«Сколково» высоко ценит участие Panasonic в инновационной экосистеме: Михаил Тыкучинский, директор по развитию ЭЭТ кластера, подчеркнул, что один из мировых технологических лидеров создал здесь лабораторию и активно помогает в поддержке новых проектов: с EnSol инженеры Panasonic работают над созданием систем управления промышленных тяговых батарей, уже вывели продукт на рынок. Panasonic поддержал конкурс «Электрохимия – 2015»: лучшие проекты получат доступ к международной экспертизе и дополнительные возможности коммерциализации на глобальных рынках.


Редакция Sk.ru попросила рассказать подробнее о сотрудничестве Panasonic и "Сколково", в частности об упомянутом выше конкурсе по направлению электрохимических источников тока, саму компанию, обратившись с просьбой об интервью к руководителю отдела развития бизнеса Panasonic Россия Герману Гаврилову.

- Корр.: Герман, Расскажите о вашем участии в конкурсе «Электрохимия – 2015», о котором Вы объявили недавно совместно с «КАМАЗом». У Panasonic огромный опыт в деле создания накопительных элементов, элементов питания и инновационных энергоустановок – как он может пригодиться нашему сообществу?

- Большой сегмент глобального бизнеса Panasonic связан с автомобилестроением и созданием компонентов для различных видов транспорта. Если посмотреть на наш годовой финансовый отчет за прошлый год, то мы увидим, что около 30% объема продаж приходится на автомобильные и промышленные решения, в том числе сенсоры, датчики и батареи, применяемые на транспорте. Panasonic занимает лидирующие позиции в производстве литий-ионных батарей, которые широко используются в электрокарах. И сегодня мы находимся в стадии реализации очень масштабного проекта с Tesla, думаю, многие слышали о создании гигафабрики в США. Можно сказать, что мы не могли не поддержать «Сколково» и не учредить специальную номинацию для участников, возможно, и с ценными призами от Panasonic.

 

R&D центр Panasonic в "Сколково", фото пресс-службы Panasonic Россия

Корр.: - Как Вам видится перспектива сотрудничества «Сколково» и Panasonic, как было воспринято предложение о подписании договора о сотрудничестве вашими коллегами в Японии?

В конце прошлого года в «Сколково» состоялось важное событие: в присутствии премьер-министра России Дмитрия Медведева генеральный директор Panasonic Россия Сигэо Судзуки и президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг подписали соглашение о сотрудничестве. Panasonic стал первой японской компанией, пришедшей в «Сколково» и получившей статус ключевого партнера Инновационного Центра. Японская корпорация приступила к созданию R&D центра и стала интегрироваться в проекты по акселерации стартапов, в том числе кластерные конкурсы. А в июне на конференции Startup Village состоялось открытие Центра исследований и разработок Panasonic в «Сколково». Сам факт присутствия Panasonic в «Сколково», на мой взгляд, уже большое достижение - и со стороны сотрудников и менеджеров Инновационного Центра, которые организовали подписание договора, и со стороны корпорации Panasonic. За короткий период времени нам удалось убедить наших японских коллег в том, что нам нужен R&D центр в «Сколково», а также согласовать основные направления деятельности. В результате подписание состоялось, и вдвойне приятно, что эта церемония прошла при участии Дмитрия Анатольевича Медведева.

- Как развивается R&D центр Panasonic в «Сколково» сегодня?

- Работа в R&D центре Panasonic в «Сколково» началась практически сразу после подписания соглашения. Мы выбрали помещение, сделали в нем ремонт и начали создавать необходимые условия для работы нашего «Центра инженерных решений». Важная часть работы по развитию Центра заключается в конкретизации приоритетов и потребностей производственных фабрик Panasonic, работающих по всему миру. Наш R&D центр в «Сколково» сосредоточится на следующих видах исследований: накопители электрической энергии, системы эковизуализации, обеспечивающие эффективный мониторинг и анализ ресурсопотребления и его оптимизацию; солнечные панели; мультимедийные системы визуализации (лазерные проекторы, светодиодные табло, интерактивные дисплеи); интеллектуальные системы видеонаблюдения; колёрнинг-центры (инновационная концепция учебной аудитории, созданная Panasonic для мировой образовательной индустрии); системы Digital Signage; роботехнические лаборатории; HD PLC (системы, способные передавать сигнал по электрическим сетям); роботизированные библиотеки на BluRay дисках с возможностью хранения информации сроком до 50 лет; а также защищенные планшеты и ноутбуки.

