Продолжая серию публикаций о ключевых трендах, которые могут оказать существенное влияние на развитие инновационного рынка в приоритетных для сколковской экосистемы направлениях, мы предоставляем слово директору по науке кластера Космических и телекоммуникационных технологий Дмитрию Пайсону и проектному менеджеру по работе с телекомом  Максиму Жаренову. 


спутник DX-1, фото Dauria Aerospace

-  Дмитрий, как на Ваш взгляд, развитие малое спутникостроения и в целом "демократизация" процесса создания, вывода и оперирования спутниками повлияет на расширение возможностей для участия самых широких масс в космической индустрии, ведь уже делаются проекты «народных спутников», "народных космических телескопов"?

Дмитрий Пайсон:

- Я бы начал свой ответ с напоминания о том, что 9 января в своем первом рабочем запуске коммерческий «грузовик» Сygnus, выведенный в космос ракетой-носителем с российским двигателем НК-33 от советской еще «лунной ракеты» Н-1, вместе с другими грузами доставил на борт МКС тридцать три «кубсата» - космических аппарата стандартного форм-фактора 10х10х10 см для университетов, радиолюбителей и частных фирм. Их выведут в космос с борта японского модуля JEM. Я специально привел длинный отрывок из новостной ленты, чтобы показать, как нынче выглядит «дверь в космос». После того, как стандарт «кубсат» стал де-факто международным, «свои» космические аппараты стали доступны практически любому университету или компании. Новую страницу в освоении и использовании космоса, на мой взгляд, откроют проекты типа SkyBox, предусматривающий развертывание коммерческой группировки «кубсатов» для сброса персонализированной информации ДЗЗ конкретным потребителям, при этом, по заверениям SkyBox Imaging, группировка из 24 аппаратов позволит повторно фотографировать любой участок Земли несколько раз в сутки. На другом полюсе – недавний успех SpaceX, в третий раз успешно доставившей спутник на геостационарную орбиту с помощью своей ракеты Falcon-9, что в американских условиях является необходимым условием сертификации носителя не только для коммерческих, но и для правительственных пусков.

запуск на орбиту Земли Falcon-9 cо стартовой площадки на м. Канаверал (фото Space X)

Образно говоря, все это свидетельствует о том, что «времена волшебников прошли». Сам по себе доступ в космос и создание реально работающих летательных аппаратов, будь то спутники или ракеты-носители, перестал быть уделом избранных, как ранее перестало быть «эксклюзивным» и использование космических снимков, космической связи или космической навигации. Мы стоим на пороге существенного переконфигурирования космического рынка, расширения круга участников международной космической деятельности. Это, с одной стороны, совсем неплохо для сколковских компаний-резидентов, для которых открываются новые «окна возможностей», с другой же стороны – порождает серьезные опасения по части места и роли российской ракетно-космической промышленности в меняющихся условиях, когда ключевым условием успеха космических проектов становится не столько десятилетиями копившийся опыт и технологический задел, сколько гибкость, предприимчивость и способность квалифицированно интегрировать технологии и решения, уже имеющиеся на открытом рынке, в новые инновационные разработки.  

- Выходит, нас ожидает, так сказать, "прикладная космонавтика для всех"?

Дмитрий Пайсон

Думаю, не буду особенно оригинален, сказав, что современная прикладная космонавтика – даже, скорее, не собственно космонавтика, а весь мировой инфокоммуникационный комплекс, в котором космическая инфраструктура является важной составляющей, – быстро приближается сегодня к некоторому «идеальному состоянию», которое можно кратко охарактеризовать примерно как «Вижу себя. Говорю с миром». Условно говоря, усилия больших и малых игроков, думаю, еще до конца десятилетия приведут к реализации ситуации, когда с помощью общедоступного мобильного устройства и по общедоступным тарифам, если не бесплатно, любой пользователь, подключённый к глобальной Сети, сможет в реальном масштабе времени получать космическое изображение высокого разрешения своего местоположения и любых других точек на карте мира. Сможет прозрачно входить в связь, образно говоря, «окликая» потенциального абонента (здесь, собственно, роль собственно космических технологий будет не так велика). Снижение порога входа в космическую деятельность обусловит, на мой взгляд, активный рост «стартапных» инноваций, подобно пройденным уже телекоммуникационному и Интернет-буму. С другой же стороны, мне было бы очень интересно увидеть, сможет ли крупный глобальный бизнес определить свое место в глобальных делах человечества, до сих пор остававшихся за пределами коммерческого интереса, будь то борьба с космическим мусором, предотвращение астероидно-кометной опасности или освоение внеземных ресурсов и небесных тел. Первые робкие (а в ряде случаев, я бы сказал, сопровождающиеся радостными криками и размахиванием цветными флажками) шаги в этом направлении уже сделаны, достаточно вспомнить MarsOne или Planetary Resources. Впрочем, в части космического мусора, будь то мониторинг или снижение его образования, несколько «частников» достаточно продвинулись уже и в реальной жизни. А раз мы общаемся, вообще говоря, на платформе Сколково – не могу не отметить и наши стартапы: московский ИСОН, стремящийся поставить на предпринимательские рельсы многолетние наработки в области мониторинга околоземной орбиты, и омскую «Космическую экологию», выходящую на конкретные «противомусорные» технические решения.    

