Эксперты X5 Retail Group подсчитали, что задержка в обслуживании покупателя на 1 секунду в масштабах торговой сети «Пятерочка» приводит к необходимости дополнительного найма порядка 140 кассиров.

Это пример эффекта масштаба: любая оптимизация буквально на секунды дает очень большой эффект. Количество магазинов торговой сети «Пятерочка» - больше 13 500, всего с учетом магазинов «Перекресток» и «Карусель» X5 Retail Group управляет более 14 500 магазинами.

Одна из «Пятерочек» не похожа на другие, это магазин-лаборатория X5. В ней располагается зона прототипирования инновационных разработок, здесь ИТ-специалисты и эксперты по инновациям проводят первоначальный отбор новых идей и тестируют их. О том, как выстроен этот процесс, в котором в качестве партнера X5 активно участвует Фонд «Сколково», Sk.ru рассказали эксперты цифровых подразделений ритейлера. В беседе принимали участие директор Центра технологий для ритейла «Сколково» Ольга Стрелова, Виталий Порубов со стороны департамента ИТ Х5 , а также Денис Левченко и Иван Мельник из департамента стратегии Х5. 

Директор Центра технологий для ритейла «Сколково» Ольга Стрелова наклеивает логотип «Сколково» на аллее партнеров магазина-лаборатории Х5. Фото: Sk.ru

Непосредственным поводом для интервью стало символичное, для партнерства Х5 Retail Group и Центра технологий для Retail & FMCG «Сколково», событие: на аллее партнеров магазина-лаборатории Х5 торжественно наклеили логотип «Сколково».

Фонд «Сколково», сотрудничество с которым, по словам Левченко, началось достаточно давно, пришел в X5 не с пустыми руками. В Центре технологий для ритейла Фонда сегодня около 220 стартапов, разработки которых так или иначе связаны с ритейлом или применимы в нем.

Для сравнения: через воронку инноваций Х5 за 2017-2018 год прошло больше 600 проектов; из них сколковских - более сотни. «Порядка 15 технологий из «Сколково» прошли тестирование и находятся на разных этапах внедрения - от прототипа в магазине-лаборатории до пилота или частичного роллаута в сети», - говорит Денис Левченко. К этому разговору мы еще вернемся.

Почувствуйте разницу «умной кожей»

Но прежде: что могут предложить компании «Сколково» своим партнерам? За прошлый год к команде Центра технологий для ритейла присоединилось три десятка проектов, рассказывает Ольга Стрелова: «Это решения и для повышения эффективности операций торгового зала, и для проектов e-commerce, а также технологии для складской и транспортной логистики. Иначе говоря, по всему спектру решений для ритейла у нас есть компании, которые разрабатывают какие-то уникальные вещи в таких технических областях, как искусственный интеллект, большие данные и видеоаналитика». 

В магазине-лаборатории Х5 тестируют самые смелые идеи для ритейла. Фото: Sk.ru

Из числа недавних обретений Центра Ольга называет компанию «Мотив Нейроморфные Технологии», которая занимается учетом рабочих операций с помощью видеоаналитики и нейросетей. «Искусственный интеллект понимает, чем занимается человек в той или иной рабочей зоне или на складе, и может сообщить, работает ли этот человек или бездельничает, и какую конкретно операцию выполняет – выкладывает товар, переклеивает ценники и т.д. Таким образом работодатель сокращается расходы на неэффективное использование рабочего времени.

Благодаря тому, что с помощью машинного зрения появилось решение, позволяющее контролировать рабочие операции, мы с компанией timebook, которая занимается решением класса Workforce Management, получили возможность предложить сетям запуск проекта по учету бизнес-операций на основе нормирования процессов. До сих пор решение timebook позволяло планировать и учитывать приходы-уходы сотрудников, мерчендайзеров и аутсорсингового персонала. Теперь, помимо учета времени старта и окончания рабочего дня, можно посмотреть, чем человек занимается в течение рабочего дня. Например, если у него на перекуры уходит больше времени, чем положено, это время может вычитаться из его зарплаты. Также решение «Мотив НТ» позволяет контролировать правильное исполнение регламента на пищевом производстве с помощью машинного зрения.

Проект по тематике out of shelf недавно разместили в технологической ритейл-лаборатории «Сколково», магазине Pro Market. Он представляет собой световую индикацию, которая монтируется на полку и позволяет в режиме реального времени контролировать наличие товара на полке.

Проект Gridfore за прошедший год усовершенствовал свою реактивную платформу анализа больших данных с касс, и теперь в режиме реального времени можно, например, оперативно узнать о статусе подключения системы ЕГАИС , проанализировать историю покупателя на кассе и вывести в чеке индивидуальное предложение с помощью модуля Gridfore real time campaign manager, проанализировать движение товара и послать сигнал товароведу и необходимости пополнения того или иного товара на полках и применить на практике динамическое ценообразование.