Г. Гаврилов, фото пресс-службы Panasonic Россия

 Вот такой  спектр технологий и решений. Фактически многое из этого списка уже доступно для партнеров «Сколково» и стартапов-резидентов Инновационного Центра.

- У вас в активе уже есть примеры кооперации с резидентами «Сколково», не могли бы вы немного рассказать об этих проектах?

 

- Главная задача Центра инженерных решений Panasonic в «Сколково» - стать связующим звеном со стартапами, которые пока не имеют широкой компетенции и квалификации в области создания бизнес-моделей. Стартапы в нашем Центре смогут получить менторскую поддержку, а также квалифицированную консультацию о взаимодействии с фабриками и подразделениями Panasonic.  Мы развиваем сотрудничество с компаниями из сколковского сообщества, которые уже активно работают на рынке. Один из наиболее ярких примеров – московская компания EnSol. Благодаря системе взаимодействия со «Сколково», между этой компанией и Panasonic начался интересный и довольно перспективный, на наш взгляд, проект, который быстро набирает обороты. Мы верим в него и считаем, что EnSol займет достойные позиции не только в России, но и в мире благодаря своим инновационным технологическим решениям, в состав которых входят теперь и технологии Panasonic.

 

Корр: - Насколько мне известно, вы также выстраиваете сотрудничество с другими ключевыми партнерами «Сколково».

 

- Да, такие примеры уже есть. Благодаря способности «Сколково» выступать в качестве «катализатора полезных деловых контактов» у нас налаживается сотрудничество с SAP. Мы познакомились с представителями этой компании на Startup Village 2015, затем совместно обсудили и создали, так сказать, «маховик новых решений» (в основном речь идет о распознавании и аналитики видео, в том числе с целью последующего анализа тренерами и спорт-менеджерами различных спортивных категорий). Бизнес-модели, которые мы сейчас обсуждаем с SAP, предусматривают участие стартапов, так что всем сторонам это сотрудничество должно принести пользу.

Подписание соглашения о сотрудничестве Panasonic и "Сколково": Сигэо Судзуки, генеральный  директор Panasonic Россия, Дмитрий Медведев и Виктор Вексельберг. Фото: Sk.ru

- Наши энергетики интересуются развитием проекта энергоустановки на топливных элементах (Fuel Cell Unit), в том числе в ЖКХ.

 

- Эти установки продаются Panasonic в Японии совместно с партнерскими компаниями (для работы установки требуется природный газ, и на его долю приходится более 40% энергопотребления в стране – прим авт.). Важно отметить, что катастрофа, которая произошла в 2011 году на АЭС «Фукусима-1», как и проблема дефицита энергоресурсов в целом, заставляет Японию все более энергично развивать ВИЭ.

город Фуджисава, где Panasonic внедрил инновационные решения в энергетике. Видео предоставлено пресс-службой Panasonic Россия 

     

Проект Fuel Cell Unit стартовал в 1999 году. Путь от концептуального решении до тестовых инсталляций занял около семи лет. Затем Panasonic заключил соглашения с газовыми компаниями, и к 2011 году в Японии уже было установлено около десяти тысяч таких автономных источников энергии, которые обладают довольно высоким КПД и экономят при этом энергию. Развитие Fuel Cell Units соответствует целям экономии природных ресурсов, которая стоит перед правительством Японии. Для продвижения проекта в Японии создана специальная ассоциация - Fuel Cell Assoсiation. На сегодняшний день Panasonic поставил домовладельцам уже около 53 тысяч этих устройств.

парковка Panasonic для электровелосипедов около оргкомитета Олимпийских игр в Сочи.                       Фото пресс-службы Panasonic Россия 

Основная задача – оптимизировать стоимость владения и гарантировать безопасность использования, и она успешно решается. Например, с момента выхода продукта на рынок до сегодняшнего дня нам удалось снизить стоимость топливной ячейки почти в 2 раза. Сейчас рекомендованная цена Tokyo Gas составляет ¥300 тыс. (ок. $2,400). В 2014 году начались продажи топливных ячеек в Европе. Не могу не отметить, что опыт внедрения устройства, учитывая всю комплексность и сложность проблемы, говорит о том, что это далеко не быстрый процесс.

Заместитель Председателя правительства России, председатель Попечительского совета "Сколтеха" Аркадий Дворкович на открытии R&D центра Panasonic в "Сколково", в рамках Startup Village-2015. Фото пресс-службы Panasonic Россия