- Планируемые космические старты 2014 года: «Даурия-Спутниковые технологии», планируемое использование оборудования «Спектралазера» и др. - как эти события повлияют на кластер в 2014 году? Что это эти достижения значат для вас? 

Космическая отрасль характерна, помимо прочего, и тем, что здесь есть четкий «критерий истины», показатель уровня развития тех или иных технологий или решений. Этот критерий – летная отработка. Если та или иная бортовая система, спутниковая платформа и тем более – космический аппарат в целом «дошли до лета», были успешно выведены на орбиту и с высокой степенью успешности прошли летные испытания – что называется, с соответствующим коллективом ведется совсем другой разговор. Значит, коллеги смогли не только обеспечить создание работоспособной технологии для тяжелых условий выведения на орбиту и функционирования в космосе, но и – что иногда не менее важно – смогли пройти сложной дорогой сертификации, лицензирования, успешно провели все переговоры с «хозяевами» ракеты, спутника, смогли доказать жизненность своих предложений и целесообразность их интеграции в реальную космическую программу. Что означает практическое подтверждение жизнеспособности соответствующей команды. Соответственно, выходит, что и поддерживали мы их не зря, и гранты выдавали правильно, и инвесторы не ошиблись.

микро-КА от сколковского резидента "Спутникс"  

Поэтому мы с особым чувством следим за развитием событий вокруг микроспутниковых программ «Спутникса», нацеленного на попутный запуск первого из своих «ТаблеСатов» в 2014 году, «Технологий Геоскан», за обширными, многодельными планами «Даурии». «Спектралазер»  - пример несколько из другой области. Это компания, работающая над созданием конкретных комплектующих – лазерных модулей – для актуальной сегодня системы лазерного зажигания ракетных двигателей. Во второй половине 2013 года «Спектралазер» прошел славный путь, связанный не только с первыми стендовыми испытаниями своих разработок на перспективных российских ракетных двигателях, но и с организационной интеграцией своей деятельности в планы и стратегии головных предприятий российской космической промышленности. Уверен, что в начале 2014 года эта компания выйдет на стратегические договоренности, которые откроют для нее путь на борт перспективных российских ракет, предназначенных для пусков с Плесецка и Восточного.  

- Миниатюризация компонентной базы и бортового оборудования КА и спутников: насколько полегчают/уменьшатся приборы, благодаря инновационным технологиям? Какую выгоду этот тренд в плане высвобождения пространства в КА, увеличения нагрузки принесет в ближайшем будущем и кто из сколковских резидентов наиболее продвинут в этом вопросе? 

Можно выделить две тенденции. Первая из них – это уменьшение массы и габаритов служебного и целевого бортового оборудования космических аппаратов «традиционного» класса, решающих массово востребованные прикладные и научные задачи. При этом надежность и срок службы новых компонентов тоже растет.

"Техком-минитрастер" демонстрирует компактные приборы на "МАКСе-2013"

В результате сегодня в сегменте дистанционного зондирования Земли работают космические аппараты массой порядка тонны, сравнимые или даже превосходящие по основным показателям шести-семитонные российские «ресурсы» различных модификаций. А новый российские спутник для ГЛОНАСС - «Глонасс-К» весит в полтора раза меньше прежней модификации «Глонасс-М» и рассчитан на использование аппаратуры, работающей в условиях негерметичного корпуса. Наш резидент «Техком Электроникс» совместно со своей материнской компанией АНО «НТИЦ «Техком» принял участие в создании бортовой вычислительной машины нового поколения для этих аппаратов, а сейчас работает над коммерциализацией своих наработок. Вторая тенденция – это создание космических аппаратов микро- и даже нано-класса, способных решать отдельные задачи традиционных «больших» и средних платформ.  Над этим у нас работают прежде всего «Спутникс» (дочерняя компания ИТЦ «Сканэкс») со своей новой платформой «ТаблетСат»,  «Даурия Спутниковые технологии», тот же «Техком», «Технологии Геоскан». В 2014 году мы ждем значимых прорывов по этому направлению.

