В Великом Новгороде успешно завершилось тестирование российской инновационной системы транспортной безопасности Skytracking Transport Security (STTS) в АО «Автобусный парк». Цель «пилота» была показать, что пассажирские перевозки могут быть безопаснее для граждан нашей страны. 


В послании Федеральному Собранию Президент РФ уделил особое внимание вопросу безопасности на российских автодорогах. Это связано с печальной статистикой ДТП, которая из года в год не становится лучше. Особого внимания с этой точки зрения заслуживает именно перевозка пассажиров в общественном транспорте.В ходе «пилотного» проекта было показано, какие факторы, влияющие на работу водителей автобусов, могут отразиться на безопасности перевозки пассажиров. За короткий промежуток времени зафиксировано более 200 случаев отвлечения водителей автобусов от дороги, которые могли бы стать причиной ДТП. Другими словами – в силу человеческого фактора. Речь идет о таких показателях, как усталость, сонливость, отвлечение на что-то постороннее, плохое самочувствие. Система также зафиксировала факты курения, разговоров по мобильному телефону, превышение скорости, что недопустимо при вождении пассажирского транспорта.Возможности современных технологий позволили создать инновационный подход, посредством которого оператор автобусного парка получает информацию о всех случаях, где водителю нужна помощь или выявлено нарушение в его работе.Если бы в каждом автобусе и маршрутном такси стояла такая система помощи водителю, пассажиры могли бы не беспокоиться о своей безопасности. «Умные системы» следили бы за этим 24 часа в сутки круглый год.  

Фото: Skytracking.

      

С чего все началось

Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах давно обращает на себя внимание общественности, правительства и Президента РФ. Анализ причин резонансных инцидентов с участием общественного транспорта и грузовых крупногабаритных транспортных средств привел к неутешительным выводам: в большинстве ситуаций речь идет о нарушении водителем правил дорожного движения, в том числе по причине критического снижения внимания и потери концентрации. Такие явления в свою очередь связаны с нарушением базовых правил управления транспортным средством, включая курение, отвлечение от дороги, разговор по телефону, или с естественной усталостью водителя и, как следствие, дремотному состоянию, засыпанию за рулем.На сегодняшний день в мире не существует универсальных комплексных решений этой проблемы, поэтому стало понятно, что нужно использовать весь научно-технический потенциал российских разработчиков для создания системы, которая позволила бы снизить риск возникновения подобных ситуаций на дороге. По распоряжению Президента и правительства, под эгидой «Агентства стратегических ини­циатив», НТИ и отраслевого союза «НейроНет» в 2017 году стартовал проект, призванный объединить различные технологии мониторинга, контроля водителей и транспортных средств в сфере общественного и грузового транспорта. В проект вошли три российские компании. Одна из них резидент Сколково компания Скайтрэк является разработчиком решений в области машинного обучения, нейросетевых технологий, видеоанализа. «На момент нашего вхождения в проект мы уже обладали отдельными решениями и экспертизой по обработке видеопотока с помощью нейросетей. Кроме этого, партнерство с АО «ГЛОНАСС» позволило нам получить опыт применения технологий геопозиционирования для решения различных прикладных задач. Но проект АСИ стал настоящим вызовом, он потребовал консолидации нашего опыта и знаний во всех областях работы с данными», – отмечает генеральный директор Скайтрэк Илья Гоценко.За 4 месяца команде Скайтрэк удалось создать и протестировать прототип системы SkyTracking Transport Security (STTS), а также подготовиться к проведению испытаний в полевых условиях. Решение было представлено на форуме «Открытые инновации 2017», на «Транспортной неделе 2017» и вызвало большой интерес как со стороны профильных государственных ведомств, так и представителей коммерческих автоперевозчиков.В итоге к моменту пилотного проекта STTS представляла собой интеллектуальную систему видеоанализа, обработки и визуализации данных о состоянии водителя и транспортного средства с использованием технологий машинного обучения и геопозиционирования ГЛОНАСС, способную осуществлять раннее предупреждение негативных инцидентов на транспорте в режиме реального времени.Благодаря активному участию АСИ, его представительства в Великом Новгороде и лично губернатора Андрея Сергеевича Никитина испытания решено было провести на транспортных предприятиях Великого Новгорода в период с ноября 2017 года по февраль 2018 года.