Компания WareVision продвинулась в сфере инвентаризации на складах. Это дроны, которые летают по складу, считывают штрих-коды, садятся на станцию, сами заряжаются и вновь вылетают снимать все показатели. Проект уже прошел апробацию на складах», - рассказывает Ольга Стрелова. 

Виталий Порубов (департамент ИТ Х5) и Ольга Стрелова ("Сколково") обсуждают новые технологии  для ритейла в магазине-лаборатории Х5. Фото: Sk.ru

Все эти разработки, естественно, надо где-то тестировать, и такая площадка для участников Фонда имеется в магазине Технопарка «Сколково». Сейчас там работают семь разных технологий. Но магазин маленький, проходимость в нем невысока, и поэтому компании заинтересованы в тестировании в большом сетевом магазине».

Этапы большого пути

«Перспективы сотрудничества с X5 Retail Group очень большие, - считает Ольга Стрелова. - Наши компании рады сотрудничать с магазином-лабораторией X5, потому что они могут поставить туда свое решение, а в дальнейшем проверить показатели его реальной эффективности на большом масштабе. Потенциал тестирования здесь таков, что в случае успеха «пилот» может вырасти в большой проект.

X5 открыт к сотрудничеству. Недавно в наш Технопарк приезжал CIO X5 Фабрисио Гранжа, который непосредственно курирует разработки в этой лаборатории, и рассказывал стартапам, что нужно X5, какие проекты и технологии интересны. Гранжжа сам начинал свою карьеру с создания стартапа. После той встречи наши участники вдохновились неформальным подходом топ-менеджера X5 к инновациям, и заручились поддержкой в тиражировании решения на все торговые сети Х5 в случае успешного тестирования в лаборатории». 

Эксперты X5 Retail Group подсчитали, что задержка в обслуживании покупателя на 1 секунду в масштабах торговой сети «Пятерочка» приводит к необходимости дополнительного найма порядка 140 кассиров. Фото: Sk.ru

Любой участник «Сколково», который захочет пройти этот путь, должен осознавать, что речь идет о хорошо структурированной бизнес-процедуре, основные этапы которой раскрыли в беседе с Sk.ru эксперты Х5.

Перед тем как проект попадет в лабораторию Х5, его оценивают эксперты по инновациям. Их задача на этом этапе – оценить, насколько предлагаемая технология применима к бизнесу X5, рассказал Денис Левченко.

На следующем этапе к работе подключаются экспертные группы - ключевые представители бизнеса, которые потенциально могут стать бизнес-заказчиками. Такие группы сформированы по каждой функции.

Если представители бизнеса говорят: «Да, нам эта идея интересна», - формируется бизнес-кейс, чтобы проверить, как идея влияет на затраты или на продажи, в каком количестве магазинов ее можно протестировать, в каких функционально-организационных рамках и т.д. После этого запускается пилот.

Пилот запускается на 5-10-50-100 магазинах, чтобы проверить те предположительные KPI, которые мы сформулировали. Если гипотеза подтверждается, дальше эта технология идет в роллаут – на часть магазинов или на все магазины.

«В чем сложность? Мы в своих инновациях ориентированы на улучшение существующих процессов (а наш базовый процесс – продажа продуктов питания); очень часто при проверке внешнего решения обнаруживался недостаток с точки зрения неготовности технологии для интеграции в нашу архитектурную инфраструктуру, или, например, отсутствующий процесс со стороны бизнеса, или необходимость изменения наших базовых информационных систем, что завязано на релизы, т.е. на долгие сроки, - говорит Виталий Порубов, - Чтобы ускорить процесс, мы разделили проверку гипотезы на две части. 

Робот, катающийся по торговому залу для наблюдения за состоянием полок, - не новость. В  магазине-лаборатории Х5 робот скользит по рельсам, установленным на потолке торгового зала. Фото: Sk.ru

Если технология понятна, не требует большой интеграции, не требует большого изменения процессов, мы сразу выбираем пилотную зону – 5-10-50 магазинов - разворачиваем в магазинах и тестируем. Здесь речь только об инновациях, которые относятся непосредственно к магазинам. Понятно, что есть инновации в рамках цепочки поставок, HR, финансы и проч., но речь сейчас не о них.

Для «сырых» технологий мы выделили зону прототипирования. Это происходит на базе одного магазина, где мы с бизнесом договорились, что мы вместе можем менять процессы и оборудование и создавать MVP (minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей).

Этот магазин - кроссформатный, он работает на «Пятерочку», «Перекресток» и «Карусель», и здесь мы запускаем прототип решения, который работал бы на одном магазине, чтобы доточить саму технологию, убедиться в том, что она работоспособна. Экономическая целесообразность идеи будет проверяться впоследствии в пилотной зоне».

