NFT: миллиарды долларов и ноль новых смыслов

27 июня 2022 г.

NFT или невзаимозаменяемые токены называют новым рынком и, соответственно, новыми возможностями для творцов, особенно для тех, которые изначально работали в цифровой сфере. Bank of America в своем обзоре утверждает, что лишь за первую половину 2021 года NFT сгенерировали $2,5 млрд оборота арт-рынка. 

 

Если упрощать, то NFT является еще одним способом дистрибуции для медиа-брендов. В каком-то смысле его можно сравнить с коллекционными карточками или ограниченным количеством мерча. 

 

 

Алексей Каленчук, директор по акселерации по направлению виртуальной и дополнительной реальности кластера информационных технологий Фонда «Сколково», видит у таких токенов три ключевых идеи.

 

  • Культурный «фрейм», способ показать и обозначить, что цифровой объект с точки зрения автора является ценностью.

  • Способ быстро превратить этот объект в коммерческий продукт, донести творчество до рынка.

  • И, наконец, способ сделать «клубный билет» или «членство» в какой-то группе близких к крипте людей.

 

В остальном NFT не создает новых смыслов, поскольку всё, что выпускается в таком виде, это уже давно известные форматы цифрового контента. С помощью таких токенов можно продать практически любой виртуальный объект: изображения, музыку, тексты, 3D-модели. А создают и затем продают NFT на специальных платформах, например, Rarible, Foundation, Mintable и OpenSea.

 

Что надо знать о перспективах NFT

 

NFT всё еще слишком тяжел для понимания массовым потребителем — в технологии трудно разобраться, в результате адаптация каждого нового клиента идет сложно.

 

К тому же покупки токенов не урегулированы законодательно с существующими нормами в области авторских прав, поэтому NFT не обеспечит владельцев такими правами интеллектуальной собственности, как, например, запрет на использование произведения третьим лицам.

 

Есть примеры неподтверждения стоимости. Так, например, певица Grimes продала NFT на $5,8 млн — после этого активы упали в цене на 84%. На 50% подешевели токены Шона Мендеса и рэпера A$AP Rocky.

 

И, наконец, сверхконсолидация рынка. По данным исследования журнала Nature, из 6 млн сделок более 85% приходится на 10% трейдеров. 

 

Директор по акселерации по направлению виртуальной и дополнительной реальности кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Алексей Каленчук соглашается, что сейчас NFT проходит классический путь по хайп-циклу Gartner, упав с пика завышенных ожиданий в яму разочарования. 

 

Если токены и дальше будут идти по стандартному пути, впереди выход на плато продуктивности. Но для этого необходимо урегулировать несколько деталей, в первую очередь, связанные с авторскими правами. 

 

Сейчас покупатели, тратя огромные деньги на NFT, думают, что они приобретают произведение искусства и все сопутствующие права. На самом деле им принадлежат лишь метаданные, связанные с произведением, а не само произведение. По этой же причине, если вы создали NFT, не спросив разрешения автора произведения, это не обязательно будет считаться нарушением авторских прав.

 

«Я бы рекомендовал работать с NFT только креаторам, разделяющим ценности крипто-сообщества, — советует Алексей Каленчук. — В то же время российский рынок NFT ничтожно мал, я бы даже сказал, что сейчас чисто российского рынка не существуют. Поэтому все российские креаторы, которые планируют работать с NFT, должны сразу метить на ключевые международные сообщества крипто-энтузиастов».

Поисковые теги
Поделиться