Растущее энергопотребление промышленных предприятий и складов ставит перед их владельцами и управленцами задачи по сокращению издержек на электроэнергию.


 

Константин Клейн, генеральный директор «Энсол Технологии» сообщает, что ответом на эту потребность стали решения, которые разрабатывает компания EnSol при поддержке Фонда инновационного развития Сколково.

— Константин, в чем преимущества литий-ионных (ЛИА) аккумуляторов?

— Из всех доступных на сегодня видов накопителей энергии ЛИА обладают наилучшим соотношением емкости, долговечности и стоимости. Именно поэтому перевод электротехники на литий-ионные аккумуляторы приносит существенный экономический эффект. Кроме того, ЛИА очень удобны в работе — не требуют обслуживания, могут заряжаться в любое время, а также абсолютно экологичны.

— Можно ли предполагать, что литий-ионные аккумуляторы постепенно вытеснят другие типы накопителей энергии? Если да, то в каких сферах применения?

— На сегодняшний день эта тенденция стала очевидной даже для самых консервативных умов. Конечно, есть вероятность, что будет изобретена альтернативная технология, но из всего того, что есть на сегодня, литий-ионные аккумуляторные батареи (АКБ) — самые совершенные и их область применения постоянно расширяется. Наибольший экономический эффект ЛИА обеспечивают в тех отраслях, где требуется интенсивная эксплуатация техники — это электротранспорт, складская техника и источники бесперебойного питания.

— Как развивается российское производство литий-ионных аккумуляторов? Много ли производителей, конкурируют ли они между собой или с зарубежными поставщиками?

— В России недавно был построен уникальный завод по производству химических ячеек для ЛИА – «Лиотех». Это предприятие мирового уровня с современными технологиями и производством, не уступающим по качеству лучшим мировым аналогам. По соотношению цена/качество конкурентов заводу «Лиотеху» как на российском, так и на мировом рынке сейчас нет.

Наша компания производит литий-ионные аккумуляторы для погрузочной техники на основе ячеек «Лиотех» и других ведущих мировых производителей. При выборе ячеек важно внимательно относиться к тому, в каких условиях аккумулятор будет эксплуатироваться, для какой цели он изготавливается. При производстве литий-ионных аккумуляторов это ключевой момент.

Есть компании, специализирующиеся на производстве аккумуляторов для ИБП и автотранспорта, но здесь применяются несколько другие технологии и такие АКБ нельзя эксплуатировать в погрузочной технике. Некоторые наши заказчики пробовали использовать ЛИА, изготовленные без учета особенностей эксплуатации на складе, это приводило лишь к разочарованиям.

Что касается зарубежных производителей АКБ и электротехники, то у них также есть подобные разработки, однако стоимость импортных решений не позволяет им эффективно конкурировать на рынке.

— Расскажите об активной системе управления аккумуляторной батареей (BMS): принцип действия, функции и возможности?

— Одно из наиболее перспективных направлений в разработке систем контроля за литий-ионным аккумулятором — система с активной балансировкой, которая позволяет постоянно поддерживать емкость АКБ на максимуме, существенно продлевает «жизнь» батареи и обеспечивает высокую эффективность работы за счет минимизации потерь энергии. Такая эффективность достигается за счет запатентованной системы соединения ячеек, при которой любой дисбаланс в работе АКБ сразу же выявляется и ликвидируется за счет переброса энергии между ячейками.

— На какой стадии находится разработка BMS? Что уже удалось сделать, ваши планы?

— Прежде, чем предлагать этот продукт на рынок, мы тщательно проверили и испытали его на различных типах аккумуляторов. В настоящее время эта технология уже используется нашими заказчиками в условиях крупнейших складских комплексов — на электропогрузчиках и другой подъемной технике.

В этом году мы проводим адаптацию системы для работы с ячейками формата 18650. Эту работу мы ведем совместно с расположенным в Германии подразделением корпорации Panasonic, отвечающим за системы накопления энергии. Российское представительство Panasonic нас в этом поддерживает и помогает в работе.

