SKOLKOVO JAZZ – семейный праздник, дети становятся его полноценными участниками. Инженерное сообщество «Лига Роботов» приглашает школьников от 9 лет принять участие в робототехнических боях.

Партнер фестиваля WOW! HOW?, занимающийся популяризацией науки, представляет мастер-классы, в ходе которых можно своими руками собрать микрофон или динамик и даже целую студию звукозаписи.

В интерактивной зоне от квест-клуба «Шестое чувство» команды будут в течение 15 минут решать головоломки в духе предложенной легенды: «Вы оказались в мире, где исчезли все чувства. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Вам предстоит найти их и вернуть людям».

Вкус и обоняние потребуются всем гостям фестиваля: на большой поляне развернется самый большой за все время проведения SKOLKOVO JAZZ фудкорт, в котором вновь, после перерыва в прошлом году, будет, в частности участвовать сеть семейных кафе «АндерСон».

 

Английский коллектив Mamas Gun. Фото: официальный пресс-кит артистов

На сколковском фестивале уже традиционными стал Vinyl Market. Также традиционно присутствует книжный базар и книжная тема, которую поддерживает другой партнер SKOLKOVO JAZZ, Библиотека иностранной литературы.

  

«Ноу-хау: развивать человеческий капитал»

«Я бы сказала, что SKOLKOVO JAZZ SCIENCE –самый умный музыкальный фестиваль, - суммирует Елена Зеленцова. - У нас умная музыка, у нас умная программа, а самое главное – у нас умная публика. Люди, которые к нам приходят, - они все думающие, что было уже на первом фестивале очевидно.

Fantine, российско-доминиканская певица из Австралии, живущая в Майями и гастролирующая по всему свету. Фото: официальный пресс-кит артиста

Самый большой секрет SKOLKOVO JAZZ – как сконцентрировать в один день на одной площадке человеческий капитал такого уровня. Наш фестиваль – это про развитие человеческого капитала.

Мы знаем фестивали, созданные как инструмент развития территорий. Мы знаем про фестивали как инструмент развития музыкального рынка, как инструмент продвижения тех или иных сервисов или продуктов. А вот мы изобрели первый в стране фестиваль, который развивает человеческий капитал. И это наше ноу-хау».

Частью этого ноу-хау является уже отмеченная способность организаторов фестиваля приглашать не попсовых артистов. Помимо норвежского трубача Матиаса Эйка и британского коллектива Mamas Gun, в числе хэдлайнеров программы – Игорь Бутман и его Московский джазовый оркестр, проект Тины Кузнецовой Zventa Sventana и соул-певица Света Жаворонкова в составе Secret Atelier.

 

Джаз-фестиваль в ритме мамбо

Сенсацией фестиваля обещает стать выступление на сколковской главной сцене Fantine. 28-летняя эффектная мулатка, появившаяся на свет в Москве от русского отца и матери из Доминиканской Республики, выросшая в Австралии, живущая в Майями, гастролирующая по всему миру и свободно говорящая на русском, испанском, английском и французском, будет петь вместе с оркестром под управлением Игоря Бутмана.

Когда родители будущей певицы давали ей имя, они явно пребывали под впечатлением от романа Гюго «Отверженные», где есть такие строки: «Фантина была красавицей, сама вполне того не осознавая». Гюго пишет о своей героине, что ее красота особенно проявлялась в двух ипостасях: стиле и ритме. Все, кто слышал и видел, как поет Fantine, отмечают именно эти два качества.

У нынешнего, третьего издания сколковского фестиваля вообще будет отчетливый латиноамериканский привкус. Помимо Fantine, это еще и российско-кубинский проект Mambo Party Петра Востокова, в основе которого – оригинальная афро-кубинская ритм-секция. Солист группы Willie Key (его настоящее имя Уильям Борхес Идальго) родился на Кубе, а в Москве живет с 2013 года. Широкой публике стал известен после того, как исполнил «Темную ночь» по-испански на шоу «Голос 5». Впоследствии записал микс с Леонидом Агутиным «Самба».

Если не знать, что программа такого масштабного фестиваля готовится очень заранее, можно было бы предположить, что определенный латиноамериканский уклон фестиваля связан с тем очевидно приятным латиноамериканским послевкусием, которое оставил после себя 150-тысячный десант болельщиков из Южной Америки, высадившийся на ЧМ в Москве.

Лидер российско-кубинского проекта Mambo Party Петр Востоков. Фото: jazzport.ru

«Специального такого желания не было, но так получилось неслучайно, - улыбается Елена Зеленцова. - На чемпионате мира очень чувствовалось: нам невероятно близка эта цивилизация в смысле своего эмоционального драйва. Мы на самом деле тоже люди очень драйвовые, мы люди очень живые; мы другие, но мы, как латиноамериканцы, очень чувствуем вкус жизни. И эта музыка, и эта культура, и этот способ восприятия реальности очень часто оказываются нам ближе, чем это могло бы показаться. Такое ощущение близости к яркой стороне жизни, к восприятию мира в таких брутальных красках, громких звуках и насыщенных переживаниях, - оно нам подходит, и сейчас выяснилось, что мы к нему оказались вполне готовы. Так что отбор артистов случился в этом смысле не специально, но, безусловно, – на уровне настроения. Каждая эпоха играет свою музыку, и эта музыка бывает с разным настроением».