Владимир Беляков, технический директор ЗАО «УЗПТ «Маяк»


С октября 2019 года в Февральской дистанции электроснабжения на Дальневосточной дороге в районе станции Тунгала реализуется совместный проект Уральского завода полимерных технологий «Маяк» и ОАО «РЖД» по внедрению высокотехнологичных решений. Речь идёт об использовании инновационного противопучинного покрытия «Оболочка для свай противопучинная термоусаживаемая (ОСПТ) серии Reline для свайных конструкций и опор линий ВЛ, расположенных в сложных геокриологических условиях, связанных с наличием пучинистых грунтов».
 
Покрытие обеспечивает снижение сил пучения на опору более чем в два раза и представляет собой термоусаживаемую сложно-радиационно-модифицированную полимерную оболочку со уникальными физико-механическими свойствами. 

Идея применения радиационно-модифицированного полимера (РМП) для использования в борьбе с морозным пучением на свайных основаниях в условиях нефтедобывающих регионов РФ принадлежит президенту ОАО «Институт «Нефтегазпроект» (Тюмень) академику Николаю Малюшину. Впервые в 2007 году он обратил внимание руководства УЗПТ «Маяк» на уникальные свойства РМП и возможность использования их в свайном строительстве. Возглавляемый им институт более 40 лет разрабатывал проектную документацию для нефтегазопроводов Западной Сибири. Позднее был получен патент РФ «Противопучинная свая и покрытие её». 

Специалисты УЗПТ «Маяк», реализуя идею академика, разработали полимерный композит Reline для производства полимерного противопучинного покрытия. В 2014–2015 годах противопучинные оболочки Reline прошли успешные натурные испытания на полигоне ООО «Газпром добыча Надым», на месторождении Медвежье. Продукция вошла в «Реестр продукции, разрешённой для применения в ПАО «Газпром». Защитное противопучинное покрытие, предлагаемое уральским заводом, уже положительно зарекомендовало себя в том числе и на газопроводе «Сила Сибири». Успешное применение противопучинных оболочек серии Reline для стальных свай на объектах ПАО «Газпром» привлекло внимание специалистов, занимающихся проектированием фундаментов. Перед разработчиками и производителями встала новая задача – применить техническое решение по борьбе с морозным пучением для железобетонных свай. Так, совместно с НИЦ «Строительство» (Москва) была разработана железобетонная свая. 

В 2016 году ЗАО «УЗПТ «Маяк» с проектом ОСПТ Reline стало резидентом Инновационного центра «Сколково», руководство которого рекомендовало выйти с этим техническим решением в Центр инновационного развития. Опыт эксплуатации контактных и воздушных сетей электроснабжения показывает, что опоры, установленные в пучинистых грунтах, имеют невысокий эксплуатационный ресурс из-за критических выдавливаний и наклонов опор под воздействием сил пучения грунта. Это приводит к удорожанию эксплуатационных расходов сетей за счёт дополнительных расходов на ремонты, правки и переносы опор линий. 

Руководство Центра инновационного развития и куратор проекта, ведущий технолог по работе со стартап-проектами Егор Чупраков, оценивая перспективы внедрения противопучинного покрытия на объектах ОАО «РЖД», поддержали предложение ЗАО «УЗПТ «Маяк» по реализации пилотного проекта на региональной инновационной площадке ДВЖД по применению ОСПТ Reline на железобетонных стойках ВЛ выделенного объекта инфраструктуры. Совместно с представителями завода-производителя покрытия, Центра инновационного развития, специалистами Февральской дистанции электроснабжения, Сезонной мерзлотной станции были разработаны и утверждены «Трансэнерго» программа и методика проведения испытаний покрытия на объекте. Для оценки эффективности покрытия ОСПТ Reline был выбран участок с пучинистыми грунтами для переноса опор ВЛ-10 кВ в границах посёлка Тунгала. На объекте были установлены 32 опоры, в том числе 13 опор с противопучинными оболочками. Все опоры снабжены осадкомерными марками для выполнения сезонного мониторинга их положения с целью определения степени выпучивания стоек ВЛ с покрытием и без него. В короткие сроки удалось оперативно организовать перенос стоек ВЛ и оборудовать площадку для сезонных наблюдений. 

В марте специалисты Сезонной мерзлотной станции провели плановые замеры вертикальных перемещений опор ВЛ. Они показывают наличие просадочно-выпучивающих перемещений стоек опор, характерных для первого года эксплуатации вновь смонтированной линии. Сезонный мониторинг предусматривает трёхлетние наблюдения за перемещением опор для формирования окончательного вывода об эффективности противопучинного покрытия и возможности его применения на объектах РЖД. Специалисты ЗАО «УЗПТ «Маяк» уверены, что наиболее перспективным направлением будет применение противопучинных оболочек на винтовых сваях для опор контактных сетей, ЛЭП и сигнальных блокировок.
   
  
Источник: gudok.ru