Последствия

Для малого бизнеса пандемия стала тяжелым испытанием: одни компании ушли с рынка, не выдержав последствий ограничительных мер, другие — нарастили компетенции, найдя возможности для развития или переориентировавшись на иные виды предпринимательской деятельности. Вместе с тем реальный ущерб от текущей ситуации будет виден не раньше следующего года.

По словам начальника аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, за время пандемии выжило около 80% предприятий малого бизнеса — либо в сфере производства,  либо переориентировавшихся на выпуск продукции для борьбы с вирусом (пошив масок и иных средств защиты, выпуск антисептиков), а также логистических и курьерских услуг. «Выжили только те МСП, у которых был "жирок" и не было больших арендных плат; те, у кого бизнес был ориентирован на привлечение клиентов и оказание услуг онлайн,— школы, тренинги, доставка. Хуже ситуация складывалась в обслуживающих отраслях, которые занимались услугами b2b, ведь они не являются первым приоритетом, если нет клиентов»,— рассуждает Ольга Ошарова, партнер консалтинговой группы Bright, добавляя, что меры господдержки по отсрочке налогов были не очень эффективными, по оценке представителей малого и среднего бизнеса.

Господин Кумановский добавляет, что хуже всего кризис сказался на сфере услуг, розничных продажах и индустрии развлечений, где потери максимальны из-за снижения доходов населения и опасений заразиться при посещении общественных мест. При отсутствии возможности воспользоваться финансовой поддержкой из-за проблем с документами малый бизнес зачастую выживал за счет предприимчивости. «Известны примеры, когда предприниматели быстро переквалифицировались, например, из свадебного салона в пошив масок, ногтевой сервис на дому, чем смогли смягчить риски»,— говорит Юрий Халимовский, директор Deloitte Legal. Госпожа Ошарова считает, что в этом случае можно говорить о предпринимательской жилке, которая позволила решиться на временную перестройку бизнеса под спрос, выиграв в двух направлениях: получить выручку и, что не менее важно, сохранить сотрудников.

Пошло на пользу

«В период самоизоляции мы с нуля сделали интернет-портал по продаже онлайн-курсов в сфере спорта и хобби. Уже пошли первые продажи»,— говорит Артур Кондраков, владеющий сетью танцевальных студий и порталом по поиску занятий в сфере хобби, добавляя, что офлайн-уроки до сих пор так и не восстановились до уровня 2019 года. «Потому ставку решили сделать на онлайн-продукт. В России достаточно низок уровень доверия к онлайн-обучению, но со временем дело наверняка должно наладиться»,— считает он.

 

Вместе с тем пандемия оказалась полезной для ряда высокотехнологичных компаний. Так, по словам Дамира Зайнуллина, генерального директора, сооснователя компании Z-Robotics (компания-резидент «Сколково», биомедицинский кластер), инженерные компании в сфере робототехники, электроники и разработки программного обеспечения в период карантина испытали настоящий рост, значительно увеличилось количество заказов, связанных с заменой труда человека роботами, а также заказов по автоматизации дистанционных бизнес-процессов. «Благотворно пандемия повлияла также на индустрию станкостроения. Рынок в период первой волны породил авральный спрос на станки для серийного производства медицинских масок и средств защиты. Токари и фрезеровщики пользовались особенным спросом: в пик спроса в период карантина они могли заработать до 100 тыс. рублей на изготовлении деталей для станков»,— добавляет господин Зайнуллин.

По словам гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сейчас ожидания бизнеса связаны в первую очередь с взвешенной политикой государства в части продления мер поддержки бизнеса и карантинных мер в период активизации пандемии коронавируса, так как вторую волну ограничений значительная часть компаний точно не переживет. Так, по оценкам властей, во время кризиса наиболее востребованными среди предпринимателей оказались такие меры поддержи, как отсрочка и освобождение от арендных платежей, продление без торгов сроков аренды земельных участков, в том числе по договорам, действующим в режиме неопределенного срока, а также субсидии на поддержку занятости.

«В любом случае, в настоящее время еще рано оценивать потери для экономики, я думаю, что реальный ущерб будет виден только в следующем году»,— резюмирует уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.

Социальная ответственность

Еще одной сферой бизнеса, которая не оказалась менее востребованной во время пандемии, стало социально ориентированное предпринимательство, для которого текущая ситуация во многом явилась толчком к развитию. По словам руководителя Центра инноваций социальной сферы проекта «Мой бизнес» Ольги Юркиной, в Петербурге насчитывается около 3 тыс. компаний, относящихся к категории социальных. «Это серьезно растущая отрасль, так как социальными предпринимателями могут быть практически все компании, кроме тех, что занимаются подакцизными товарами»,— объясняет она, добавляя, что социальный бизнес — это сложная формула, сочетающая в себе как элементы классического бизнеса, целью которого является извлечение прибыли, так и варианты решения социальных проблем.

