Беспилотники интегрируют в воздушное пространство России

12 октября 2021 г.

Пра­витель­ство РФ ут­верди­ло кон­цепцию ин­тегра­ции бес­пи­лот­ни­ков в еди­ное воз­душное прос­транс­тво Рос­сии. Пред­се­датель пра­витель­ства Ми­хаил Ми­шус­тин под­пи­сал соот­ветс­твую­щее рас­по­ряже­ние.

Кон­цепция пре­дус­матри­вает поэ­тап­ную ин­тегра­цию бес­пи­лот­ни­ков к 2030 г.

 

До 2023 г. продлится организационный период, во время которого будут разработаны меры по упрощению процедур и снятию ограничений для полетов беспилотных воздушных судов (БВС). Также на этом этапе будут внедрены специальные сервисы для электронной регистрации и учета БВС, установлены правила подготовки и выполнения таких полетов.

 

На втором этапе - до 2027 г. - предусматривается разработка и внедрение новых технологий для обеспечения безопасности полетов БВС, создание необходимой инфраструктуры связи, систем навигации и наблюдения. Параллельно будет идти законодательная работа. Например, будут утверждены технические требования к новым системам и оборудованию, которые будут обеспечивать безопасность полетов, принят порядок использования воздушного пространства при совместных полетах беспилотных и пилотных судов. На этом же этапе начнутся их пробные полеты в едином воздушном пространстве.

 

На третьем этапе - до 2030 г. - планируется завершить создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности полетов БВС, внедрить цифровые технологии в части управления полетами беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве, принять нормативно-правовые акты, которые будут регулировать эту сферу.

 

 

Заместитель руководителя законодательной рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) "Аэронет" Андрей Шнырев считает, что концепция чрезвычайно важна.

"Конечно, приняли ее достаточно поздно, но тем не менее она позволит сделать российскому рынку существенный шаг вперед. Например, один из ключевых вопросов развития беспилотников - это совместное использование воздушного пространства, совместное пилотирование воздушных судов. Эти вопросы находятся в числе главных в документе", - отмечает Андрей Шнырев.

 

Он полагает, что в ходе реализации концепции можно увидеть, какие изменения стоит в документ внести. "Внесение ежегодных поправок в него предусмотрено, поскольку учесть все детали развития рынка в одной концепции сразу достаточно сложно", - подчеркивает Андрей Шнырев.

 

"Сперва необходимо выполнить то, что заложено в текущей версии концепции, поскольку по указанным в ней пунктам в других иностранных государствах технологии и идеи уже массово используются. Надеюсь, мы будем менять документ, как только появится необходимость", - отмечает Андрей Шнырев.

 

Эксперт считает: есть вероятность, что заложенная концепция будет исполнена раньше времени. "Если мы выполним все заявленные задачи в установленные в документе сроки, мы сильно отстанем от зарубежных конкурентов. Реализация документа может поспособствовать развитию рынка, она существенно будет расширять рынок предлагаемых услуг с помощью беспилотников. Это огромный объем работ: и доставка грузов, и работа по пожаротушению, и обработка сельхозугодий, и перевозка почты, и другие проекты. Она также позволит реализовать стратегический проект по аэородоставке беспилотниками, реализуемый в интересах "Почты России", - подчеркивает Андрей Шнырев.

 

"Объем российского рынка, по разным оценкам, составляет от 3 млрд до 9 млрд руб. в год. Причем рынок сейчас теряет в деньгах, поскольку компании не могут реализовывать проекты без поддержки с нормативной стороны", - отмечает Андрей Шнырев.

 

Вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий фонда "Сколково" Алексей Беляков также считает, что концепция абсолютно необходима поскольку для открытия рынка услуг с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) нужна координация разного рода участников - прежде всего заказчиков этих услуг, эксплуатантов, производителей дронов и регуляторов.

 

По мнению Алексея Белякова, в концепции учтены все особенности развития отрасли.

 

"Концепция точно будет способствовать развитию рынка, но надо понимать, что концепция описывает лишь основные верхнеуровневые подходы к организации интеграции (связь, безопасность, требования к пилотам и т.п.). Каждое из этих направлений необходимо отдельно прорабатывать, тестируя соответствующие технологические и организационные решения", - отмечает Алексей Беляков.

Исполнительный директор кластера передовых производственных технологий фонда "Сколково" Алексей Беляков. Фото: Sk.ru 

  

"По нашим оценкам, рынок БПЛА (услуги + инфраструктура, рынок гражданских дронов) в 2021 г. составит до 5 млрд руб. При этом потенциал этого рынка огромен - с учетом громадных расстояний и малонаселенных территорий. Но для того, чтобы этот рынок открылся, требуются понятные правила игры", - подчеркивает Алексей Беляков.

 

Заместитель генерального директора, директор по направлению "Нормативное регулирование" АНО "Цифровая экономика"​​​​​ ​Дмитрий Тер-Степанов отмечает, что регулирование авиации - это очень чувствительная сфера, правовые барьеры в ней связаны с безопасностью полетов и защитой жизни и здоровья граждан.

 

"В таких чувствительных сферах наиболее эффективным механизмом снятия ограничений являются изменения регулирования через эксперимент, когда в максимально контролируемой среде решения проверяются на безопасность и эффективность. Соответствующий закон был принят в прошлом году. Согласно принятому закону при установлении каждого экспериментального правового режима требуется заключение организации предпринимательского сообщества по вопросам ЭПР: с октября прошлого года распоряжением правительства РФ данным статусом наделена организация "Цифровая экономика", - подчеркивает Дмитрий Тер-Степанов.

  

Напомним, в России будет проводиться экспериментальный правовой режим (цифровые песочницы) в сфере применения БПЛА, который в ближайшее время планируется запустить в Томской области. В нем примут участие 13 организаций (см. новость ComNews от 4 октября 2021 г.).

     

Источник: comnews.ru

Поисковые теги
Поделиться