— Каковы ближайшие российские и зарубежные аналоги вашей активной системы управления аккумуляторной батареей? В чем преимущества и ограничения вашего продукта?

— В связи с тем, что подавляющее большинство компаний не афиширует исследования и разработки в данной области, полной информации об аналогах подобных технологий не располагает никто. Как я уже упоминал, ведущие мировые производители активно занимаются этой темой, понимая ее перспективу и тенденции развития в сторону энергоэффективных технологий. Однако, когда мы в 2013 г. вместе с Центром Интеллектуальной Собственности «Сколково» проводили патентный поиск по данной тематике, то не нашли аналогов нашей системы ни в России, ни в мире. Именно это позволило нам запатентовать нашу технологию, подтвердив ее уникальность и новизну.

Для заказчика тонкости реализации системы управления не важны, а преимущества выражаются в двух простых характеристиках литий-ионных аккумуляторов. Это, во-первых, увеличенная на 10-15% доступная емкость и, во-вторых, больший (на 20-25%) срок эксплуатации. А для финансиста все еще проще: перевод складской техники на ЛИА без активной системы управления окупится за 2,5-3 года, а при внедрении ЛИА с системой активной балансировки — срок окупаемости будет порядка 2 лет, а в ряде случаев даже меньше.

— В каких сферах может применяться данная система? Каковы перспективы рынка?

— В России эксплуатируются более сотни тысяч электропогрузчиков и прочей складской техники. В мире – несколько миллионов единиц. Все это оборудование требует высоких затрат на содержание, в первую очередь за счет обслуживания аккумуляторов. И почти все эти машины можно перевести на ЛИА, уменьшив энергопотребление, обеспечив при этом существенный экономический эффект их владельцам, удобство эксплуатации — водителям. Я уверен, что за этой технологией будущее. Более того, оно уже наступило.

Комментирует Антон Скибин, старший проектный менеджер (электроэнергетика, накопление энергии) кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»:

— Активное развитие технологий массового производства аккумуляторов разных типов позволило за последние несколько лет значительно повысить доступность и снизить стоимость ёмких батарей. В свою очередь, нарастает спрос со стороны потребителей аккумуляторов для автономного электропитания, коммерческого электротранспорта, возобновляемых источников энергии, робототехники и многих других сегментов.

Если литиевые технологии стали стандартом «де-факто» современных аккумуляторов, то готовых решений для хранения энергии («черный ящик» из сборки аккумуляторов и управляющей электроники), удовлетворяющих запросам потребителей на рынке, все еще недостаточно. Готовых к применению накопителей «на полке магазинов» сейчас практически нет.

Для Фонда «Сколково», ориентированного на достижение инновационными компаниями коммерческого успеха, наиболее важно, чтобы участники — стартапы были нацелены на создание востребованных потребителями продуктов. Сейчас таких компаний-участников, работающих с накопителями энергии, в «Сколково» более 25.

К примеру, компания ООО «Энсол Технологии», несмотря на то, что является сравнительно молодой (компании исполнилось три года), уже зарекомендовала себя как коммерчески успешный стартап. Команда проекта начинала работу с определения требований потребителей в конкретном сегменте (промышленный электротранспорт). На основе разработанной при поддержке гранта «Сколково» оригинальной, запатентованной электроники команда сделала конкурентоспособный накопитель. Аккумуляторы с технологией «Энсол» уже апробируются и поставляются более чем 15 логистическими компаниями в России, и этот продукт становится стандартом, подтвердившим надежность и экономичность.

«Энсол Технологии» в начале этого года вышли со своей технологий на рынок Северной Америки. Не может не радовать, что разработчики не остановились и продолжают техническое развитие продукта — это вселяет уверенность, что они не только не упустят актуальные тенденции на мировом рынке накопителей, но и сами будут их формировать.

      

Источник: spbenergo.com