Старинная российская пословица
«Пока гром не грянет, российский мужик не перекрестится»

Журавлев Владимир Николаевич Председатель правления Ассоциации предприятий ИКТ Воронежской области, кандидат экономических наук Воронежская область Регистрация: 27.01.2012.

На основе логических методов исследований материалов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства экономического развития РФ, ведущих деловых и информационных агентств, материалов, содержащихся в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, можно констатировать, что торговля под влиянием торговых розничных сетей стала ведущим сектором экономики, одним из основных источников пополнения бюджета страны, формирующим, таким образом, в значительной степени ВВП страны и влияющим на социально-экономические процессы. Более того, торговля из промежуточного звена в цепочке товародвижения, что было ей присуще до рыночной экономики, стала доминирующим звеном в цепях поставок, декларирующим свои требования остальным контрагентам. С развитием сквозных технологий цифровой экономики (большие данные, нейротехнологии, искусственный интеллект, системы распределённого реестра/блокчейн, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, робототехника, сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальности) и использованием платформенных решений роль торговли возрастет еще больше.

Основываясь на результатах исследований Фонда развития цифровой экономики «Цифровые платформы» можно сделать вывод, что, реальная цифровизация в промышленности начнется при наличии реального спроса со стороны конечных покупателей, а не из предположений и догадок производителей. Таким образом, чтобы реальная цифровизация началась должна начаться цифровизация оптовой и розничной торговли, что даст мультипликативный эффект и разгонит промышленность и напрямую зависящие от нее смежные отрасли.

В своем блоге на АБИРЕГе наряду с другой аргументацией я привожу примеры о том, что происходит в зарубежных и российских сегментах офлайн и онлайн торговли товаров повседневного спроса или товаров fmcg, обратив особое внимание на возрастающую роль торговли в целом, включая онлайн торговлю с использованием платформенных решений, и торговых розничных сетей.
В настоящее время торговые розничные сети занимают на рынке доминирующую позицию по сравнению с крупными транснациональными производителями товаров fmcg, получая при этом существенную долю выручки и оказывая огромное влияние на производителей, что в свою очередь затрагивает интересы потребителей по всему миру.

Одновременно происходит возрастание доминирующей роли цифровых платформ. Особенно эти явления ярко выражены за рубежом («amazon», «ebay», «alibaba group», «wal-mart», другие), где использование платформенных решений дает колоссальный мультипликативный эффект, который значительно превосходит доминирующий эффект сегодняшних крупных торговых розничных сетей. В представленной мною справочной информации по Интернет-торговле, приводится пример, когда жесткая конкуренция между «wal-mart» и «amazon» (их совместный объем только онлайн продаж составляет $600 млрд.) заставила известные корпорации, владеющие мировыми брендами «mondelez», «unilever», «nestlé» и др., серьезно снизить цены на производство продуктов в своих цепочках. Учитывая, что, например, у «amazon» более, чем 200 млн. покупателей, никто из производителей даже не пытается вступить с ним в «торговую войну», понимая что эти 200 млн. покупателей в любой момент готовы приобрести товары у конкурентов.

Сейчас крупный бизнес в России и за рубежом проявляет серьезную заинтересованность в прямом взаимодействии с конечным потребителем, это становится ключевым моментом их цифровой трансформации. Бизнес, включая производителей продукции, наравне с крупными торговыми розничными сетями хочет знать все о своих конечных потребителях (покупателях). Этот интерес спровоцировал со стороны крупных компаний и даже капиталоемких производств, традиционно работающих в серьезном b2b, интерес к ИТ-инструментам персонального доступа. Смена модели идет не столько в уже привычном b2b2c направлении, но и в сторону b2me, т. е. в сторону прямых маркетинговых коммуникаций с личностью, основанных на ее желаниях. Такие эксперименты проводятся не только за рубежом, но и в России, например, в таких компаниях, как «КАМАЗ», «Северсталь», ГК «Мегаполис» и других.

Крупные зарубежные и российские лидеры в своих сегментах хорошо понимают, что скорость изменений такова, что ты либо быстро поворачиваешься и развиваешься, либо медленно умираешь. Причем это относится и к монополистам. Все они очень хорошо помнят пугающий пример «nokia». Десять лет назад на обложке «forbes» был напечатан портрет главы концерна со словами «Миллиард клиентов – может ли кто-нибудь догнать короля мобильных телефонов?», но в тот же год с выпуска первого «iphone» началась новая эра – смартфонов, и «королевский» бизнес «nokia» покатился под откос. Быстрое изменение запросов пользователей и неспособность «nokia» им соответствовать оказались фатальными.