«Те, кто связал свою жизнь с социальным бизнесом,— это люди со своими бедами, со своей историей. Например, это мамы, которые растят детей с пороками и которым не удалось найти достойных врачей. В итоге они сами разработали и внедрили необходимые технологии, а теперь могут ими поделиться. Это могут быть люди, долгое время работавшие с инвалидами и понимающие, в чем им можно помочь»,— рассказывает госпожа Юркина.

Одной из таких компаний является ООО «Сколиолоджик.ру», которое за время пандемии смогло нарастить свои компетенции и выйти на новые региональные рынки. «Наш протезно-ортопедический центр "Сколиолоджик.ру" специализируется на лечении сколиоза с применением корсета по типу Шено, а также на ортезировании, протезировании верхних и нижних конечностей. За время пандемии мы столкнулись с тем, что пациенты не могут приехать к нам из-за режима самоизоляции в стране»,— рассказывают в компании. Для решения данной проблемы был введен ряд новых услуг: онлайн-консультации травматологов-ортопедов, протезистов, психологов и инструкторов ЛФК, также была разработана система дистанционного изготовления некоторых ортопедических изделий. «К примеру, пациенты, нуждающиеся в протезах верхних конечностей, получали коробку с материалами для снятия слепка самостоятельно и подробную инструкцию, как это сделать правильно. Затем отправляли коробку обратно врачам-протезистам для дальнейшего создания гильзы протеза»,— делятся опытом представители компании.

Дополнительная нагрузка

Есть и другие примеры социального предпринимательства, когда пандемия все же стала испытанием на прочность. По словам Юлии Шатовой, директора сети пансионатов для пожилых людей «Усадьба», в период коронавирусной инфекции компания несет дополнительную финансовую нагрузку. «Это увеличение закупок необходимых средств защиты в несколько раз по сравнению с обычными закупками, создание карантинных зон для изоляции заболевших. Мы увеличили количество работающих сотрудников в смену, соответственно, выросли ФОТ и налоговая нагрузка. Кроме того, мы закрыты для посещений, что, несомненно, влияет на развитие нашего бизнеса»,— говорит она. Тем не менее, как и другой бизнес, компания использует это время с пользой. «Мы занялись внедрением автоматизации управления пансионатами; вводим дополнительные часы работы социальных работников, психологов, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, стараемся разнообразить досуг наших постояльцев. «Как только ситуация позволит, мы начнем внедрять нововведения, развивая сферу соцзащиты пожилого населения»,— добавляет госпожа Шатова.

По словам госпожи Юркиной, социальный бизнес также может воспользоваться мерами поддержки, среди которых обеспечение средствами на выплату заработной платы и возможность получения кредитов по низким ставкам. В «Сколиолоджик.ру» говорят, что воспользовались федеральной поддержкой кредитования для выплаты зарплаты сотрудникам. «Это помогло на тот период, когда наша компания не могла работать в полную силу из-за эпидемии COVID-19»,— объясняют в компании.

Говоря о тех мерах поддержки, которые еще не были реализованы, госпожа Юркина называет госзаказ. «Субсидии — это, конечно, хорошо, и хотелось бы, чтобы их было больше. Но бизнес и сам сможет справиться, ему необходима не столько материальная поддержка, сколько поддержка от профильных комитетов, добавление в базу партнеров и возложение на него решения социально значимых задач. Остальное бизнес сделает сам»,— говорит эксперт.

По ее словам, деятельность Центра инноваций социальной сферы проекта (ЦИСС) способствует формированию и развитию устойчивой модели социально ориентированного бизнеса. «В рамках нашего центра мы создали бизнес-клуб для таких предпринимателей. Важно показать им, что они не одни наедине со своими проблемами, особенно в период пандемии и ограничительных мер. Мы не можем позволить таким компаниям исчезнуть, поскольку они решают проблемы людей, которых нельзя оставить на обочине. Поговорка "Мы в ответе за тех, кого приручили" в данном случае работает на все 100%»,— подчеркивает госпожа Юркина.

Сейчас у ЦИСС наработан конструктивный и эффективный диалог с органами власти Петербурга, отмечает Ольга Юркина. «И они прислушиваются к нашим советам. Единственное, чего хотелось бы больше,— это обратной связи от самих социальных предпринимателей, которые зачастую просто не верят, что им где-то могут помочь. А при обращении к нам понимают, что положительная динамика есть. Хранители "золотого ключика" не мы, а сами социальные предприниматели, которые должны донести до властей свои проблемы»,— отмечает эксперт.

     

Источник: kommersant.ru