Назло Цукербергу: зачем Михаилу Прохорову понадобилась своя метавселенная

16 ноября 2021 г.

В мире, населенном аватарами живых людей и их искусственными компаньонами, которые осмысленно разговаривают благодаря алгоритму от Илона Маска, можно заниматься медитацией, слушать концерты мировых звезд и покупать цифровые активы

 

Переименование компании Facebook в Meta и планы Марка Цукерберга создать виртуальную вселенную вызвали волну интереса к аналогичным проектам других компаний. Создаются такие компании и россиянами. Метавселенную Sensorium Galaxy (SG) разрабатывает компания Sensorium Corporation, основанная в 2018 году Михаилом Прохоровым. Миллиардер - единственный акционер стартапа, который привлек $100 млн инвестиций. Кроме того, используемую в этой метавселенной валюту купили на несколько миллионов долларов стриминговый сервис Tidal (принадлежит компании Square Inc., сооснователем которой является CEO Twitter Джек Дорси) и развлекательная компания Roc Nation, созданная американским рэпером Jay-Z. SG представляет собой социальную VR-платформу с игровыми механиками.

 

Фото: Sk.ru  

 

Пользователи создают себе аватары, взаимодействуют друг с другом и исследуют разные миры. Сейчас в Sensorium Galaxy разрабатывается три мира: звездный корабль Starship, подводное царство для медитации Motion и мир, посвященный музыке, под названием Prism. В этих мирах можно будет покупать цифровые активы и смотреть выступления известных музыкантов. Космос внутри Путь пользователя начинается с космического корабля, который доставляет игроков в другие миры. Там есть каюты, пользователи могут выбрать и кастомизировать аватар и каюту, общаться с другими игроками.

 

"На Starship будет несколько направлений, например галерея цифровых ассетов (неделимая часть контента игры. - РБК), - делится подробностями заместитель генерального директора Sensorium Corporation Алексей Благирев. - Мы активно смотрим на NFT: собираемся привлечь к сотрудничеству различные галереи и цифровых художников, чтобы разместить на космическом корабле их активы, которые можно будет купить. Пользователи также смогут проводить в каютах выставки своих произведений".

  

В Prism будут проходить выступления цифровых копий известных исполнителей. Свое намерение устроить концерт в Prism уже подтвердили многие известные диджеи, например обладатель премии "Грэмми" Давид Гетта, собирающие многотысячные вечеринки нидерландец Армин ван Бюрен и британец Карл Кокс. Кроме того, компания объединилась с сервисом для алгоритмической генерации музыки Mubert, чтобы разрабатывать виртуальных диджеев, управляемых искусственным интеллектом, которые будут самостоятельно создавать потоки постоянно меняющейся музыки.

Пользователи также смогут устраивать в Prism свои световые шоу, сейчас команда тестирует для этого новый функционал.

 

"Мир Motion будет посвящен медитациям и другим духовным практикам, - продолжает Благирев. - Мы создаем программу, которая будет похожа на адаптацию Headspace (интерактивная система обучения медитации. - РБК) в виртуальной реальности". Кроме того, в Motion пользователи смогут создать собственную танцевальную композицию из набора движений в библиотеке. Чтобы накопить базу движений для игроков, создатели оцифровали па профессиональных танцоров, в том числе знаменитого российского артиста балета Сергея Полунина, чей аватар также станет одним из обитателей метавселенной. Попасть в эти миры можно будет с помощью мобильного приложения, через VR-шлем и десктоп.

 

