Изначально мы не ставили задачу сделать быструю коляску - для нашего продукта была важнее ее безопасность и проходимость, возможность использовать в обычных подъездах домов, говорит конструктор уникальной коляски.


Инвалидная коляска Caterwil - уникальный вездеход. Фото: Sk.ru



Генеральный директор Caterwil Иван Невзоров рассказал Sputnik об уникальном проекте.

Как возникла и развивалась компания? С чего все начиналось, как Вы достигли первых успехов, помогал ли Вам кто-то (инвесторы, государственные фонды, партнеры)? На каком этапе вы сейчас?

— История проекта CaterWil началась в 2012 году, когда мой друг инвалид-колясочник Михаил Трунов пожаловался на то, что технически невозможно самостоятельно безопасно подниматься по лестницам на инвалидной коляске. Тогда я был юным амбициозным выпускником технического университета, и меня жутко зацепила фраза "технически невозможно". Захотелось сделать для Мишки такую "невозможную" коляску. В свободное от работы время я начал искать все существующие и несуществующие принципиальные решения от шагающего кресла-таракана до воздушной подушки. В итоге пришел к выводу, что гусеницы — это самый надежный, безопасный и относительно простой способ взбирания по лестницам.
 

В 2013 году мы с моей верной подругой, а теперь уже женой, Галиной арендовали гараж, сделали из него мастерскую и принялись собирать наш первый прототип. Все свободное время мы проводили в гараже с болгаркой, дрелью и сварочным аппаратом. На практике опробовали большое количество вариантов, постоянно изменяли конструкцию, перед тем как пришли к той схеме, которая используется сейчас.

В 2014 году мы открыли компанию ООО "Катэрвиль".

В 2015 мы стали резидентами Центра "Технологии возможностей" и получили грант Фонда содействия развитию инноваций по программе "Старт" в размере 1 млн. руб. Это дало серьезный импульс нашему проекту, вывело его на федеральный уровень. Нас стали узнавать по всей России.

В 2016 у нас появились первые продажи, и мы сменили статус разработчиков на статус производителей.

В 2017 мы уже вышли на международный рынок и стали резидентами Фонда Сколково. 

Как и где производятся Ваши коляски? Кто держатель патентов на ключевые технологии, где написан софт, где и из чьих компонентов они собираются? Справедливо ли называть продукт российским, большая ли доля иностранных компонентов? Есть ли смысл или планы полностью локализовать производство в России или в какой-либо стране присутствия?

— Сейчас у нас производство 250 кв.м. в Новосибирске. У нас полный цикл производства. На входе у нас прутки и трубы металла, а на выходе уникальный инновационный робототехнический продукт. Все электронику мы собираем у себя, печатные платы для электроники заказываем у партнеров в Новосибирске. Программное обеспечение на 100% разработано нашими инженерами, именно они после сборки конструкции программируют железо и впускают жизнь в металл. Наш продукт смело можно назвать российским, но, тем не менее, около 15% комплектующих (электродвигатели и некоторые аксессуары) мы закупаем в Китае и Тайване. Лично я не вижу смысла стремиться сделать все самим и локализовывать все в России. Пусть каждый занимается тем, что у него хорошо получается. 

А вот локализовать отверточную сборку из наших комплектующих в какой-либо стране присутствия может быть вполне экономически оправдано. Ведем переговоры с партнером в Германии. 

Вы превзошли всех соперников в Кибатлоне-2016: насколько "отстали" конкуренты и насколько это состязание престижно, в том смысле, помогло ли оно Вам заявить о себе на международной арене, или Вы и раньше на ней присутствовали? Догнал ли кто-то за два года? Какие страны/производители, в целом, составляют конкуренцию, и как вы можете "сравнить" Ваши разработки с их продуктами?

— На Кибатлоне в 2016 году в Цюрихе мы заняли только 6-е место. А вот через год в Дюссельдорфе взяли первое. Главным конкурентом для нас была Швейцарская разработка от команды HSR Enhanced. В 2016-м они заняли первое место. Мы тогда тоже смогли преодолеть все препятствия, но проиграли по скорости. 

Дело в том, что изначально мы не ставили задачу сделать быструю коляску. Для нашего продукта была важнее ее безопасность и проходимость, возможность использовать в обычных подъездах домов. К 2017-му году мы придумали, как сделать нашу Катю (Caterwil) значительно быстрее. Когда в 2017-м мы на первом показном заезде, не напрягаясь, обошли Швейцарцев, они явно этого не ожидали от нас и были, мягко говоря, очень удивлены. После этого заезда швейцарцы пошли ва-банк и демонтировали установку, которая позволяла их коляске безопасно спускаться с лестницы. В последующих заездах, чтобы догнать нас, вместо аккуратного спуска они просто "прыгали" со ступеней. Но даже это им не помогло. Мы все равно их обошли.
    

Источник: rian.com.ua