Люди, которые боятся, что роботы придут и «съедят» их рабочие места, подобны луддитам, которые в начале XIX века в Англии разрушали станки из опасений, что они провоцируют безработицу, утверждает американский инвестор Марк Андрессен. Сооснователь компании Netscape в статье, опубликованной в газете The Financial Times, пишет, что страх перед роботами и искусственным интеллектом основан на недооценке творческого потенциала человеческого интеллекта.

Андрессен солидаризируется с мнением экономиста Милтона Фридмана, считающего, что человеческие потребности и желания беспредельны, из чего следует, что новая работа для людей всегда найдется.

Роботы приходят только на те места, где они могут дешевле и эффективней выполнять работу человека. Когда люди рассуждают как потребители, они приветствуют появление более дешевых товаров и услуг и не протестуют против роботов. «Требовать замедления технического прогресса ради сохранения рабочих мест равносильно требованию наказать потребителей и свернуть усилия по улучшению качества жизни», - полагает Андрессен. К тому же существует огромный разрыв между тем, что умеют делать роботы, и тем, на что способны люди.

Сказанное, впрочем, не означает, что значительное число людей не потеряет работу в результате роботизации. Что можно этому противопоставить?

Марк Андрессен, сооснователь компании Netscape

По мнению сооснователя Netscape, необходимо, во-первых, обеспечить лучший доступ потенциальных жертв революции роботов к образованию и профессиональному переобучению, что, в свою очередь, поможет создавать новые рабочие места.  Во-вторых, следует не мешать рынкам делать свою работу с тем, чтобы капитал и рабочая сила могли быстрее перетекать из одной сферы в другую, создавая новые возможности занятости. В- третьих, необходимо создать сеть социального страхования с тем, чтобы люди, потерявшие работу, могли обеспечивать свои семьи; это реализуемая задача, принимая во внимание повышение производительности труда в результате внедрения роботов.

Часто забывают, какие широкие возможности уже созданы для миллионов людей применением роботов – от смартфонов и планшетов до широкополосного доступа в Интернет. «Когда миллиарды людей получат доступ к инструментам, необходимым для участия в глобальной экономике, трудно представить себе, что результатом станет что-то иное, нежели массовый всплеск творчества, производительности труда и человеческого потенциала, - уверен Андрессен. – Даже если через многие десятилетия роботы действительно станут более могущественными, им все равно будет не под силу заменить человека во множестве областей, таких, как творчество, инновации, исследования, искусство, науки, развлечения и способность заботиться о других».

Наконец, как только автоматизация процессов становится доступной и дешевой, оплата человеческого труда резко повышается. Это можно оценить на таких очевидных примерах. Цены на «консервированную» музыку упали до нуля, но одновременно оплата труда музыкантов на «живых» концертах взлетела до небес. Цены на кофе из автомата падают, но повышается цена кофе для гурманов, приготовленного вручную, пишет автор.

Похожие проблемы на днях обсуждались в газете The Guardian. Автор Том Мелтзер предсказывает, что революция роботов особенно больно ударит по представителям среднего класса, а также таким высокооплачиваемым профессионалам, как врачи, юристы и архитекторы. В частности, в случае с врачами, роботы смогут на протяжении жизни одного поколения заменить 80% медиков, утверждает инвестор из Кремниевой долины Винод Хосла.

Впрочем, это не предполагает наступления массовой безработицы среди врачей – просто потому, что их даже сейчас гораздо меньше, чем требуется. Только в США по прогнозам к 2020 году будет не хватать 91.500 медиков. В Африке сегодня количество врачей составляет лишь 1,3% от необходимого.