У каждого из этих каналов свой функционал. Главный элемент в мобильном приложении - аватар, который умеет разговаривать с игроками, двигаться и танцевать. Пользователи могут создать свое собственное танцевальное шоу из последовательности движений, которые можно выбрать в библиотеке и совместить с помощью конфигуратора. "Сейчас в библиотеке много движений в различных танцевальных стилях; мы планируем, что их будет около тысячи", - делится подробностями Благирев. Танец аватара можно стримить во внешних соцсетях, например в Instagram или TikTok. Одна из ключевых функций мобильного приложения - дополненная реальность: аватар может танцевать в реальном помещении или на улице. Также в приложении можно посмотреть стриминг концертов в виртуальном мире. Если же пользователь хочет погрузиться в виртуальные миры, ему понадобятся VR-шлем и ПК. Целевая аудитория Sensorium Galaxy, по словам Благирева, максимально широкая - от любителей электронной музыки до геймеров, пользователей соцсетей и цифровых творцов. Бета-тестирование виртуальных миров Prism и Motion началось в апреле 2021 года, мобильного приложения - в сентябре 2021-го. К концу года создатели планируют увеличить число пользователей, но пока не решили, делать ли метавселенную открытой абсолютно для всех.

 

Мета и смета Собственный аватар игрок выбирает в библиотеке или покупает в магазине. Он также может создавать себе аватаров-компаньонов, управляемых искусственным интеллектом. ИИ - собственная разработка Sensorium Corporation, однако он использует GPT-3, алгоритм обработки естественного языка от проекта OpenAI, одним из сооснователей которого является Илон Маск. Благодаря ИИ компаньоны могут вести с аватарами игроков диалоги, максимально напоминающие разговоры реальных людей. Внешний вид компаньонов создавался художником - партнером Sensorium Corporation, но их поведение задается ИИ на основе критериев, выбранных пользователем. В библиотеке собрано большое количество критериев, которые могут повлиять на характер. Например, игрок может выбрать, из какого города будет его компаньон, какая у него профессия, интроверт он или экстраверт. После того как персонаж создан, он начинает "жить" самостоятельно, накапливая опыт благодаря перемещению по вселенной.

"Эволюционируя, ИИ начинает использовать внешний контекст, анализирует его и придумывает свой собственный: новую логику изложения, факты, - объясняет Благирев. - Пользователь сможет общаться с персонажами, которые ему интересны, и узнавать от них что-то сверх того описания, которое он задал изначально. Мы позволим пользователям населить метавселенную персонажами, каждый из которых расскажет собственную историю".

Сейчас эти аватары доступны в бета-версии мобильного приложения: с ними можно пообщаться в чате или по видеосвязи. "Самый частый вопрос, который поступает к нам от коллег после запуска бета-версии, - сколько операторов у нас сидят в Индии, поддерживая диалоги с компаньонами, настолько реалистичными получаются беседы", - иронизирует Благирев. Регистрация на платформе бесплатная. Проект будет монетизироваться за счет платы за кастомизацию аватаров и кают космического корабля, а также за доступ на концерты виртуальных исполнителей. Рассматривается и модель сезонных "пропусков" - подписок, которые дают возможность получить дополнительный контент: специальные аватары, голоса или движения, которые недоступны в обычном магазине.

 

Дополнительные услуги в Sensorium Galaxy оплачиваются собственными токенами Senso. Стоимость одного Senso составляет $10, на покупку более крупных сумм предоставляются скидки - например, 15 Senso можно купить за $125. "Senso можно купить как в продукте, так и на нескольких криптовалютных биржах. Сейчас курс токена на бирже ниже, чем $10, которые он стоит в SG, и это потенциально может привлечь в продукт пользователей из криптоиндустрии", - поясняет Благирев. Сейчас в бета-версии мобильного приложения пользователи могут выбрать аватары по модели freemium: базовые - бесплатно, а продвинутые обойдутся в 0,7 Senso, или $7. "В будущем мы планируем выпускать различные коллекции аватаров, которые будут стоить больше, - делится планами Благирев. - По результатам бета-тестирования мы видим, что аватары покупают, их приобрели достаточно много". Конкретные показатели он не назвал. В августе 2020 года в Sensorium Corporation вложился стриминговый сервис Tidal, мажоритарным владельцем которого является американская компания Square Inc. Сервис приобрел токены Senso на $7 млн. Эта сделка была первым шагом в партнерстве, позволяющем артистам Tidal получить доступ к платформе, быть включенными в NFT- или шоу-механики.

