Бизнес на батарейках. Молодые ученые Подмосковья конвертируют свои знания в деньги и разрабатывают уникальный продукт. Как убедить инвестора вложить средства в смелую идею и какой помощи ждут от государства молодые инноваторы, в интервью совместному проекту телеканала "360 Подмосковье" и радио "Наше Подмосковье" рассказал один из учредителей компании "Литион" и резидент "Сколоково" Даниил Иткис.


  

- Вы один из соучредителей компании "Литион". Расскажите, с кем вы организовывали эту компанию и почему решили заняться бизнесом, а не ушли, например, в науку?

- Вопрос и простой, и непростой. Компанию мы сделали с моими товарищами - все они из города Дубны. Я сам закончил там школу, и потом, поступив в Московский университет, учился там, занимался наукой. В какой-то момент в голову пришла такая мысль, дело было даже не в деньгах, дело в том, что наука, которая не привязана к каким-то реальным потребностям потребителей, обычно имеет тенденцию уходить куда-то не туда. Ученым очень нравится исследовать забавные вещи и это действительно может быть очень интересно и красиво, но, к сожалению, очень далеко от каких-то реальных нужд. Я не говорю, что не нужно заниматься фундаментальной наукой, - это тоже очень важно, но на самом деле, если посмотреть историю развития науки, очень многие фундаментальные законы, которыми мы пользуемся, были открыты в процессе решения вполне прикладных задач. Поэтому в какой-то момент, занимаясь разработкой новых материалов, мы решили попробовать превратить этот материал в аккумулятор. 

- Кто является вашим партнером в бизнесе и кто занимается его развитием?

- Один из моих партнеров - Никита Ратс. У него есть и другой бизнес, но, как мне кажется, ему в какой-то момент стало скучно заниматься просто бизнесом, а не тем, о чем я только что говорил. 

- Он не занимался наукой?

- Нет, он не занимался именно бизнесом около науки и попыткой превратить в бизнес-продукт что-то, начиная с идеи. А это на самом деле существенно более амбициозная и сложная задача, которая, конечно, являясь очень рискованной, может давать потом и существенный более значимый бизнес-отклик. 

- Расскажите подробнее, что непосредственно вы делаете?

- Вообще история аккумуляторов насчитывает уже более 200 лет. Свинцово-кислотные аккумуляторы, которые у всех стоят в автомобилях, изобрели еще в XIX веке. С тех пор создано, боюсь ошибиться с точными цифрами, несколько сотен различных перезаряжаемых электрохимических систем. Все время перед учеными и перед разработчиками возникает задача создания новых типов аккумуляторов, которые в том же объеме или в том же весе могли бы запасать несравнимо больше энергии. Просто дольше работать и обеспечивать больший пробег. Это касается даже телефонов: никто бы не отказался заряжать телефон в три раза реже. 

- Каких характеристик сейчас Вам уже удалось добиться от своих аккумуляторов?

- Пока все это в лабораторном масштабе, конечно. У нас маленькие аккумуляторы, которые сейчас могут запитать лампочку, но даже до телефона мы пока не дошли. Но по количеству энергии, запасаемому на единице массы этого аккумулятора мы уже превышаем современные, я бы даже сказал, самые лучшие литий-ионные аккумуляторы в 2-2,5 раза. Это достаточно существенное изменение, потому что прогнозы развития литий-ионной технологии говорят о том, что нам все-таки удастся этими аккумуляторами уйти еще процентов на 20-30 - то есть, на треть увеличить количество запасаемой энергии при той же массе. Аккумулятор, который мы делаем, это не совсем литий-ионный аккумулятор, хотя он использует литий. Тем не менее, выигрыш, который мы ожидаем - в разы. 

- В 2011 году, когда вы открыли компанию, у вас уже была некая разработка продукта или была только идея?

- Конечно, нас учат, что начать нужно с идеи. Но любой даже научный грант идет на движение вперед, то есть у тех, кто подает на этот грант, уже что-то есть готовое. Официально все не совсем так, на все действуют, как я сказал, и в научных грантах. Что касается каких-то бизнес-проектов, то конечно, хочется иметь какой-то задел и уверенность. Мы начали разработки где-то в 2008-2009 году, и моя диссертация была посвящена в принципе материалу, который мы и пытаемся коммерциализовать в составе нового аккумулятора. К 11-му году мы, конечно, уже имели ряд разработок, сделанных в лаборатории. Это были лабораторные ячейки, которые на тот момент сложно было назвать аккумулятором. И весь дальнейший путь к устройству мы прошли уже, создав компанию. 

- С чего вы начали поиск инвесторов?

- Первый год мы решили стать участником "Сколково". На самом деле история, если говорить честно, была еще немного другая: мы хотели уезжать из России и даже создали компанию в Финляндии, где есть хорошие программы поддержки малых компаний. 

- То есть, практически, речь шла об утечке мозгов?

- Да. Мы если и не собирали чемоданы, но всерьез думали об отъезде, даже получили  вид на жительство в Финляндии. Но представители Роснано на одном из форумов - я не помню, как тогда это называлось "Открытые инновации" или "Роснанофорум" - нас убедили остаться здесь, сказали, что России это все тоже интересно и сказали, что на этом этапе нам следовало бы стать резидентом "Сколково". "Сколково" тогда только начало свое существование, и мы вошли, может быть, в первую сотню, а может быть, даже меньше, резидентов кластера энергоэффективности. Тогдашняя команда очень нам содействовала в этом. В принципе, нам это очень помогло в плане налоговых льгот, потому что, конечно, для такой компании, имеющей, ну, может, не только идею, но почти только идею, крайне тяжело было бы как-то существовать. 

- В вашем бизнесе какая еще государственная поддержка нужна и важна?

- Конечно, два вида поддержки - финансирование и возможность пообщаться с более опытными людьми - это самое основное. Сейчас широко популярны различные венчурные формы, но, если честно, мы участвуем в этих мероприятиях, но не настолько активно, так как нам не очень близок подход венчурных капиталистов, которые зачастую играют как на бирже. Для них важен не успех проекта даже, а просто финансовые показатели, то есть, им важно подешевле купить большую долю в компании и в нужный момент выйти с большей выгодой. Причем этот момент может вовсе не совпадать с каким-то научно-техническим пониманием, что да, все получается, или нет, не получается. Мы все-таки верим в свой проект, и в этом плане нам интереснее стратегические инвесторы. 

- В идеале какое производство вы видите, будет ли серийное производство, чего вы должны добиться?

- Мы видим производство серийного материала, а после начала такого серийного производства  даже продажу лицензии на этот же материал другим химическим концернам, чтобы как-то расширяться. 

- Даниил, спасибо Вам за беседу, удачи вам и вашим коллегам в этой области! 

 

О программе:

Известные политики, чиновники федерального и подмосковного правительств, представители бизнеса, артисты – главные ньюсмейкеры дня! В ультрасовременной студии в Красногорске и в здании РИА Новости все, от кого зависит, как будет развиваться Подмосковье. Наши спикеры отвечают на острые и актуальные вопросы, комментируют важные события в стране и мире, высказывают собственную позицию по самым обсуждаемым в обществе темам.

   

Источник: 360tv.ru