      

Как проходил «пилот»

На первом этапе проекта комплекс оборудования STTS, включающий в базовой комплектации видеокамеру, мини-компьютер, передатчик ГЛОНАСС, был установлен в кабине водителя на 5 транспортных средствах – 4-х новых городских автобусах китайского производства и 1-м троллейбусе. Затем фотографии водителей были занесены в базу, что позволило осуществлять их идентификацию через видеокамеру по точкам на лице перед началом движения.На рабочих компьютерах руководителей транспортного предприятия Скайтрэк развернул портал мониторинга и контроля транспортной безопасности для отображения данных об инцидентах и аналитических показателей в режиме реального времени.Работа комплекса вкратце представляет собой следующий процесс.Информация из транспортных средств, включая видеопоток и координаты, поступает в мини-компьютер, предварительно обрабатывается, затем передается через модем в платформу процессинга данных HEAVEN на серверы Скайтрэк в Москве.В HEAVEN данные обрабатываются с помощью нейросетей, далее результат отправляется в портал SkyTracking Transport Security для визуализации и генерации отчетности. Инциденты фиксируются системой в автоматическом режиме, каждый сопровождается координатами ГЛОНАСС и коротким видеороликом водителя в момент инцидента. Таким образом, оператор портала имеет возможность получать информацию о каждом инциденте в разрезе транспортных предприятий, автомобилей и водителей. Интерактивная карта показывает перемещение автомобилей в режиме реального времени. В ходе «пилотного» проекта было зафиксировано более 200 инцидентов, включая прохождение/непрохождение идентификации, отвлечение от дороги, сон, курение, разговор по мобильному телефону, превышение скорости. Пример инцидента «Снижение внимания» в интерфейсе порталаПример инцидента «Курение» в интерфейсе портала«Мы сразу столкнулись с рядом эффектов, которые осложняли корректную работу комплекса. Пришлось «бороться» с бликами на стеклах автобусов, которые определялись как лицо водителя. В некоторых ситуациях поручни интерпретировались как сигареты. Мы более десяти раз «переучивали» нейросети, вносили радикальные изменения в программное обеспечение на стороне транспортного средства, в портальной и серверных компонентах системы», – комментирует руководитель проекта, исполнительный директор Скайтрэк Филистеева Мария. Работа STTS позволила сделать неожиданное, но приятное открытие: почти все инциденты, связанные с нарушением водителями правил поведения за рулем, будь то курение или разговор по телефону, фиксировались системой исключительно в моменты остановки транспортных средств. В результате «пилотного» проекта были доказаны ключевые технологические гипотезы, в первую очередь о возможности фиксации поведенческих параметров водителя с применением средств видеоанализа и нейросетей. Также была убедительно продемонстрирована работа системы в режиме реального времени с передачей данных за сотни километров с задержкой не более 2 секунд. Результаты проекта в Великом Новгороде с очевидностью подтверждают пользу применения и необходимость внедрения подобных систем на базе технологий искусственного интеллекта и геопозиционирования, что позволит существенно снизить риски ДТП с участием общественного и грузового транспорта, а также риски террористических угроз, связанных с использованием крупногабаритных транспортных средств (автобусов, грузовиков).

       

Что дальше

«Решение о дальнейшем внедрении подобных комплексов в федеральном масштабе связано с необходимостью изменения законодательной базы, проведением дополнительных экспертиз, консультаций с профильными ведомствами и автопроизводителями. Проект в Великом Новгороде стал одним из первых шагов в этом направлении, показал свою результативность с точки зрения апробации инноваций в сфере транспортной безопасности. После окончательного подведения итогов проекта мы планируем и дальше поддерживать развитие проекта в регионе совместно с АСИ и консорциумом компаний-разработчиков», – говорит о планах на будущее Курмышев Николай Васильевич, заместитель руководителя Администрации Губернатора Новгородской области – начальник управления Администрации Губернатора Новгородской области по развитию цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий. Ближайшей задачей проекта является осуществление доработок со стороны всех трех компаний-участников с целью создания интегрированной системы, объединяющей преимущества каждой. Скайтрэк приступил к проектированию ключевой компоненты комплекса – устройства, объединяющего высокопроизводительный мини-компьютер и модем в защищенном исполнении. Производство планируется начать в течение ближайших 3 месяцев. Одним из направлений развития системы также рассматривается ее интеграция с ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в рамках партнерства с АО «ГЛОНАСС».Что касается STTS, то по словам Ильи Гоценко, «Скайтрэк ждет большая работа по расширению функциональности системы для повышения безопасности передвижения граждан. Эта инициатива изменила наши представления о возможностях цифровых технологий в решении задач транспортной безопасности. Сейчас мы проводим эксперименты с видеокамерой, обращенной из кабины транспортного средства на дорогу для фиксации нарушений правил разметки и других нарушений. Научились получать данные из диагностической системы автомобиля. Есть еще несколько прорывных идей. Возможно, вся эта работа в будущем приведет нас к партнерству с автопроизводителями в проектах создания беспилотных транспортных средств. Как знать».

        

Источник: skytracking.ru