-  Будет ли в нашей стране активизация операторов, пытающихся заработать на применении результатов космической деятельности на земле?

В конце 2013-начале 2014 г. идет активная работа по созданию Концепции развития дистанционного зондирования Земли в России. Впервые проект такой концепции создается при ведущей роли представителей бизнеса, операторского сообщества, институтов развития. Предстоит определить модель государственно-частного партнерства в этом сегменте рынка, «водораздел» между функциями государственных ведомств и предприятий по созданию и поддержанию орбитальных группировок, роль и место частных операторов спутниковых систем, наконец, попытаться окончательно разрешить набивший уже оскомину вопрос с секретностью данных дистанционного зондирования. 

Московский центр ДЗЗ ИТЦ "Сканэкс"

Если по этому направлению все пойдет штатно, в течение года можно ожидать шагов по структуризации участия отечественного «интеллектуального» бизнеса в рынках, связанных с дистанционным зондированием Земли из космоса, подобно тому, как эта работа уже ведется сейчас в части спутниковой навигации и космической связи. Мы рассчитываем, что из числа участников космического кластера две-три фирмы станут активными участниками соответствующих процессов. Во всяком случае, у группы «Даурия Аэроспейс» серьезные планы как в части создания собственной спутниковой группировки, так и по выходу на рынок данных дистанционного зондирования Земли различных переделов.  

Скажем, кто-то в 2014 году решил создать стартап в сегменте «Космос-Земле», куда лучше вложиться, где есть интересные возможности, открывающиеся, на Ваш взгляд ниши?

- Я вижу несколько востребованных ниш, однако для их освоения требуется и разный уровень начального финансирования, и разная готовность частного бизнеса к интеграции в сложные, подчас утомительные процессы, связанные с работой на вертикальных, "окологосударственных" рынках. Проще в его ориентироваться на те или иные геоинформационные услуги. Сегодня, располагая практически свободным доступом к данным съемок Земли из космоса - больше, увы, зарубежным, хотя есть и российские - и возможностями использования навигационной информации, небольшие стартапы могут материализовать самые неожиданные идеи, связанные с LBS - location based services, услугами, основанными на местоположении клиента. Все "чек-ины" и прочие актуальности приобретают глобальность. С другой стороны, есть ниши, связанные с формированием государственно-частного партнерства, с привлечением частных компаний к коммерческой эксплуатации тех или иных объектов национальной космической инфраструктуры, будь то оказание услуг по организации коммерческих экспериментов на российском сегменте МКС или выведение на рынок услуг по съемке Земли из космоса. Но их освоение - скорее, для "мегастартапов", дочерних или партнерских компаний традиционных больших игроков. Сохраняют актуальность работы по созданию бортовой компонентной базы космических средств. Наконец, изрядный опыт работы по развитию институтов космической деятельности, отраслевому консалтингу демонстрирует выращенную потребность в новых игроках и на этом, менее материальной поле. Но это, правда, в меньшей степени "сколковская" тема.

                Резиденты космокластера "Спектралазер" и "Азмерит" на "МАКС-2013"                                                                   

В 2013 году у вас в кластере появилось направление телекоммуникаций. В ближайшем будущем, скажем, 2014- 1 половина 2015гг. , какого эффекта, результата Вы ожидаете от появления этого направления?

Слово берет Максим Жаренов, менеджер по телекоммуникационным проектам кластера Космических и телекоммуникационных технологий:

- Глобализация мировой экономики привела нас также и к глобальной конкуренции за инфокоммуникационные ресурсы планеты. Создание взаимосвязанных сетей передачи данных на основе единых стандартов и, как логическое их продолжение,  Интернет-сетей позволило изменить динамику образования и размещения информационных ресурсов вне зависимости от территориальных границ. Мировое сообщество получило новую степень свободы - инфокоммуникационную, а значит и новое поле деятельности, доступное и объединяющее миллиарды участников, а уровень развития инфокоммуникаций стал одним из определяющих факторов развития обществ и регионов. На сегодняшний день отрасль инфокоммуникаций в глобальном масштабе по прежнему является еще молодой, ищущей новые подходы и технологии, что гарантирует высокую маржинальность отраслевых инновационных продуктов и услуг.