Шесть технологических потоков

Надо понимать, что гигантская сеть обладает не только несомненными плюсами для тестирования смелых идей, но и накладывает определенные рамки на полет фантазии стартаперов. В рамках трансформации магазина имеется два принципиально разных подхода, поясняет Sk.ru Иван Мельник: «Это революционный и эволюционный подходы. Первый нацелен на быстрый переход к новым форматам торговли, допустим, на повсеместное строительство магазинов без продавцов. Однако мгновенно переформатировать 14 с половиной тысяч магазинов невозможно, поэтому в Х5 применим только эволюционный подход к инновациям». 

Фото: Sk.ru.

Конкретно магазин-лаборатория X5 - про технологические изменения, которые охватывают 6 основных технологических потоков, или «стримов», как их здесь называют.

Виталий Порубов описывает их так.

Первый «стрим» – обо всем, что касается непосредственно клиента. Это различные механики самообслуживания, mobile scanning, сокращение очередей и т.д., чтобы покупателю было удобно прийти, удобно купить и без очередей расплатиться.

Второй «стрим» – цифровые коммуникации и все, что с ними связано: различные способы узнать покупателя рядом с магазином, на входе в магазин, в момент прохождения по магазину; с учетом контекста в реальном времени сформировать нужное ему персональное предложение, - и различные способы доставить это предложение до покупателя.

Третий «стрим» – все, что касается товара. Это правильное зонирование, выкладка, наличие товара на полке, сроки годности.

Четвертый «стрим» – эффективность внутренних операций: нормирование персонала, эффективность выполнения ими тех или иных операций, внутренняя мобильность персонала.

Пятый «стрим» – это умный магазин: мониторинг оборудования, повышение его эффективности и предсказание возможного выхода из строя.

Наконец, шестой «стрим» – ИТ-инновации. Многие технологии, которые отсматривают в магазине-лаборатории, - видеоаналитика, управление медиаконтентом и т.п. – оказывают очень серьезное влияние на прикладную архитектуру магазина и его инфраструктуру, на каналы связи, и надо понять, как правильно выстроить ИТ-ландшафт магазина, как его трансформировать, чтобы это было экономически целесообразно. Это отдельное направление для исследований.

В Х5 считают, что возможность тестирования разработки в Х5 предоставляет стартапу шанс снизить сроки и затраты на разработку, поскольку, включаясь уже на начальном этапе в рабочую группу, компания делает именно тот прототип, который востребован X5. Важно, что это улица с двусторонним движением: «Для нас это возможность привлечь внешних партнеров, чтобы проработать идеи, которые нужны бизнесу», - говорит Мельник.

The winner takes it all

«Со «Сколково» мы работаем в нескольких ключах, - рассказывает Денис Левченко, - Первое – наполнение нашей воронки проектов. Коллеги из «Сколково» присылают новые проекты; когда у нас есть со стороны бизнеса какой-то запрос, мы направляем его в Сколково, и там подбирают то, что для нас может быть интересно.

Встреча CIO X5 Фабрисио Гранжи со сколковскими стартапами вдохновила их на сотрудничество с одним из крупнейших в стране ритейлеров. Фото: Sk.ru.

Второе направление – совместные мероприятия. В 2018 году мы участвовали в Startup Village и «Открытых инновациях», кроме того, во многих специализированных мероприятиях, которые коллеги делали специально для нас, – по части блокчейна, маркетинга и HR: там можно было обменяться опытом с ритейлерами и поставщиками».

Сейчас в работе находится около десятка сколковских проектов, которые охватывают все «стримы». В том числе, решения по контролю доступности товара на полке, системы видеоаналитики для контроля очередей, мониторинга перемещений персонала, мониторинга энергоэффективности магазинов».

«Часть проектов сейчас в прототипе. Есть проекты на стадии частичного роллаута – до ста магазинов. Например, проект по видеоаналитике и контролю полки охватывает 36 магазинов», - рассказывает Иван Мельник.

Это пока достаточно скромные результаты, но нужно учитывать потенциал сотрудничества с одним из лидеров отечественного ритейл-рынка.

«Если говорить о финансовой эффективности – потенциал огромный, - резюмирует Иван Мельник. – Потенциал экономии с помощью инноваций, по внутренней оценке Х5, составляет десятки миллиардов рублей. Статистика рынка говорит о том, что увеличение доступности товара на полке на 3-4% в зависимости от сезонности и категории товара дает прирост розничного товарооборота магазина порядка 1%. При переносе на бизнес Х5 показатели также будут значительными».

Аналогичный вызов – во всем мире. Потенциал увеличения доступности товара на полке точно есть. В мире в среднем доступность товара на полке составляет порядка 90-94%, в России она немного ниже, поэтому есть, над чем работать».