Инженер Сергей Мальцев с друзьями хотел сделать луноход для Google, но сделал автопилот для складской машины. Она быстрее продается и привлекает деньги инвесторов. Сейчас созданная им компания RoboCV готовится к третьему раунду инвестиций, в ходе которого хочет поднять $2-3 млн.


Этот раунд, вероятно, завершится в первой половине 2020 года. До конца этого года RoboCV намерена продать около 40 роботов. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от самого предпринимателя.

  

Полеты на Луну

Сергей Мальцев в составе команды «Селеноход» участвовал в разработке лунохода в рамках конкурса, объявленного компаний Google в 2007 г. с призом в $20 млн. Но финансирование российская команда не нашла — и работы были остановлены. Часть «Селенохода» продолжила разрабатывать автопилот — но для складской техники, в частности тележек для развозки палет (или поддонов для перевозки грузов). Здесь роботизация в мире составляет всего 2-3%. Так в 2012 г. появилась компания RoboCV. Она стала резидентом «Сколково» и получила первый грант в размере 5 млн руб.

«Мы сделали тогда небольшую машинку, которая сама ездила по помещениям “Сколково”, — вспоминает Сергей Мальцев, — это был просто макет автопилота, после этого мы поняли, что нам надо сфокусироваться. С точки зрения готовности технологии для бизнеса автопилот для складской логистики был лучше всего. Про беспилотные автомобили в 2012 г. еще мало кто говорил».

В 2012–2013 г. на RoboCV вышла компания Samsung, которой нужно было роботизировать перевозки на их заводе в Калужской области. Cтартап внедрил в производство южнокорейского гиганта шесть роботов, которые возят со склада на конвейер экраны для сборки телевизоров Samsung. В день нужно перевезти несколько тысяч таких экранов. Раньше машинами управляли люди, теперь это делают роботы. Но с Samsung история на этом и остановилась: у них нет потребности в большом количестве роботов — завод работает в одну смену, и это не очень выгодно с точки зрения окупаемости роботов. Окупаемость в два-три года обеспечивается при круглосуточной работе завода. Один робот RoboCV стоит 40-60 тыс. евро, в зависимости от комплектации.

 

Volkswagen и «Газпром нефть»

Сами складские машины RoboCV не производит, а покупает готовые — в Германии, как и датчики, а компьютеры к ним — тайваньские. RoboCV разработала алгоритмы компьютерного зрения и автопилот, заменяющий собой водителей складской техники. Этот автопилот называется X-MOTION. Погрузчик с такой системой находит нужные стеллажи, сам выбирает палету и по дороге объезжает препятствия. Автопилот сам создает карту движения — для этого нужно всего лишь провести робота через весь склад вручную, чтобы он собрал данные. Робот подключается к облачному серверу RoboCV, перед ним ставятся задачи, контроль можно вести через мобильное приложение с использованием статистики.

В 2013 г. в RoboCV вложился первый инвестор — венчурный фонд Leta Capital, который инвестировал $500 тыс. в обмен на 33% в компании. В 2014 г. у RoboCV в заказчиках появился немецкий автоконцерн Volkswagen. На его заводе в Калуге роботы RoboCV возят комплектующие со склада к конвейеру. В 2016 г. их было три, но сейчас у партнеров большой проект, детали которого будут объявлены к концу текущего года. В 2014–2015 гг. был проведен второй раунд инвестиций, компания привлекла от I2BF и других инвесторов $3 млн.

Кроме того, RoboCV работает с «Газпром нефтью». Роботы-штабелёры возят палеты на складах Московского нефтеперерабатывающего завода и в Ханты-Мансийске.

  

Конкуренты и раунд

Сергей Мальцев считает, что в России по цене и по нише нет конкурентов их складским автопилотам. В мире подобную роботизированную складскую технику выпускают немецкие Linde Stil, японская Toyota и др., но их цены значительно выше, чем у россиян. Кстати, RoboCV покупает у Still вилочные погрузчики и устанавливает на них свой софт. Кроме того, автопогрузчики RoboCV быстро настраиваются, не требуя перестройки пространства склада. Так, если робот-погрузчик видит препятствие — он его объезжает, если палета стоит криво, он ее все равно берет, умеет на перекрестках разъезжаться с людьми, уступать дорогу, и это не требует долгой настройки. Сооснователь «Киберсклада» Сергей Семенов отмечает:

«Технология RoboCV предполагает работу роботов совместно с людьми — и пилотные проекты, которые они реализовали, доказывают это. Но скорость движения роботов в коллаборативной системе невысока (до 1,5 м/с), что снижает производительность системы (меньше грузов может быть перевезено за единицу времени), и может быть меньше, чем у погрузчиков, управляемых человеком».

Сейчас RoboCV готовится к новому раунду инвестиций и выходу на международные рынки. В планах в течение двух-трех лет — выйти на продажи 100 роботов в год, в том числе за счет новых моделей машин. Есть задача поднимать палеты на 12 метров в высоту: сейчас они поднимаются только на 4,5 метра. И это будет более новая и более сложная машина.

RoboCV и проект «Интеллектуальная робототехническая система логистики складов и производств» официально заявлены в новой дорожной карте «Автонет», одобренной премьером Дмитрием Медведевым. Объем рынка автопилотов для автоматизации серийной складской техники к 2020 г. составит не менее $900 млн, в перспективе RoboCV намерена занять не менее 10% рынка.

Автор: Наталья Кузнецова

     

Источник: if24.ru