Максим Жаренов (слева) и исполнительный директор ККТ Сергей Жуков на встрече клуба друзей кластера

Учитывая географический масштаб России и характер развития современного глобального экономического пространства, будущее экономики нашей страны во многом зависит от качественного уровня развития телекоммуникационной инфраструктуры, себестоимости средств доступа и цен на услуги связи, а также от таких факторов, как: уровень развития технологий передачи информации, доступный в первую очередь российским компаниям и операторам связи; наличие центров компетенции по созданию принципиально новых средств осуществления коммуникаций (например: носимые персональные устройства интегрированные с сетью и с органами чувств человека, подключение к сетям связи любых бытовых устройств, технологи "общения гаджетов" или "Интернет вещей" и т.п.), наличие национальных средств межсетевого взаимодействия по эвристическому анализу сетевых данных и предотвращению как внешних так и внутренних инфокоммуникационных угроз; создание недискриминационных условий доступа к телекоммуникационной инфраструктуре, снижение капитальных вложений операторов связи путем совместного использования инфраструктуры; широкое применение инновационных технологий кодирования и передачи аудиовизуальной информации; создание инфраструктуры оповещения населения и управления в кризисных ситуациях, условиях техногенных и экологических катастроф; подготовка высококвалифицированных кадров, призванных обеспечить как своевременную реализацию отраслевых национальных проектов, так и лидирующие позиции России в работе международных отраслевых организаций по стандартизации.

Усилением фокуса на телекоммуникационном направлении в рамках деятельности кластера планируется обеспечить в перспективе 2014 - начала 2015 годов поддержку, в первую очередь, объединению вокруг деятельности Фонда отраслевого экспертного потенциала, выявлению конкурентоспособных команд и проектов в отраслевых ВУЗах, российских компаниях-системных интеграторах, компаниях-разработчиках оборудования и обеспечить мотивацию инноваторов в экспертной и студенческой среде к включению в инновационную экосистему, созданную и поддерживаемую Фондом. К началу 2014 года кластер подошел с действующими деловыми связями с крупнейшими российскими и с некоторыми из крупнейших зарубежных партнеров, инвесторов и заказчиков. Эти связи постоянно расширяются, что дает участникам проекта Сколково уникальные возможности по продвижению своих проектов как в России, так и на международном рынке. Участники, отобранные кластером в первой половине 2014 года, получат возможность презентовать свои проекты российским и зарубежным партнерам кластера во второй половине 2014 года. Также, к концу 2014 года мы надеемся совместно с отраслевыми ВУЗами организовать на постоянной основе процесс выявления и поддержки инновационных проектов студенческих команд, чтобы уже в первой половине 2015 года они стали участниками Сколково, начали создавать для реализации своих проектов новые предприятия и рабочие места.

М. Жаренов делает доклад о развитии телекома и перспективах для космических стартапов

Мы хотим попробовать на регулярной основе привлекать зарубежные компании-операторов связи к рассмотрению проектов кластера, провести несколько конкурсов телекоммуникационных проектов.

Не могу не спросить еще об одном важном событии  – создании «Ракетно-космической корпорации». Что изменится в связи с этим в 2014г.? Этот как-то повлияло на ваши планы, окажет ли этот факт какое-либо влияние на деятельность наших резидентов?

- 10 января 2014г. президент России встретился с руководителем Роскосмоса Олегом Остапенко и его нынешним замом Игорем Комаровым, которому и предстоит возглавить ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация». Отчетливо подтверждено: ОАО предполагается зарегистрировать к апрелю, а в 2015 г. – сформировать «тот контур корпорации, который и был заложен в Указе» (цитирую Комарова). Естественно, такие тектонические сдвиги не могут не повлиять на нашу работу в целом и на деятельность резидентов космического кластера – в частности. Ведь основными потребителями отдельных систем и решений, которыми преимущественно и занимается в отечественной космонавтике малый бизнес, являются как раз те госпредприятия и ОАО с госучастием, которые войдут в состав нового мегаигрока. Не хотел бы пока особенно развивать эту тему, но понятно уже, что развитие в меняющихся условиях рабочих и, я бы сказал, конструктивных отношений с отраслевым руководством, которые у нас до сих пор складывались, станет одним из основных направлений нашей работы «во внешнем мире» в наступившем году.