Из справочной информации по Интернет-торговле хорошо видно, что на смену доминированию торговых розничных сетей приходит доминирование цифровых платформ, которое значительно превосходит сегодняшнее доминирование торговых розничных сетей. Благодаря огромному мультипликативному и сетевому эффекту использования платформ их владельцы будут контролировать не только рынки собственных товаров и услуг, но и смежные с ними рынки, удерживая на некоторых из них лидерство, что приведет к созданию олигополии в ряде сегментов этих рынка. В этой связи уместно вспомнить цитату знаменитого канадского хоккеиста Уэйна Гретцки: «Хорошие игроки находятся там, где шайба. Великие – там, где она будет». Только в отличие от спорта участь проигравших в бизнесе – это повторение участи «nokia».

Учитывая, что мы живем в глобальном мире, то факт отсутствия в России конкуренции, о чем свидетельствует заявление ФАС РФ о «сращивании монополии с государством» (доля государства в экономике по итогам 2018 года — свыше 60–70%) и наличия санкций на российскую продукцию, еще больше усложнит ситуация для российского производителя, которому надо не только «выжить» на российском рынке, но и суметь встроиться в глобальные мировые рынки продажи продовольствия. На сегодняшний день существует очень высокая вероятность того, что рынок продажи продовольствия, в т. ч. и российский, будет поделен между небольшим количеством крупных игроков, где российские компании будут в меньшинстве.

О высокой вероятности такого предположения свидетельствуют и данные по экспорту российского зерна. Лидерами по экспорту российского зерна являются зарубежные компании, имеющие свои предприятия на территории РФ. Это, например:
- ООО «ТД «РИФ», в которой 83,75% принадлежит компании «gtcs trading dmcc», Объединенные Арабские Эмираты.

- группа компаний «Гленкор», принадлежит швейцарской трейдинговой компании «glencore international ag», одному из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров и редкоземельных материалов.

- компания «Каргилл», принадлежит крупнейшей частной компании США «cargill, inc», которая контролирует львиную долю американского продовольственного экспорта, поставляет корма для животных и сырье для сетей быстрого питания.

- группа компаний «Луис Дрейфус», принадлежит транснациональному агропромышленному конгломерату «louis dreyfus».

Перечисленные выше аргументы должны заставить серьезно задуматься владельцев и топ-менеджеров компаний, производящих товары fmcg, о необходимости разработки стратегии цифровизации компаний на ближайшие 3-5 лет с учетом опыта лидеров зарубежного и российского рынка. Чтобы лучше понять сущность цифровизации, мы предлагаем обратиться к ИТ-глоссарию американской аналитической компании «gartner», где цифровизация определяется как использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели, получения возможностей для создания добавленной стоимости и получения доходов.

Поэтому для осуществления реальной цифровизации российскому производителю товаров fmcg в ближайшие 3-5 года потребуется разработать правильную стратегию цифровизации и направить серьезные усилия на переход к прямому взаимодействию с конечным потребителем за счет создания экосистемности путем использования сторонних и собственных цифровых платформ, сервисов и информационных систем высокого уровня.

Подводя итого, можно констатировать, что зарубежных и российских производителей ожидает переход к сетевой или цифровой (digital) модели управления и к сбору экзабайт данных, которыми им придется научиться умело управлять в интересах конечных потребителей. Поэтому перерабатывающие, пищевые и торговые предприятия в рамках единого сообщества добавленной стоимости (единой сети взаимодействия) будут получать от одной или нескольких интегрированных on-line систем практически все необходимые им товары и услуги с учетом пожеланий конечных их покупателей.

Компания «ЛАРУС», являясь участником проектов Фонда «Сколково», совместно с группой компаний «Центр финансовых технологий» предлагает объединение двух технологий – технологию создания и функционирования корпоративных торговых площадок (подсистема «Торговые площадки» scm «larus») и технологию по дистанционному финансовому и банковскому обслуживанию юридических и физических лиц по каналам Интернет- и мобильной связи faktura.ru. Причем мультибанковская платформа faktura.ru имеет собственную маркетплейс продуктов и услуг для банков-партнеров faktura.ru и ее клиентов. Такое объединение позволит предприятиям АПК создать сообщество добавленной стоимости, банкам-партнерам faktura.ru стать технологическими и финансовыми центрами по обслуживанию своих клиентов, а scm «larus» – основой построения единой инфраструктуры электронного бизнеса на базе единой технологической платформы.

    

Источник: abireg.ru