 

Представители Sensorium Corporation подчеркивают, что это именно партнерство: Tidal не получил долю в компании. В июле 2021 года токены Senso приобрела другая американская развлекательная компания Roc Nation, основанная американским рэпером и продюсером Jay-Z. Генеральный директор Roc Nation Дезире Перез уточнила, что компания хочет также включить своих артистов во вселенную Sensorium Galaxy. Еще один партнер проекта - Ян Писсенем, создатель ночных клубов Hï Ibiza и Ushuaïa Ibiza Beach Hotel, которые находятся на популярном у любителей электронной музыки острове. В бета-версии Sensorium Galaxy выступления уже подтвержденных артистов пока недоступны: их собираются выложить только в открытую версию. Проект международный.

"Сейчас в штате около 100 человек, которые разрабатывают продукт, создают контент и т.д., - делится подробностями Благирев. - Также у нас есть контрактные сотрудники, занимающиеся разработкой ПО. Команды и их тимлиды находятся в разных точках мира: команда в Монреале занимается разработкой VR, в Чикаго - ИИ, разработка мобильного приложения ведется в Лондоне".

  

Первому сотруднику приготовиться Метавселенная - виртуальное пространство, где люди могут взаимодействовать с помощью VR- и AR-устройств. Венчурный инвестор Мэттью Болл считает, что Roblox (многопользовательская платформа, где клиенты могут создавать игры и играть в созданные другими) и Fortnite (онлайн-игра от американского разработчика Epic Games) воплощают в себе многие черты и технологии метавселенных, но не являются таковыми. Интерес к метавселенным проснулся во многом благодаря пандемии: когда сотрудники стали общаться в Zoom, появилась идея расширить сервисы видеоконференций до полноценных виртуальных офисов. В июле 2021 года о намерении создать метавселенную объявил сооснователь Facebook (ныне Meta) Марк Цукерберг. В Metaverse можно будет и жить, и работать: аватары пользователей населят виртуальный дом Horizon Home, a рабочие места будут оборудованы в сервисе Horizon Workrooms. В метавселенной можно будет покупать и продавать цифровые и реальные предметы.

 

По прогнозам Цукерберга, на разработку уйдет пять-десять лет. Свою метавселенную для корпораций намерена создать Microsoft: в ноябре компания презентовала платформу для совместной работы в виртуальной реальности с 3D-аватарами. В 2022 году решение будет интегрировано в сервис для совместной удаленной работы Teams. Модный мир Sensorium Corporation не единственная метавселенная с российскими корнями. В начале ноября 2021 года о создании подобного проекта для e-commerce объявил в своем Facebook предприниматель Константин Попов - основатель компании Cappasity. История стартапа началась в 2013 году: обратив внимание на сделку Apple с производителем 3D-камер PrimeSense, Попов, тогда владелец игровой Biart Company, предположил, что технологический гигант делает ставку на развитие трехмерного контента и дополненной реальности. "Игровая индустрия менялась, и мы увидели новую возможность роста - ушли от игр в профессиональный софт, - рассказывает Попов. - Один из игровых продуктов требовал производства большого количества анимированных сцен. Мы начали изучать технологии 3D-сканирования, чтобы снизить расходы на создание контента.  

  

 Параллельно я изучал несколько рынков, в том числе e-commerce. Я решил, что в будущем мы все так или иначе будем клиентами интернет-магазинов и продукты надо представлять ближе к реальности, как в играх. Но контент очень дорого делать вручную. Отсюда и возникла цель создать доступные инструменты". Предприниматель решил закрыть Biart Company и заняться разработкой инструментария для быстрого создания 3D-контента для e-commerce. Попов зарегистрировал компанию Cappasity в США, а затем открыл "дочку" в России. Вложил в проект $350 тыс. личных средств, а с 2015 года начал привлекать инвестиции.

 

Первый проект компании - софт, позволяющий создавать цифровую копию продукта, оказался невостребованным. "Чем крупнее компания, тем больше она любит решение под ключ, - поясняет причины неудачи Попов. - Мы поняли, что нужно делать платформу, потому что мало создать модель товара, нужно его еще интегрировать". Первая версия SaaS-платформы была готова в 2017 году. "Cappasity - это технология "окошка" на сайте, она обеспечивает доставку контента со своей платформы до посетителя сайта нашего клиента: мы напрямую стримим контент посетителям сайта и не перегружаем клиентский сервер", - объясняет предприниматель. Сейчас в числе пользующихся услугами платформы - производитель багажа Samsonite, модный дом Saint Laurent, российский ЦУМ. Стоимость месячной подписки для клиентов из малого и среднего бизнеса составляет $100 и $350 соответственно, для enterprise-клиентов она рассчитывается исходя из количества просмотров сайта.

 

По словам Попова, малые и средние компании приносят не больше 5% выручки, но в будущем они должны стать ключевой аудиторией, потому что процесс работы c крупными компаниями всегда очень долгий и требует множества согласований. Желание завоевать этот сегмент подтолкнуло Cappasity к разработке мобильного приложения 3DShot, позволяющего осуществлять трехмерную съемку на мобильный телефон, а затем интегрировать ее в карточки на собственном сайте или маркетплейсе, где клиент продает товар. Приложение уже интегрировано в российскую d2c-платформу "Ярмарка мастеров", белорусский маркетплейс Kufar и дубайский маркетплейс по продаже машин Carswitch. Также компания заключила контракт с австрийским маркетплейсом Willhaben. "Интерактивный контент помогает задержать внимание пользователя и улучшить конверсию", - считает предприниматель. На следующий год компания запланировала запуск метавселенной для e-commerce, куда будет интегрирована технология 3DShot. "В ней у каждого бренда будет виртуальная витрина, на которой станут использоваться не фотографии и видео, а только иммерсивный контент, с которым можно будет взаимодействовать, - делится планами Попов. - Также мы добавим специфический функционал - AR-порталы. Каждый пользователь сможет создавать контент дополненной реальности". Кроме того, в метавселенной будет виртуальная примерочная: с помощью технологий дополненной реальности пользователь сможет сделать свое фото, алгоритмы вычислят его метрики, которые станут использоваться для поиска одежды и обуви на платформе. Также одежда будет совмещаться с аватарами, созданными по метрикам человека.

 

Пользование платформой будет бесплатным как для потенциальных покупателей, так и для брендов, которые смогут добавить ссылку на свой интернет-магазин. Но если бренд захочет добавить контент с платформы на свою собственную, за это придется платить. Платной для бренда будет и услуга виртуальной примерочной. За все время существования компания привлекла $7,4 млн инвестиций. На разработку метавселенной предприниматель планирует привлечь еще $7 млн, проект должен выйти на окупаемость к 2024 году.

 

Взгляд со стороны "Тема метавселенных очень популярна" Алексей Каленчук, директор направления AR/VR Фонда "Сколково"

"Тема метавселенных очень популярна, и многие компании пытаются тянуть одеяло на себя: разработчики игр говорят, что метавселенная - это они, Facebook объявил, что их набор продуктов, включая соцсети и VR-шлем Oculus, - все вместе тоже метавселенная. Есть консенсус, что метавселенная не отдельный продукт, а продуктовое стратегическое видение, которое берет существующий набор технологий и пытается посмотреть на них с другого ракурса. Это видение, в каком направлении может дальше развиваться интернет. Хорошо, что появляются такие продукты, как Sensorium Galaxy, но к данному проекту много вопросов. Например, что они собираются делать, чтобы пользователь приходил к ним постоянно? Люди могут прийти на выступление Давида Гетты, но зачем им снова возвращаться? Или Sensorium придется постоянно покупать знаменитостей, что невыгодно. Если говорить о вселенных, у проекта есть сильные конкуренты, например Fortnite или Roblox. Еще один конкурент - VRChat, у которого контент с визуальной точки зрения не так хорош, но там огромное количество комнат и пользователей, много мини-игр. Это современный виртуальный мир. В плане создания аватаров и миров появился конкурент Nvidia Omniverse (открытая расширяемая платформа для совместной работы в виртуальной среде и физически корректного моделирования в реальном времени. - РБК), который позволит многим разработчикам создать аналог Sensorium Galaxy". 

  

Источник: pro.rbc.ru

 

Поисковые теги
Поделиться